Экспериментирование в дошкольном возрасте.
статья по окружающему миру (средняя группа) на тему
Материал включает в себя непосредственно статью, а также описание экспериментов и конспекты занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_eksperimentirovanie.docx | 886.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №9 Московского районаSamForum.ws |
Экспериментирование в дошкольном возрасте |
[Введите подзаголовок документа] |
Автор воспитатель ГДОУ №9 Московского района Славина Г.Ф. |
Санкт-Петербург 2014г |
Ребенок дошкольного возраста отличается необыкновенной активностью.
Желание познавать окружающий мир и экспериментировать у него появляется еще в младшем дошкольном возрасте. Постепенно у ребенка складывается представление об окружающих его предметах, их назначении, свойствах и возможных действиях с ними.
Ученые, изучавшие проблемы психосоматических заболеваний, утверждают, что неудовлетворенная потребность человека в познании, исследовании окружающего мира, может привести к тяжелым расстройствам нервной системы и даже нервным заболеваниям. Поэтому на сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации одного из ведущих видов деятельности в познании окружающего мира - экспериментирования.
Этот вид деятельности так же влияет на развитие личности ребенка, как и игра. В идеале наличие этих двух видов деятельности было бы лучшим условием для развития дошкольников. Но, исходя из режима дня, игровую деятельность могут развернуть только те дети, которых родители рано приводят в детский сад и поздно забирают.
Большинство детей в дошкольных образовательных учреждениях не имеет такой возможности из-за отсутствия времени: их приводят к зарядке или к завтраку, затем следует непосредственно образовательная деятельность. Далее прогулка, обед, тихий час. Во второй половине дня совместная деятельность или занятия в кружках, полдник и уход домой.
При таком расписании частично компенсировать игровую деятельность можно организацией детского экспериментирования, которое является особым способом духовно-практического освоения действительности.
Психологи отмечают важность поисково-исследовательской деятельности для развития личности: постоянное отсутствие поисковой активности приводит к тому, что ребенок оказывается беспомощным при любом столкновении с трудностями или даже с такими ситуациями, которые в других условиях как трудности не воспринимаются. А это приводит к снижению резерва психической адаптации.
В основе мотивации экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность, «потребность в умственных впечатлениях», и задача взрослых удовлетворить эти потребности детей, что в свою очередь приведет к сохранению их здоровья и не только интеллектуального, но и эмоционального, физического, духовного.
Для детей наиболее доступны и результативны наглядные методы обучения, когда ребенок имеет возможность самостоятельно обнаруживать какие-то законы природы.
Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь. Очень важно помогать детям обогащать собственный познавательный опыт, поддерживать в них инициативность, пытливость, самостоятельность.
Во время работы я столкнулась со следующими проблемами:
- Различные программы предусматривают экспериментальную деятельность в разделе «Воспитание экологической культуры», а так же при исследовании некоторых материалов, встречающихся в игровой и художественной деятельности ребенка. Но, на мой взгляд, этого недостаточно.
- Литература по экспериментальной деятельности есть, но интересных, динамичных опытов, вызывающих живой интерес у детей – в ней мало.
- В наше непростое время дети часто лишены возможности экспериментировать дома или на улице. Как правило, родители ограничивают детей из гигиенических соображений (испачкаешься, прольешь…) или материальных (испортишь, сломаешь…).
- Большинство опытов, описываемых в литературе, построено следующим образом: воспитатель производит какие-то манипуляции, а дети только наблюдают, тогда как для ребенка очень важно делать все своими руками.
Чтобы реализовать поставленную задачу, было предпринято следующее:
- Был оборудован уголок экспериментирования, в котором были собраны простые приборы, различные сосуды из небьющихся материалов, разнообразный бросовый материал.
- Была изучена литература по детскому экспериментированию и составлена картотека опытов.
- Детям было разрешено самостоятельно производить манипуляции в уголке экспериментирования (при ненавязчивом контроле со стороны воспитателя за соблюдением правил техники безопасности).
