Как помочь ребенку стать внимательным
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Родительское собрание в группе предшкольной подготовки
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_rebyonku_stat_vnimatelnym.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Как помочь своему ребенку стать внимательным?
(Рекомендации для родителей)
Когда ребенок становится учеником – к нему предъявляются разного уровня новые требования, у него появляются новые обязанности. Кто-то с ними справляется легко и просто, а для кого-то это сложный и порой трудный процесс.
Школа, в свою очередь, стремится не только дать определенный багаж знаний своим ученикам, но и ставит более значимую цель – научить детей учиться.
Это сделать не так просто, так как в первую очередь эта цель требует развития у детей всех необходимых для учения познавательных процессов. Это мышление, память, воображение, внимание. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов убедительно показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Очень часто оказывается, что успехи наших детей в учебе и других видах деятельности во многом зависят от сформированности у него способности быть внимательным.
Как часто мы говорим своему ребенку-школьнику: "Ты невнимательный!", когда ребенок допускает нелепые ошибки, не может их найти.
Нередко из-за недостатка внимания ребенку трудно учиться в школе. Маленький ученик словно не слышит и не видит того, что он должен усвоить и запомнить. В старших классах ему становится труднее, т.к. поступающая и требующая запоминания информация обильна и разнообразна.
Внимание – это не раз и навсегда данное качество. Внимание можно и нужно развивать! Конечно, в школе предусмотрены практически на всех уроках можно давать задания на внимание. Но надо заметить, что как бы ни старались учителя использовать эти задания в своей педагогической деятельности, они могут только поддерживать тот уровень развития внимания, который имеется у учеников на данном этапе. На это существуют определенные причины.
Во-первых: большой объем учебного материала, во-вторых: это должна быть определенная система заданий и работа, как правило, должна быть индивидуальной после изучения того, как развито внимание у каждого ребенка.
Ребенку необходимо помочь научиться управлять своим вниманием. Самому младшему школьнику это сделать еще трудно. И главным помощником ребенку могут стать его родители.А работать есть над чем. Это показали результаты анкетирования, проведенные среди учащихся 2 – ых классов.
На вопрос "Часто ли ты отвлекаешься во время выполнения домашние задания?" только 31 % учащиеся ответили, что они не отвлекаются. Причинами того, что может отвлечь называли разное. Чаще всего отвлекают сами родители (так считают ваши дети). Больше всего таких ответов дали уч-ся 2 А кл. Не меньше отвлекают другие родственники, среди которых чаще назывались младшие братья и сестры. Могут отвлечь и дом. Животные, реже были названы такие причины как телефон, телевизор (громкий звук).
Был и еще один вопрос: "Считаете ли вы себя внимательными?". Из всех учащиеся ответили "нет" -53 %, "да"- только 19 %.
Так же были и другие интересные сведения, которые доказывают, что развитию внимания родители не придают большого значения.
Например, по ответам детей, дома помогают делать уроки 79% родителей, из них помогают и подсказывают 27 %, проверяют работы, иногда объясняют непонятное – 31%, за двойки ругают 41%, расстраиваются и выясняют причину двойки – 8%, не занимаются дополнительно и не играют со своими детьми-66%
Чтобы помогать ребенку – мы должны знать, что надо делать и как.
Что же такое внимание? Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю поступающую информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент, важную для принятия правильных решений совершенно необходимо.
Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание.Когда учитель говорит об отсутствии внимания вообще – это очень обобщенно. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое и требует как раз коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания – надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания – это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили ; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка, выявите какое свойство наименее развито – можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания являются игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
ПРИМЕРЫ ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
1. "Кто внимательный?" Читают текст. Дети должны понимать смысл и считать кол-во слов со звуком [М], например.
2. "Сколько чего?" Детям нужно осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся в ней предметов (по любым признакам: цвет, форма, материал, из которого сделаны, чтобы была определенная буква в их названии)
3. "Повтори быстро" Повторять за вами слова может ребенок только тогда, когда вы говорите слово "повторите" (диалог идет быстрый) Можно использовать слова: скажите, произнесите и т.д.
4. "Построй в темноте" На столе кубики и спич. коробки или др. (части от конструктора, кубики разного размера). Ребенок с завязанными глазами должен быстро построить одной рукой столбик с основанием один кубик (возможен соревновательный момент)
5. "Не собьюсь" Счет до 30. Определенные числа (содержащие цифру 3, делящиеся на3)называть нельзя. Вместо них – любое движение или слово (подпрыгнуть, сказать "не собьюсь").
