Рекомендации для родителей «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
консультация (старшая группа)
Как помочь ребенку стать внимательным? Внимание, как и большинство других мыслительных способностей, развивается в детском возрасте. Недостаточное развитие внимания мешает успеваемости, общению с людьми. Предлагаем рекомендации для родителей чтобы показать важность и значимость проблемы развития детского внимания, а также познакомить с играми и упражнениями для развития внимания ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebenku_stat_vnimatelnym.docx | 36.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для родителей
«КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Разработала воспитатель
высшей категории МДОАУ «Детский сад № 102»
Клоченко Г.П.
Цель данной разработки:
- познакомить родителей с понятием внимания и его основными свойствами;
- предложить родителям основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.
Уважаемые родители!
Предлагаем, вам ознакомится с упражнениями и играми, направленными на то «Как помочь ребенку стать внимательным». Представим себе ситуацию, что вы просите ребенка принести книгу, стоящую слева на второй полке книжного шкафа в вашей комнате. Сомневаюсь, что ребенок сразу правильно выполнит вашу просьбу, или, как правило, начнет задавать массу уточняющих вопросов. Подобная ситуация может прояснить степень развития внимания и готовности ребенка к школе.
«Внимательный ребенок - это умеющий сосредоточиться, усидчивый. Доводит до конца любое дело, которым занимается. С другой стороны, может быть внимательным и к окружающим, проявлять заботу».
Успехи вашего ребенка в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированной у него способности быть внимательным. Давайте вспомним стихотворение С. Маршака «Вот, какой рассеянный с улицы бассейной» (отрывок из стихотворения):
Жил человек рассеянный
На улице Бассейной.
Сел он утром на кровать,
Стал рубашку надевать,
В рукава просунул руки -
Оказалось, это брюки...
Вместо шапки на ходу
Он надел сковороду,
Вместо валенок перчатки
Натянул себе на пятки...
Как часто наши дети похожи на такого рассеянного человека. Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик, словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится еще труднее, так как поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание - важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно постулают тысячи сигналов из внешнего мира. Если бы не существовало внимания - своеобразного фильтра, то наш мозг не смог бы избежать перегрузки.
Внимание- обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,
концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью. Нарушение каждого из перечисленных свойств, приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.
Попробуйте объяснить ребенку, что значит слово «внимание».
Что именно он должен сделать, услышав это слово от вас или от воспитателя? Опишите состояние, когда вы внимательны, а потом расскажите ребенку, что это значит. Например: «Когда я прошу тебя быть внимательным, это означает, что нужно убрать из рук все лишнее, сесть прямо, смотреть на рисунок и сосредоточиться на том, что нарисовано».
А если вы попросите ребенка одной рукой нарисовать круг, а второй - треугольник, состояние, которое потребуется для качественного выполнения этого задания, и есть состояние внимания.
Распределение внимания - внимание двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними или наблюдении за ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко ли ребенку удается делать несколько дел одновременно: писать письмо и разговаривать, решать задачу и отвечать на вопросы, заниматься и наблюдать за окружающим и т.п. Насколько легко воспринимаются и запоминаются дополнительные разъяснения и беглые замечания педагога и родителей
Очень важно, чтобы ребенок понимал, чего от него требует взрослый. Удивительно, но когда воспитатель на занятии перестает говорить: «Не отвлекайтесь! Не вертитесь! Вы такие невнимательные», а вместо этого произносит: «Когда я говорю „внимание", я жду, чтобы вы положили руки на стол, сели прямо и стали смотреть на меня», - дети тут же начинают его понимать.
Переключение внимания - перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи. Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, втягивается в работу, может ли быстро закончить какое либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях или действиях.
Внимание - не раз и навсегда данное качество, его можно и нужно развивать. Дошкольнику это сделать очень трудно. Ему надо помочь научиться управлять своим вниманием, и главными помощниками ребенку могут стать мама и папа.
Предлагаем условия, при соблюдении которых можно развить у ребенка необходимое качество:
- Занятия по тренировке внимания должны быть регулярными и продолжаться в течение долгого времени, пока не появятся нужные результаты.
- Родителю самому должны быть интересны задания, которые он предлагает ребенку, чтобы можно было выполнять упражнения вместе.
- Во время занятий родитель должен быть спокойным и доброжелательным.
Игры и упражнения, на развитие основных свойств внимания (см. Приложение №1, № 2).
К числу эффективных средств развития внимания и других познавательных качеств личности дошкольника относятся игры и игровые улражнения.
Если ребенок уже знает, что такое внимание, с ним можно организовать простую игру. Кстати, лучше, если все упражнения, которые вы собираетесь выполнять, были бы преподнесены как игра. Тогда появляются положительные эмоции, интерес.
