" Учим составлять рассказы с ребенком
консультация

Васянка Тамара Александровна

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchit_rebyonka_sostavlyat_rasskazy.docx18.93 КБ

Предварительный просмотр:

Как  научить дошкольника составлять рассказы

  • Обучение оставлению историй происходит поэтапно. Сначала это описание предмета или игрушки.  Следующий этап – описание изображения на картине. Потом необходимо учить детей рассказывать по картинкам, связанным единым сюжетом. Количество картинок от 4 до 6.
  • Дошкольники подготовительной группы уже составляют истории, самостоятельно проявляя творческое мышление. Очень важна последовательность изложения. Например, составление рассказа по картине соответствует следующему алгоритму:

   Начало рассказа: «Однажды…».

Все изображенные на картине люди имеют имена, а животные клички.

-Придумывается диалог героев.

-Описывается действие персонажей.

-Придумывается название рассказа.

  • Эффективный прием при обучении в составлении историй – это игры и игровые упражнения. Например, «Путешествие в Сочиняйку». Цель: учить сочинять, импровизировать, разыгрывать диалоги. Взрослый начинает рассказывать истории про игрушки, зверушек, детей, а дошкольники продолжают. При затруднении задаются наводящие вопросы.

Описание предмета или игрушки

В основе описания предмета или игрушки используются их самые заметные характеристики. Например, цвет, форма, вкус, запах, предназначение предмета. Как ребенок может описать яблоко: «Это яблоко. Оно красное (краснобокое, зеленое…), круглой формы, сладкое (кислое), растет на дереве, фрукт». Такое описание озвучивают дети старшего дошкольного возраста.

  • Рассказ малышей представляет собой ответы на наводящие вопросы взрослого и состоит из 2 – 3 предложений. Например, описание мячика: «Это мячик, он большой, красного цвета».

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок

Обучение составлению рассказов по серии картинок начинается с информации о его структуре. Дошкольник должен знать, что у истории есть начало, главное событие и конец. Дети учатся придумывать разное начало для рассказов, их название.

  • Важно уметь озвучивать диалог персонажей, присутствующих на картинках. Серия предлагаемых картинок состоит из 2-6 изображений. Описывается каждая картинка, объединяясь с другими в единый сюжет.
  • Связное описание изображения на картине

Картина, предлагаемая детям для описания, должна быть доступна их пониманию. Например, в 3 года это «Кошка с котятами», а для старших дошкольников это могут быть изображения природы, сюжеты, натюрморт. Например, «Дети на прогулке», «Весна», «На горке».

          В подготовительной группе можно использовать картины известных художников. Например, И. Левитана «Большая вода» или В. Васнецова «Аленушка». Дошкольник описывает главные объекты, постепенно переходя к дополнительным. При описании картины детьми активно используются прилагательные.

Поддержка свободного изложения личных историй и впечатлений

Дети с удовольствием делятся с окружающими личными впечатлениями. Они охотно передают свои переживания, эмоции, чувства. Происходит развитие связной монологической речи дошкольников. Темы для историй: «Детский сад», «Семья», «Путешествие к морю», «Поездка к бабушке в гости», «Покупка новой игрушки». Роль взрослого заключается в том, чтобы направить поток детской информации в нужное русло.

Рассказывая истории из личного опыта, дети должны уметь:

    Не отклоняться от заданной темы;

Точно указывать время и место событий, произошедших с дошкольником;

Использовать в рассказе точные названия предметов, имена, действия.

Рассказ должен быть законченным.

Очень важен объем словарного запаса ребенка. Чем он больше, тем подробней будет рассказ.

Обучение детей пересказу и сочинению небольших историй выполняет важные функции в речевом и мыслительном развитии дошкольника. Ребенок учится повествованию и связному изложению, тренирует грамматический строй своей речи, развивает активный словарик, обучается придавать последовательность и завершенность высказываниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВРЕМЕНА ГОДА. Учимся составлять рассказ

Алгоритмы - опорные схемы для составления описательных рассказов.   Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень...

Учимся составлять рассказы -описания

Презентация в форме игры по обучению детей составлению описательных рассказов о животных и птицах....

ВРЕМЕНА ГОДА. Учимся составлять рассказ

Алгоритмы - Опорные схемы для составления описательных рассказов. Учить детей дошкольного возраста составлять описательные рассказы - очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и...

"Учимся составлять рассказы по серии картинок"

МДОУ ЦРР "Детский сад №87 "Журавлик"            Дошкольное детство - важный период речевого развития детей. Умение выражать свои мысли, вести диа...

Консультация – практикум для родителей «Учим составлять рассказ по серии сюжетных картинок»

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель: - однажды (указание времени года, части суток); -  в таком - то месте (указание либо на общ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «УЧИМ СОСТАВЛЯТЬ РАССКАЗ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИНОК»

Предложить ребенку составить рассказ по картинкам, используя следующую модель:- однажды (указание времени года, части суток);- в таком - то месте (указание либо на общее место действия, либо на м...

Учимся составлять рассказ (часть 2)

Учимся составлять рассказ (часть 2)...