6. Бросать мяч, называя сущ. Ребенок, принимая мяч, называет подходящий по смыслу глагол и говорит свое существительное и т.д. (таблица умножения)
7. Игры в шашки и шахматы. Эти игры не зря называют школой внимания. Надо просчитать ходы наперед, сделать выводы.
Игра в Перепутанные действия. Если я подниму руки вверх, дети – в стороны, если я присяду- дети подпрыгивают и т.д.
Нельзя забывать, что задания на развитие внимания часто встречаются в различных детских журналах и др. изданиях. Это хорошо вам знакомые лабиринты, рисунки с перепутанными линиями, найти отличие на картинках, вычеркивание в тексте определенных букв (через три), решение различных головоломок и др.(сосредоточенность)
8. Учитель предлагает школьникам решить устно несколько арифметических примеров. Например, даны 2 числа – 84 и 26. Первую цифру второго числа нужно умножить на вторую цифру первого, к полученному произведению надо прибавить вторую цифру второго числа и от этой суммы вычесть первую цифру первого числа (2 х 4 + 6 –8 = 6) (устойчивость)
9. Предлагается удержать восприятие рисунка (усеченная пирамида, приближающаяся к нам, или уходящая внутрь; профиль, ваза), только в одном положении определенное время. При изменении ставить черточку на бумаге (объем)
10. Посмотреть на предметы в течение 1 секунды и потом назвать.
- Сколько и какие предметы изображены?
- Какие цифры изображены?
- В какую фигуру вписана та или иная цифра? (распределение)
11. Одновременно решать несложные математические примеры и слушать пословицы. Затем назвать ответы и повторить, что за пословицы были названы.
- Писать числа от 1 до 20, а называть их при этом, идущих в обратном порядке.
- По таблице с буквами и цифрами – сначала назвать цифры по порядку, потом – буквы по алфавиту, потом чередуя букву – цифру (переключение).
12. На листочке числа от 1 до 20, указать и назвать по порядку как можно быстрее.
Помогайте вашим детям стать внимательными. Приобретайте и читайте книги, в которых можно найти упражнения и игры, способствующие развитию внимания.
Играйте вместе с детьми. Это дает возможность лучше понять ребенка, лучше его узнать, найти правильный подход, расположить его к себе.
Не забывайте о спортивных играх, благодаря которым можно развивать не только силу и ловкость, но и внимание.
Учите детей быть наблюдательными – умеющими замечать изменения, происходящие в окружающем мире (что-то переставили дома, сломалась ветка дерева, сорвали цветок, который вчера еще был и т.д.)
Все это будет способствовать обогащению и развитию личности.
Рекомендации для учителя
О внимании, ошибках и методах "лечения" - или как
помочь ребенку быть более внимательным.
- … Опять ошибка! Посмотри, что ты пишешь? Надо быть внимательней. Снова буквы пропускаешь.
- … Сколько можно показывать, как надо рисовать узор: черточка, кружочек, галочка, кружочек, черточка - и по новой. А ты что делаешь: то кружочек пропустишь, то черточку лишнюю поставишь. И хватит смотреть в окно!
Каждому родителю, наверное, знакомы подобные замечания, сделанные сыну или дочери учителем в школе. Да и сами не раз замечали, что ребенок делает задания иногда хорошо, а иногда - все быстро, неряшливо и что-нибудь да пропустит сделать. Можно ругать, наказывать, требовать от ребенка быть внимательнее, а толку чуть. Ведь сколько не говори слово "халва", а слаще не станет.
Давайте разберемся, что значит "быть внимательней"? Можно ли помочь ребенку перестать делать глупые ошибки, поменьше отвлекаться во время выполнений заданий?
Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.
Вполне понятное определение. Но что же получается, у всех невнимательных людей дело только в неспособности сосредоточиться?
Оказывается все не так просто. Внимание имеет такие основные свойства как концентрация, объем, устойчивость, распределение и переключение. И у ребенка может быть развито хорошо одно из названных свойств внимания и совершенно отсутствовать другое, которое и требует как раз коррекции.
Поэтому прежде, чем приступать к занятиям по развитию внимания – надо знать, какие именно свойства слабо развиты у вашего ребенка, ибо каждое свойство очень значимо для успешной учебной деятельности.
