Формирование познавательной мотивации.
консультация (подготовительная группа)

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_poznavatelnoy_motivatsii.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-педагогические рекомендации по формированию

познавательной мотивации старших дошкольников.

Для формирования познавательной мотивации старших дошкольников, родителям и педагогам подготовительной группы в своей работе важно учитывать следующие рекомендации.

  • Не принуждайте. Если вы хотите чему-то научить ребёнка, это не должно носить характер принуждения. Чтобы побудить его, нужно обратиться к его мотивам (тому, что ему интересно в данный момент или что он планирует получить в ближайшем будущем). Если ребёнок продолжает сопротивляться, оставьте его на время в покое. Возможно это связано не с его капризами, а с тем, что совершение данного действия вызывает у него трудности и он опасается вашей критики. Если ребёнок активный, то это занятие может быть скучным для него или же у него были другие планы перед тем, как вы предложили ему позаниматься. Поговорите с ним, постарайтесь это выяснить и используйте, как мотиватор. Например, «Ты хотел поиграть? Тогда давай выполним задание, а потом поиграем вместе».
  • Избегайте переутомления ребёнка и монотонности при выполнении обучающего задания. Обучающая нагрузка дошкольника не должна превышать 30 минут. Но не нужно все 30 минут заниматься только одним видом деятельности, следует чередовать (например, 10 минут позанимались заданиями на развитие мелкой моторики, 10 минут отвели на изучение звуков и букв, 10 минут – на изучение цифр). Через 15 минут занятий лучше делать разминку (это может быть физкультминутка, гимнастика глаз или пальчиковый массаж).
  • Ориентируйтесь на зону актуального и ближайшего развития ребёнка. Актуальное развитие – это то, что ребёнок уже умеет делать без вашей помощи, а зона ближайшего развития – это то, чему ребёнок может научиться с вашей помощью. Если вы планируете научить ребёнка чему- то, покажите ему, что вы от него хотите (обозначьте цель деятельности), проделайте это вместе, потом предоставьте ребёнку проделать аналогичную работу самостоятельно. Не предлагайте ребёнку задание с неясной целью и результатом, растянутое по времени. Если ребёнок не увидит результат своего труда сейчас, то потеряет к нему интерес.
  • Поощряйте познавательный интерес ребёнка, если нет угрозы его физическому и психическому самочувствию (не ограничивайте его двигательную активность, не игнорируйте его вопросы), играйте в игры, развивающие кругозор ребёнка, творческое и логическое мышление. Старайтесь, чтобы ваше повседневное общение с ребёнком носило развивающий характер. Например, в течение дня «подкидывайте» ему несложные задачки (можно загадать загадку, попросить найти на карте какой-нибудь материк, поделиться интересным фактом).
  • Тренируйте воображение ребёнка. Можно поручить ему занятия вроде: «придумай продолжение сказки», «придумай волшебное животное», «на что это похоже» (ребёнок называет свои ассоциации, например, с геометрической фигурой, силуэтом, кляксой и т.д.).
  • В процессе обучения задействуйте больше наглядных материалов (наглядно-образная память у ребёнка развита лучше в этом возрасте, чем слуховая или словесно-логическая). При обучении старайтесь воздействовать на все психофизические анализаторы ребёнка (зрение, слух, вкус, запах, сенсорное восприятие).

  • Вдохновляйте ребёнка, способствуйте тому, чтобы процесс познания сопровождался для него эмоциями радости, внутреннего подъёма (знакомьте его с картинами известных художников, слушайте красивую музыку, ходите в театр, в музей, храм, рассказывайте ребёнку интересные факты о людях, добившихся больших успехов в своём деле, знакомьте с историей происхождения предметов, которые его заинтересовали). Избегайте критики, лучше попросите ребёнка оценить свою работу самому (скажите, например, «если ты считаешь, что сделал всё хорошо, наклей себе в тетрадь жёлтый смайлик, если считаешь, что нужно ещё потренироваться – наклей зелёный).
  • Формируйте адекватную самооценку у ребёнка: не перехваливайте, завышенная самооценка может снизить познавательную мотивацию и инициативу в ситуации столкновения с трудностями и критикой. Также не критикуйте ребёнка, не сравнивайте его с другими сверстниками, не пытайтесь сделать за него всю работу, так как заниженная самооценка и страх осуждения также способны существенно снизить его познавательную активность. Вместо критики лучше покажите ребёнку, как улучшить свой результат.
  • Играйте в сюжетные игры. Сюжетная игра – важный инструмент мотивации к познавательной активности. Дети любят играть в такие сюжетные игры, как «дочки-матери», во врача, представлять себя строителем, который строит дом. Через игру дети могут почувствовать интерес к различным областям знаний и получить много полезной информации.
  • Создавайте у ребёнка положительные впечатления о школе, читайте ему сказки о школе, придумывайте вместе с ребёнком школьные истории.
  • Поощряйте самостоятельность ребёнка, инициативность, не запрещайте ему, когда он что-то просит сделать самому (конечно, если это не представляет угрозы его безопасности). Стремление взрослого предугадать каждый шаг ребёнка и сделать всё за него убивает любознательность и инициативу. Способность взрослого определять моменты и меру вмешательства в занятия ребенка – великое искусство!
  • Позаботьтесь, чтобы у ребёнка было своё рабочее место, свободный доступ к книгам и материалам для занятия творчеством (краски, карандаши, бумага, пластилин).
  • Отслеживайте, что в ходе учебного процесса в детском саду ребёнок делает легко и с удовольствием, а что ему даётся с трудом, чтобы своевременно прийти ему на помощь, не пускать проблему на самотёк.

Таким образом, выполнение данных рекомендаций, будет способствовать формированию познавательной мотивации у ребёнка, его личностному росту, облегчит школьную адаптацию, улучшит успеваемость. Поэтому позаботиться о формировании познавательной мотивации у ребёнка нужно на этапе дошкольного детства, а не ждать, когда, будучи в школе, ребёнок придёт к этому сам.  Отсутствие устойчивой познавательной мотивации может стать причиной плохой адаптации ребёнка в школе и быстрого эмоционального выгорания, учебной неуспеваемости, девиантного поведения.

Источник. Буркова Е.В. Формирование познавательной мотивации старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации. (Выпускная квалификационная работа по направлению Психолого-педагогическое образование).- Челябинск, 2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ

Статья по теме Формирование познавательной мотивации детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх в ДОУ ...

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации у детей

Для строения мотивационной сферы ребёнка имеет значение не только соотношение «понимаемых» и «реально действующих» мотивов, но и выделение ведущих, или, по А.Н. Леонтьеву, смыслообразующих мотивов. Гл...

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей

Формы совместной работы учителя начальной школы и воспитателя детского сада по формированию познавательной мотивации детей"Взаимодействие между воспитателями детского сада и педагогами начальной школы...

«Формирование познавательной мотивации дошкольников»

Дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать развитию познавательной активности и инициативы дошкольника. Использование  средств развития позна...

Формирование познавательной мотивации у дошкольников

Формирование мотивации служит основой развития дошкольника. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для становления мотивации у детей. Из всех мотивов у дет...

Формирование познавательной мотивации у дошкольников

Формирование мотивации служит основой развития дошкольника. Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для становления мотивации у детей. Из всех мотивов у дет...