Экспериментирование в дошкольном возрасте
опыты и эксперименты (младшая группа)

Ковалева Ирина Александровна

Консультация для родителей содержит советы и рекомендации с какими материалами можно экспериментировать с ребенком-дошкольником в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie_v_doshkolnom_vozraste.docx16.88 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

     Ребенок родился!!! Сколько радости, поздравлений, подарков! Малышу несколько дней отроду, а у него есть уже машинки, роботы, мягкие игрушки любых цветов и размеров. Подрастая, малыш охотно обнимает пушистых  зайчиков, играет с машинками. Родные довольны и покупают ребенку еще и еще игрушки. И вот уже у трехлетнего малыша множество игрушек, а ему скучно и родственникам уже нечем его удивить, потому что у ребенка «все есть». А дошкольный возраст – это тот период, когда ребенок может и должен активно познавать мир.

     Хорошо, если взрослые задаются вопросом: «Как правильно и гармонично развивать ребенка? Как не дать угаснуть его любознательности? Как способствовать развитию качеств, которые помогут ему в жизни?  Насколько мы уверены, что все наши усилия не пропадут даром и наш маленький человечек, когда повзрослеет, станет успешным в жизни?

     Одни родители всегда стараются ответить на все детские «почему?» и «отчего?», «что там внутри?» и «а что будет, если…?». А другие постоянно одергивают: «Не лезь!», «Не знаю!», «Вымазался, как не знаю что!». Но ведь, экспериментируя, дети знакомятся со свойствами веществ, у них развивается внимание, мышление, воображение. И разве это все не важнее, чем испачканная одежда?

     Вся тайна семейного воспитания в том и состоит,  чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет как к человеку, с полным признанием его личности. П.Ф.Лесгафт

   Ходьба и движение способствуют игре мозга и работе мысли. (Ж.Ж. Руссо).

     Какие же материалы можно и нужно предоставить ребенку-дошкольнику, как в детском саду,  так и дома для экспериментирования?

     Бумага. Ее можно рвать, сгибать, сминать, делать комки и бросать в цель или в емкость. На бумаге можно рисовать, из нее можно складывать кораблики, самолетики. Бумага бывает разная по цвету, текстуре.

     Вода. Играя с игрушками в ванной, ребенок видит, что одни предметы плавают, а другие тонут. Воду можно переливать из кружки в кружку, прислушиваясь к звукам; можно окрасить в разные цвета гуашью. В стакане с водой при помощи трубочки то коктейля можно сделать воздушные пузыри. А уж сколько удовольствия доставляют детям наблюдение и игра с мыльными пузырями! С помощью пипетки можно сделать капельки и наблюдать, как они падают на твердую поверхность и какие звуки издают. В воде можно растворить сахар и соль, попробовать на вкус. Можно наблюдать, как губка полностью впитает небольшое количество воды.

     Песок также доступен для экспериментирования. Сухой песок можно пересыпать из одной емкости в другую, знакомясь с его качеством – сыпучестью. На сухой песок можно подуть в трубочку от коктейля и понаблюдать, как разлетаются маленькие песчинки. Из сырого песка – налепить куличиков, пирожков, настроить башен или просто покрасить его гуашью.

     Глина. Сухая глина – твердая и сыпучая, из влажной можно лепить, как из пластилина. А если слепить поделку и высушить на солнце? А если по ней потом стукнуть?

     Зеркало. С его помощью можно познавать себя или поиграть с солнечным зайчиком.

     Ткань способствует развитию тактильных ощущений, занятие  с коллекцией разных образцов ткани будет оказывать положительное влияние на развитие речи.

     Природный материал: косточки от фруктов, положенные в емкости, издают различные звуки. При помощи пинцета их можно разложить в разные емкости, это упражнение развивает мелкую моторику рук. Сухие травы, цветы, сухофрукты, их можно нюхать, использовать для изготовления поделок.

     Взрослые, вспомните свое детство! Разве не хотелось вам поиграть с камешками, перышками, построить из песка и глины сказочный  замок, нарисовать нечто прекрасное, но понятное только вам с помощью красок, фломастеров, собственных пальцев!? И разве не обидно было слышать выговор об испачканной одежде?

     Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать. Я.А.Коменский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры-экспериментирование средний дошкольный возраст

План работы с детьми по экспериментированию в средней группе...

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....

Экспериментирование в дошкольном возрасте.

Материал включает в себя непосредственно статью, а также описание экспериментов и конспекты занятий....