- При проведении занятий по ознакомлению с окружающим миром в разделе «Изучение свойств различных материалов и веществ» ставилась задача максимально задействовать все чувства ребенка (осязание, обоняние, слух, зрение, вкусовые ощущения), научить составлять план эксперимента (Что я хочу узнать, и что я для этого буду делать?)
- Опираясь на программу и практический опыт, с детьми были проведены в форме игры несколько нестандартных экспериментов. ( См. Приложение)
В результате проделанной работы я увидела:
- Дети стали более наблюдательны.
- Стали задавать больше вопросов, например: «Что будет, если…?»; «Почему так?»
- Исчез страх перед экспериментированием, что положительно сказалось и на других видах деятельности.
- Интерес к исследованию отдельных предметов и явлений в масштабе детской лаборатории постепенно распространился на все, что ребенок видит вокруг.
- В результате взаимодействия с родителями в форме бесед и консультаций удалось заинтересовать их и побудить к совместной с ребенком экспериментальной деятельности. В группе есть «Уголок родителей», где помещаются консультативные материалы, имеются подборки методических рекомендаций для родителей.
ВАРИАНТЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ
С РЕБЕНКОМ
- В ванной комнате разрешить играть с пустыми баночками, флаконами, мыльницами. Ставить вопросы: « Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается? Почему? Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку ведром или губкой?». Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику предметов, развивать наблюдательность.
- Экспериментировать с предметами (тонут или плавают в воде). Спрашивать: « Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если набрать в нее воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если прижмешь, а потом отпустишь, что будет?» Это поможет понимать, что такое объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
- Уборка комнаты: « Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что ты сделаешь сам? В чем тебе понадобится помощь?» Подобная ситуация развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
- Поливка цветов: «Все ли растениям надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения водой, а рыхлить землю у всех растений?» Это поможет воспитать бережное отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за ними.
- Ремонт в комнате: « Какого цвета обои ты хотел бы видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки?» Это поможет ребенку научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою точку зрения.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Экспериментирование с песком.
Эксперимент 1. «Песчаный конус»
Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, большой плоский лоток.
Описание эксперимента: Возьмите горсть песка и выпускайте его струйкой так, чтобы он падал в одно место. Постепенно в месте падения образуется конус, растущий в высоту и занимающий все большую площадь в основании. Если долго сыпать песок, на поверхности конуса то в одном месте, то в другом возникают движение песка, похожее на течение. Дети делают вывод: песок сыпучий и может двигаться (напомнить детям о пустыне, о том, что именно там пески могут передвигаться, быть похожими на волны моря).
Экспериментирование с песком.
Эксперимент 2. «Свойства мокрого песка»
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода, формочки для песка.
Описание эксперимента: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Объяснить детям, почему из мокрого песка можно сделать фигурки: когда пе6сок намокнет, воздух между гранями каждой песчинки исчезает, мокрые грани слипаются и держат друг друга. Если же в мокрый песок добавить цемент, то и высохнув, песок свою форму не потеряет и станет твердым, как камень. Вот так песок работает на строительстве домов.
Экспериментирование с песком и глиной.
Эксперимент 3. «Волшебный материал»
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, глина, большой плоский лоток, вода, формочки для песка.
Описание эксперимента: Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.
Экспериментирование с песком и глиной.
Эксперимент 4. «Где вода?»
Материалы и оборудование: сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода, глина, прозрачные емкости, мерные стаканчики.
Описание эксперимента: Предложить детям выяснить свойства песка и глины, пробуя их на ощупь (сыпучие, сухие). Дети наливают стаканчики одновременно одинаковым количеством воды (воды наливают ровно столько, чтобы полностью ушла в песок). Выяснить, что произошло в емкостях с песком и глиной (вся вода ушла в песок, но стоит на поверхности глины); Почему? (у глины частички ближе друг к другу, не пропускают воду); Где больше луж после дождя? (на асфальте, на глинистой почве, т.к. они не пропускают воду внутрь; на земле, в песочнице луж нет); Почему дорожки в огороде посыпают песком? (для впитывания воды).