Договоритесь с ребенком, что, когда вы идете по улице, один из вас может в любой момент сказать: «Внимание на ту машину!» или «Внимание на кошку!». Это означает, что некоторое время вы вместе рассматриваете выбранный объект, а потом по очереди описываете его самым подробным образом: цвет, форма детали, поведение (если объект живой), звуки. Можно представить, какой он на ощупь. Похвалите ребенка за то, как он сделал описание, скажите, что вам особенно понравилось. Например: «Как ты здорово заметил, что кошка не полностыо черная, и что одно ухо у нее меньше другого! Ты очень внимателен, молодец!» Пусть малыш тоже похвалит вас. Это будет способствовать развитию умения быть внимательным к собеседнику.
Если сын или дочь уже знает буквы, умеет читать, можно предложить одно интересное упражнение: в течение пяти минут в какой-нибудь газетной статье вычеркивать все встретившиеся буквы (А). При этом поставить условие, что если ребенок пропустит больше четырех букв, то он проиграл, а если четыре и меньше - выиграл. Затем выполните упражнение сами, а ребенок пусть тщательно проверит, обязательно похвалите его.
Итак, прежде чем начать решать проблему со вниманием у малыша, определитесь, какого результата вы хотите достичь? Остерегайтесь ставить слишком высокие цели, если ребенок еще не умеет малого. Например, мама хочет, чтобы сын самостоятельно умел сосредоточиться при выполнении любого задания. Если он на данном этапе жизни плохо концентрирует внимание даже тогда, когда ему об этом напоминают, то для начала имеет смысл сформулировать задачу: научить мальчика направлять и удерживать внимание на нужном предмете или действии в течение, хотя бы 5 минут.
Поддерживайте своих детей, создавайте хорошее настроение им и себе, выполняйте упражнения, и вы обязательно добьетесь результата.
Желаем Вам успеха!
Приложение №1
Как развить внимательность
(памятка для родителей)
- Приобретайте и читайте книги с играми и упражнениями на развитие внимательности, многие из них заинтересуют ребенка.
- Играйте вместе с ребенком в игры, развивающие все свойства
внимания.
- Учите малыша играть в шахматы и шашки, ведь их называют «школой внимания».
- Развивайте у дошкольника наблюдательность - умения замечать изменения, происходящие в окружающем мире, видеть необычное в обычном, а незнакомое - в знакомом.
Приложение № 2
Игровой калейдоскоп на развитие устойчивости
и переключения внимания
«Пуговица»
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в любом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле три пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
Можно усложнить игру, используя большее количество клеток и пуговиц. В нее же полезно играть для развития памяти, пространственного восприятия и мышления.
«Маленький жук»
Перед двумя игроками поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Взрослый диктует малышу ходы, а тот передвигает по полю жука в нужном направлении, причем делает это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя! Например:
«Одна клеточка вверх - одна клеточка влево - одна клеточка вниз - одна клеточка влево - одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук (если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать , его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться на клеточном поле.)
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено - перейти к движению по полю из 25, 36 клеток, усложнить задания ходами: две клетки наискосок вправо-вниз, три клетки влево и т.д.
«Найди отличие»
Все дети с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать приятное с полезным - предложить малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (котенка, рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.
«Съедобное - несъедобное»
Взрослый кидает ребенку мяч и при этом называет предметы - съедобные и несъедобные. Если предмет съедобный, малыш ловит мяч, если нет - отбрасывает.
«Летает - не летает»
Взрослый называет предметы. Если предмет летает, малыш поднимает руки, если нет - руки ребенка опущены. Взрослый может сознательно ошибаться, а ребенок, часто непроизвольно, в силу подражания, поднимает руки. Необходимо реагировать своевременно, быть внимательным.
«Будь внимательным»
Взрослый называет ребенку любые слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка.
Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее например, животное. Если сбивается, необходимо повторить игру с начала. Еще можно предложить, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем - объединить первое и второе задания: хлопать в ладоши на слова, обозначающие животных, и вставать при произнесении слов, обозначающих растения. Такие упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Интереснее проводить такие упражнения с несколькими детьми.
«Найди лишнее»
Взрослый называет четыре слова: три слова связаны между собой, а четвертое -лишнее (слива, яблоко, груша, ворона). Ребенок называет или рисует лишнее слово.
«Зеркало»
Один из играющих - зеркало, а другой - дама или кавалер, собирающийся на бал (или исполняющий любой другой образ и действия). Зеркало должно в точности копировать движения своего партнера по игре. При смене образно-игровой ситуации партнеры меняются ролями.
Затем можно включить музыку и предложить ребенку нарисовать ее. Пока он рисует музыку, взрослый - зеркало воспроизводит движения художника. При этом руки художника, воспроизводящие линии мелодии, не соприкасаются с руками своего зеркального отражения, хотя и располагаются очень близко. Возникает эффект синхронного движения, требующий сосредоточенного внимания к партнеру. В проиессе игры партнеры меняются ролями («Теперь ты - зеркало»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь ребенку стать внимательным
Родительское собрание в группе предшкольной подготовки...
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания...
Как помочь ребенку стать внимательным
Внимание – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательнее»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей " Как помочь ребенку стать внимательным?".
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным»
Цель:-познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;-показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.Многие родители задаются вопросом: ка...
Консультация на тему: Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательнее»
Консультация для родителей...