Концентрация внимания – умение сосредоточиться на нужном объекте, его частях, способность вникнуть в задачу. Ребенок с хорошей концентрацией внимания отличается хорошей наблюдательностью, организованностью. И наоборот, тот, у кого не развито это свойство, бывает рассеянным и несобранным.
Объем внимания – это количество одновременно воспринимаемых и удерживаемых в сознании объектов. Для детей 7 лет число таких объектов колеблется от 3 до 5. При хорошем объеме внимания ребенку легче совершать операции сравнения, анализа, обобщения, классификации. Умение выполнять эти операции говорит о развитии логического мышления.
Устойчивость внимания – это возможность длительного сосредоточения на одном и том же объекте. Ребенок с устойчивым вниманием может долго работать, не отвлекаясь, ему нравится длительная напряженная работа (интерес к заданиям повышенной трудности).
Распределение внимания – это одновременное внимание к двум или нескольким объектам при одновременном выполнении действий с ними. Об особенностях распределения внимания судят по тому, легко или с трудом ребенку удается делать несколько дел одновременно: заниматься работой и наблюдать за окружающим (легко ли воспринимаются дополнительные разъяснения и беглые замечания учителя).
Переключение внимания – это перемещение внимания с одного объекта на другой или с одной деятельности на другую в связи с постановкой новой задачи.
Об индивидуальных особенностях переключения внимания можно судить по тому, насколько быстро ребенок переходит от одного занятия к другому, легко ли начинает новое дело, может ли быстро закончить какое-либо занятие или постоянно возвращается к нему в своих мыслях и действиях (продолжают решать, когда все закончили ; все считают устно, а некоторые пытаются в это время записывать то, что до этого сделать не успели).
Когда вы изучите внимание своего ребенка, выявите какое свойство наименее развито – можно приступать к занятиям.
К числу эффективных средств развития внимания являются игры и игровые упражнения, которые можно включать в любую, даже очень серьезную деятельность.
В зависимости от того, какая из характеристик внимания "страдает" и зависит метод "лечения" (некоторые упражнения для повышения уровня внимания будут даны в конце статьи). Ведь один ребенок никак не может понять суть объяснений (или внимательно прочитать - перескакивает через слова), а когда решает задачи, то постоянно задумывается, начинает заниматься чем-то другим. В результате уроки делаются несколько часов вместо 40 минут. Это нарушение устойчивости внимания и произвольности. Такого ребенка надо постепенно учить сосредотачиваться на предмете и поменьше отвлекаться на посторонние раздражители (свет, шум, голоса). И начинать надо с малого. Сумел сосредоточиться и не отвлекаться 5 минут - уже молодец. Можно расслабиться. Потом еще минут 5 "сильной" концентрации внимания. Постепенно время сосредоточения и увеличивать можно.
Другой ребенок, сделав один предмет, не может сразу начать делать уроки по другому предмету. И здесь надо обратить внимание на особенность переключения внимания у ребенка. Таким детям надо немного отдохнуть, прежде чем заниматься другим видом деятельности.
Третий - и упражнения делает правильно, и слушает хорошо. А вот как диктант - одни проблемы. А все дело в трудности переключения внимания: ведь надо одновременно и слушать, и записывать, и проверять ошибки, а ведь еще и сосед под боком спрашивает "как писать?"
А вот и еще одна закономерность - закономерность циркуляции внимания. Оказывается, через каждые 6-10 секунд мозг человека отключается от приема информации на доли секунды, в результате какая-то часть информации может быть потеряна. Исследования психологов показали, что качества внимания зависят и от свойств нервной системы человека. Обнаружилось, что людям со слабой нервной системой дополнительные раздражители (включенный магнитофон, разговор соседей по парте и т.д.) мешают сосредоточиться, а с сильной - даже повышают концентрацию внимания.
Для нормального восприятия необходим определённый приток информации в виде сигналов из внешней среды. В тоже время избыточный приток сигналов приводит к понижению точности восприятия и ответа человека, к ошибкам.
И еще несколько слов о видах внимания.
Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным). Термин "произвольное " образован от слова "воля". Иначе говоря, внимание по воле человека (ребенка).
Непроизвольное внимание - непроизвольно, само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя или значимого и вызывающего эмоциональный отклик раздражителя. Сильный звук, яркая вспышка света, резкий запах всегда привлекут внимание. Среди маленьких предметов внимание привлекает большой, среди светлых предметов - темный и т.д. Привлечет внимание и "прыгающий", мерцающий объект: на этом свойстве непроизвольного внимания основываются, создавая сверкающие рекламные щиты.