Экспериментирование с песком.
Эксперимент 5. «Ветер»
Материалы и оборудование: Сухой чистый песок, большой плоский лоток, вода.
Описание эксперимента: Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком. Дети рассматривают заготовленную «песочницу» (банку с насыпанным тонким слоем песка). Вместе с взрослым создают ураган – сильно дуют - выясняют, что происходит и почему (т.к. песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, они не могут удержаться ни друг за друга, ни за землю при сильной струе воздуха). Предложить детям поразмышлять, как сделать, чтобы с песком можно было играть и при сильном ветре (хорошо смочить его водой).
Экспериментирование с воздухом.
Эксперимент 1. «Поиск воздуха»
Материалы и оборудование: Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой.
Описание эксперимента: Предложить детям доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно, объясняют происходящие процессы на основе результата своих действий (например: дует в трубочку, конец которой опущен в воду; надувают воздушный шарик и т.д.).
Эксперимент 2. «Реактивный шарик»
Материалы и оборудование: воздушные шары.
Описание эксперимента: Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.
Экспериментирование с воздухом.
Эксперимент 3. «Подводная лодка»
Материалы и оборудование: Трубочки для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки.
Описание эксперимента: Предложить детям выяснить, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет ли он сам подняться со дна. Дети выполняют действия: погружают стакан в воду, переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку для коктейля, вдувают под него воздух. Делают вывод: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и всплывает.
Экспериментирование с воздухом.
Эксперимент 4. «Сухой из воды»
Материалы и оборудование: Прозрачные пластиковые стаканы, емкость с водой, салфетки.
Описание эксперимента: Предложить детям объяснить, что означает «Выйти сухим из воды», возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая стакан. Взрослый предлагает определить, намокла ли салфетка, и объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут, а его место займет вода, салфетка намокнет).
Эксперименты с продуктами питания.
Эксперимент: «Невидимые чернила»
Материалы и оборудование: половинки лимона, ватные палочки, чашка с водой, лист бумаги.
Описание эксперимента: Выдавить сок из лимона в чашку с водой. Обмакнуть ватную палочку в воду и нарисовать что-нибудь на бумаге. Когда чернила высохнут, узоры станут невидимыми. Чтобы увидеть узор, надо нагреть бумагу около включенной настольной лампы. На бумаге проявятся рисунки черного цвета.
Эксперименты с продуктами питания.
Эксперимент: «Как уберечь яблоко?»
Материалы и оборудование: разрезанное на дольки яблоко, кружочки лимона, тарелочки.
Описание эксперимента: Дать каждому ребенку по две дольки яблока. Выдавить на одну дольку сок лимона. Посмотреть на дольки яблока через 4 – 5 часов.
Кусочки, не обработанные соком, лимона станут коричневыми, а смазанные соком – останутся светлыми.
Конспект занятия «Как уберечь яблоко»
Цель: Расширение представлений детей об окружающем мире, развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному анализу и размышлению.
Дети предлагают варианты деления целого на части (порезать на кусочки, натереть на терке, и даже, испечь яблочный пирог).
Зайчик говорит детям, что он хотел бы отнести яблочко домой маме, но боится, что оно испортиться.
Дети предлагают зайчику различные способы сохранения кусочка яблока
(положить в холодильник, завернуть в мешочек, посыпать сахаром).
Затем дети переходят за столы. Каждому на тарелочке дается по два кусочка яблока и по кружочку лимона. Дети берут в руки одну дольку яблока и выдавливают на нее сок лимона. Кладут кусочек яблока обратно на тарелочку. После этого тарелочки с яблоками переносятся на стол в уголок экспериментирования.
