Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"
консультация
Скоро Ваш ребѐнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребѐнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определѐнный уровень развития речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rechevaya_gotovnost_rebyonka_k_shkole.docx | 55.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Скоро Ваш ребѐнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребѐнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определѐнный уровень развития речи.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребѐнком родного языка как средства общения:
1. Сформированность звуковой стороны речи: у ребѐнка должно быть правильное, чѐткое произношение звуков.
2. Сформированность фонематических процессов: умение слышать, различать фонемы родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твѐрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой предложения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; составлять предложения по опорным словам и картинкам.
Умение пользоваться развѐрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание.
Также у детей должна быть хорошо развита речевая коммуникация:
- достаточно активен в общении,
- умеет слушать и понимать речь,
- строит общение с учетом ситуации,
- легко входит в контакт с детьми и взрослыми,
- ясно и последовательно выражает свои мысли,
- пользуется формами речевого этикета.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить всѐ, что мешает свободному общению ребѐнка с коллективом. В семье ребѐнка понимают с полуслова, однако со временем круг связей с окружающим миром расширяется, и очень важно, чтобы его понимали и сверстники, и взрослые.
В школе ребѐнку придѐтся отвечать и задавать вопросы в присутствии других детей, читать вслух. Правильное произношение звуков особенно необходимо при овладении грамотой Наличие нарушений в речевом развитии ведѐт к серьѐзным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Основная задача родителей в данный период времени - проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Правильная речь — это заслуга не только воспитателя и логопеда, а, прежде всего, Вас — родителей, тех, кому подражают Ваши крохи, для кого Вы — пример, пример не только в данный момент, а на всю жизнь.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребѐнка к школе?
- создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
- проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
- не ругать ребенка за неправильную речь; - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Как улучшить речевую готовность ребѐнка к школьному обучению?
Для формирования чистого звукопроизношения
необходимо систематическое выполнение артикуляционной гимнастики; заучивание стихотворений, скороговорок. Обязательно читайте ребенку книги каждый день (хотя бы перед сном) и объясняйте ему все обороты речи, все слова, которые ему могут быть не ясны. Спрашивайте: «Что значит «знать назубок», «кудрявая девочка», «и наутѐк», что такое «харчевня», «изгородь» и т. д.
В какие игры играть перед школой?
Играйте дома, на улице, играйте в дороге (по 3-4 игры в день):
- Игра «Цепочка слов». Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего слова. Пример: сова – апельсин – носок – кот…
- Развивайте ребенку ориентацию в пространстве. «Назови, что находится слева от тебя, справа, ближе, выше,.. и т.д.», на листе бумаги – игры «Морской бой», «Крестики-нолики».
- Игра с мячом «Я знаю пять имен девочек» (пять названий фруктов, пять названий мебели,..) развивает взаимодействие руки, глаза и речи, необходимого при письме и чтении, обогащает словарь ребенка.
- Игра «Из чего какое?». Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив? Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т.д.
- Развивайте слуховую память. Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их. Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
- Научив ребенка прыгать на скакалке, Вы подготовите его руку к письму, разовьете его выносливость.
- Игра «Чей хвост (голова, ухо, глаза)?». У медведя – медвежий (медвежья, медвежье, медвежьи), а у змеи, у утки, у верблюда, у козы, и т.д.
- Учить сложные слова. (Сковородка стоит на плите. Милиционер Валерий регулирует движение. Троллейбус остановился у светофора и др.), скороговорки.
- Развивайте ориентацию в собственном теле. «Покажи левую руку, правую ногу, правую коленку, … Дотронься левой рукой до правого уха, до левого колена, правой рукой прикрой правый глаз, … и т.д.»
- «Кто у кого?». У лисы – лисята, а у волка, собаки, свиньи, овцы…
- Ориентация во времени: выучить наизусть по порядку времена года, названия месяцев, дней недели, времени суток (утро, день, вечер, ночь).
- Игра «Большой-маленький». Стол – столик, рука — ?.. (ручка), язык — ?..
- Игра «Похлопай, как я!» Вы отхлопываете (можно отстучать по столу любым предметом) сперва простые ритмы: ! ! , !! !! , ! !! , !! ! , затем сложнее: ! !! ! , !! ! !! , !! !!! , … Ребенок слушает и старается его воспроизвести.
Ребѐнок дошкольного возраста обладает огромными возможностями развития и способностями познавать. Помогите ему развивать и реализовывать свои возможности. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением, будьте терпеливы, доброжелательны. Хвалите, подбадривайте ребѐнка и вместе с ним радуйтесь его достижениям.
Желаю успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей « Готовность ребёнка к школе»
Школа - это действительно серьезный экзамен на зрелость для маленького человека. А вот создать у ребенка положительный настрой на школу - это уже задача взрослых и прежде всего родителей....
Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"
Готовность ребёнка к школе...
консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"
Данная консультация содержит практические материалы,помогающие родителям определить базовые знания ребёнка при поступлении в 1 класс, его готовность к школьному обучению, а также рек...
консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"
консультация для будущих первоклассников...
Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе"
Необходимость подготовки ребенка к школьному обучению осознают практически все родители. Но мало его отдать на курсы при школе, нужно заниматься и дома. Чем лучше ребёнок будет готов к школе, тем легч...
Консультация для родителей "Готовность ребёнка к школе".
Готов ли Ваш ребёнок к школе?...
Консультация для родителей «Готовность ребёнка к школе».
Часто родители думают, что ребенок готов к школе, если умеет читать и писать, считать. Но есть еще тысяча мелочей, которые должны быть сформированы к началу школьного обучения....