Непроизвольное внимание возникает также в зависимости от состояния самого человека, оно связано с его настроением, переживаниями, потребностями, интересами.
Произвольное внимание - сознательное сосредоточение на определенной информации, требует волевых усилий, утомляет через 20 минут. Поэтому, выполняя домашнее задание, надо ребенку давать маленькую передышку через каждые 20-25 минут.
Поддержание устойчивого произвольного внимания зависит от ряда условий. Психолог В.А. Крутецкий выделяет следующие:
- Осознание долга и обязанности в выполнении данной деятельности.
- Отчетливое понимание конкретной задачи выполняемой деятельности.
- Привычные условия работы.
- Возникновение косвенных интересов.
- Создание благоприятных условий для деятельности, т.е. исключение отрицательно воздействующих посторонних раздражителей.
Наблюдения и специальные исследования убеждают, что слабые побочные раздражители не снижают эффективности работы, а улучшают ее. Еще великий русский физиолог И.М. Сеченов пришел к выводу, что абсолютная тишина не повышает, а снижает эффект умственной работы, так как сосредоточить внимание на работе становиться очень трудно.
Послепроизвольное внимание - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение, и человек не устает, хотя послепроизвольное внимание может длиться часами. Так, увлекшись, ребенок может рисовать часами, или строить домик из лего.
Какие же упражнения могут помочь развитию внимания у ребенка?
1. Игра "Найди и продолжи закономерность".
Например, продолжи ряд до конца строки:
2. Срисовывание картинки по точкам. Задаете картинку сами на листке в клеточку прямыми линиями (горизонтальными, вертикальными, наклонными), а ребенок должен рядом такой же рисунок нарисовать.
Постепенно рисунок может усложняться, можно добавлять круги и т.п., но так, чтобы нарисовать все можно было бы, ориентируясь по точкам.
3. "Нарисуй узор" - графические диктанты (выполняются на листках в клеточку). Это упражнение развивает произвольность и устойчивость внимания.
Продиктуете ребенку начало повторяющегося элемента узора. Ребенок должен его нарисовать под диктовку, не отрывая карандаша от бумаги, и продолжить до конца строки.
Например: одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх - одна клетка вправо - одна клетка вниз - одна клетка вправо - одна клетка вверх.
(Как разновидность - нарисовать под диктовку фигуру и раскрасить).
4. "Зашифрованные цвета".
Нарисованную простым карандашом картинку разбить на сектора. Сектора подписать разными буквами (цифрами). Задача ребенка раскрасить одним цветом сектора с одинаковыми буквами (цифрами), например, желтым - все сектора "А", зеленым - все сектора "В" и т.п. В результате должна получиться раскрашенная картинка. Но это задание требует длительной подготовки со стороны родителей. Можно начинать с рисунка птиц, бабочек, гномиков.
5. Разные задачи типа:
- Нарисуй 5 бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя была желтая, а последняя самая маленькая.
- Уже нарисовано, например, 4 круга: большой - маленький - большой - большой. Задача: раскрась круги так, чтобы маленький был между черным и синий, а черный рядом с красным. И т.п. задания.
6. Упражнение на распределение внимания.
В старой книжке в тексте вычеркивать какие-нибудь 2-3 буквы разным способом. Например, букву "А" - зачеркиваем вертикальной чертой, букву "Л" - просто подчеркиваем, а букву "О" - горизонтальной чертой. Можно усложнить задачу: одновременно в незнакомом тексте вычеркивать буквы и запоминать содержимое. А потом проверить, как этот текст усвоен и сколько букв правильно вычеркнуто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе (собрание-студия) «КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ВНИМАТЕЛЬНЫМ»
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания...
Как помочь ребенку стать внимательным
Внимание – важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Дело в том, что в человеческий мозг ежесекундно поступают тысячи сигналов из внешнего...
Презентация к родительскому собранию "Как помочь ребенку стать внимательным"
Родительское собрание-студия в подготовительной группе....
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательнее»
Консультация для родителей...
Консультация для родителей " Как помочь ребенку стать внимательным?".
Консультация для родителей....
Презентация "Как помочь ребенку стать внимательным?"
quot;Как помочь ребенку стать внимательным"...
Консультация для родителей «Как помочь ребенку стать внимательным»
Цель:-познакомить с определением понятия внимания и его основными свойствами;-показать основные упражнения и игры на развитие внимания ребенка.Многие родители задаются вопросом: ка...