Формирование звукопроизношения через дидактические игры у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
статья (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Формирование звукопроизношения через дидактические игры у детей дошкольного возраста группы компенсирующей направленности.
Развитие речи ведет к развитию мышления.
Блез Паскаль
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков языка.
Формирование правильного звукопроизношения — это систематическая работа логопеда, воспитателя и родителей с детьми, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха.
В процессе формирования правильного звукопроизношения ребёнку предстоит научиться управлять своими органами речи, осуществлять контроль над собственной речью. Чаще других нарушается звукопроизношение свистящих, шипящих и сонорных звуков.
Нередко у детей страдает звукопроизношение и гласных звуков, они произносят их нечётко, часто заменяют один звук на другой. Правильное произношение гласных звуков очень важно, так как гласные звуки служат основой для развития звукобуквенного анализа, чёткое и правильное проговаривание гласных звуков играет роль артикуляционной гимнастики, способствует выработке координированных движений органов речи.
Однако у многих детей те или иные дефекты в произношении тех или иных звуков остаются на долгие годы и не исчезают без специальной логопедической помощи. Трудность овладения правильным звукопроизношением чаще всего бывает связана с наличием определенных причин, которые могут быть не только выявлены, но в большинстве случаев и устранены уже в дошкольном возрасте.
Для того чтобы исправленный звук прочно вошёл в самостоятельную речь ребёнка, ему предстоит выполнить множество речевых упражнений. Необходимо постоянно следить за тем, чтобы, проговаривая слова или предложения с определённым звуком речи, ребёнок произносил этот звук утрированно.
В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством коррекции звукопроизношения является дидактическая игра. Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Это вид деятельности, используя который возможно преодоление различных затруднений в речи, в том числе, нарушений звукопроизношения
Дидактические игры, используемые в коррекции звукопроизношения, решают такие дидактические задачи, как подготовка артикуляционного аппарата к постановке нарушенного звука и закрепления правильного звукопроизношения.
Задача по коррекции звукопроизношения может решаться в течение всего дня с помощью дидактических игр, которые включаются в различные режимные моменты.
Игровые упражнения, предлагаемые в течение всего дня, приучают детей контролировать свое произношение. Этот контроль осуществляется благодаря, артикуляционной гимнастике и речевым играм, которые связаны с движениями. Все эти игровые упражнения не утомляют, а снимают напряжение органов речи.
Недостатки звукопроизношения в разной степени влияет на игровую деятельность детей. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития.
В работе с дошкольниками, имеющими речевые нарушения учитель — логопед ставит перед собой следующие задачи:
– широко использовать игры в коррекционной работе, как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей;
– с помощью игры увеличивать потребность ребенка в общении, стимулировать накопление и развитие у него речевых умений и навыков;
– при проведении игры учитывать возраст и возможные особенности поведения детей с различными речевыми расстройствами;
- логопедическое занятие должно носить характер учебно-игровой деятельности.
Развитие и коррекция звукопроизношения связаны различением звуков на слух. Большую пользу приносят упражнения, развивающие умения вслушиваться в чужую речь, узнавать и различать слова, близкие по звучанию. Они подготавливают ребенка к выполнению более сложных заданий по развитию слухового восприятия и звукового анализа.
Полезными являются игры, развивающие слуховое внимание, умения различать звуки по высоте и длительности. Например, взрослый отбирает различные звучащие игрушки (звонок, погремушка, барабан, флейта и пр.) и, спрятавшись за ширмы или экран, извлекает звуки, а ребенок должен угадать, какая именно игрушка издает тот или иной звук.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком, используя в работе дидактические игры.
Дидактические игры используются на индивидуальных и подгрупповых занятиях, в режимных моментах, в домашних заданиях. Работа логопеда ДОУ нуждается в использовании игровых приемов и отдельных игровых действий. В игре ребенок не утомляется, длительное время держит интерес, он в ней активен.
Дидактические игры имеют особое воспитательное значение. Они являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности. Игры закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Дидактические игры помогают развитию видовых и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры — эффективное средство закрепления грамматических навыков. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов.
Таким образом, можно сделать следующие выводы: игра является основной деятельностью ребенка — дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Cценарий театрализованного представления русской народной сказки "Заюшкина избушка" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Одним из центральных вопросов процесса воспитания ребенка является развитие его способностей видеть, слышать, чувствовать, понимать. Как достигну...
Образовательная деятельность с использованием театрализованной игры "Как зимуют лесные жители" для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности
Игра – основная деятельность ребёнка. Игровая деятельность повышает умственную и эмоциональную активность, совершенствует речевые навыки. Особая роль в этом принадлежит театрализованным играм. У...
Система дидактических игр для развития слухового внимания у детей старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности.
МЕСЯЦ 1-2 неделя 3-4 неделя ОКТЯБРЬ1. «Узнай по голосу»2.«Угадай по звуку&r...
План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины Алексеевны Тема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»
План по самообразованию воспитателя Плешаковой Марины АлексеевныТема: Развитие связной речи детей дошкольного возраста группа компенсирующей направленности «Ромашка»...
Квест-игра «Птицы» для детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности с ТНР
ЗадачиОбразовательные:Активизация словаря по теме «Птицы».Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.Совершенствование грамматического строя речи.Автоматизация правильного произ...
"Дидактические игры на развитие речи в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"
В статье представлен практический материал исползования дидактических игр для развития речи детей...
Тема: «Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития».
Цель проекта: формирование у детей группы компенсирующей направленности с ЗПР произвольного внимания посредством использования технологий развивающего обучения (логиче...