После тихого часа дети вместе с зайчиком подходят к столу в уголке экспериментирования. Кусочки яблок, не обработанные соком лимона, стали коричневые, некрасивые. А, смазанные кислым соком, дольки остались свежие. Теперь зайчик может донести свой кусочек яблока домой маме.
Экспериментирование с различными веществами и материалами.
Эксперимент: «Разбегающиеся зубочистки»
Материалы и оборудование: миска с водой, кусок сахара, несколько зубочисток, пипетка с мыльным раствором.
Описание эксперимента: Расположить зубочистки по кругу в миске с водой. В центр круга положить кусочек сахара – зубочистки начнут приближаться к центру.
Убрать сахар и капнуть в центр несколько капель мыльного раствора – зубочистки разбегутся.
Занятие "Свойства воды"
Цели:
- Показать значение воды для всего живого.
- Формировать представление о некоторых свойствах воды (жидкость без вкуса, цвета, запаха и формы, текучая, может разливаться, её можно вылить, налить, перелить, разлить).
Оборудование и материалы:
У воспитателя: стеклянная банка с водой, пустой стакан, банка с молоком, лист чистой белой бумаги, разнос с предметами (деревянные ложки, линейка, шар, кубик, кирпичик), банки, флаконы, пузырьки разной формы и размера.
У детей на столах: по три картинки с изображением рака, рыбы, кита; стеклянные банки, поднос с двумя-тремя предметами.
Ход занятия:
Воспитатель загадывает загадки и предлагает отгадку найти на картинках.
- Не кузнец, а с клещами (рак);
- Вильнёт хвостом туда-сюда - и нет её, и нет следа (рыба);
- Через море-океан плывёт чудо-великан;
- Прячет ус во рту, растянулся на версту (кит).
Воспитатель спрашивает у детей, что объединяет рыбу, рака и кита? (Среда обитания - все они живут в воде). Где можно увидеть воду? Как человек использует воду? (Вода нужна для умывания, стирки, приготовления пищи, мытья посуды, мытья и т. д.)
Обобщив ответы детей, воспитатель говорит о том, что вода нужна не только человеку, но и всему живому на Земле. Без воды нет жизни. Для рыб, некоторых растений и животных вода - это среда обитания. Все растения и животные без воды гибнут.
Воспитатель задаёт вопрос: что такое вода? (Это - жидкость. Она течёт. Её можно налить во что-нибудь. Можно вылить, перелить из одного сосуда в другой). Воспитатель наливает, переливает воду из банки в стакан, дети делают то же самое, убеждаясь в том, что вода - жидкость, её можно наливать, переливать.
Далее воспитатель ставит перед детьми познавательные задачи, которые они решают в ходе проведения опытов.
1.Есть ли у воды форма?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать форму предметов на разносах (кубик, шар).
Вопрос: Если кубиком постучать по столу, а шарик прокатить, изменят они свою форму? (Нет). А вода? Если мы нальём воду в кубик, что с ней произойдёт? (Она примет форму кубика). А если воду налить в банку? (Она примет форму банки).
Дети наливают воду в ёмкости различной формы и говорят, что наблюдают при этом. Вода постоянно меняет форму. Она принимает форму того сосуда, в который её наливают.
Вывод: вода формы не имеет.
2. Имеет ли вода цвет, вкус, запах?
Воспитатель ставит на стол стакан с водой и банку с молоком, рядом кладёт лист чистой белой бумаги. Какого цвета молоко и бумага? (Белого). А вода? Можно ли про воду сказать, что она белого цвета? (Нет). Есть цвет у воды? (Нет, вода бесцветная).
Воспитатель предлагает понюхать воду и ответить на вопрос: пахнет ли вода чем-нибудь? (Нет, вода ничем не пахнет, у неё нет запаха). А теперь попробуйте воду на вкус. Какая она? Сладкая? Горькая? Кислая? Солёная? (Вода без вкуса, она безвкусная)
Вывод: вода - это жидкость, не имеющая ни формы, ни цвета, ни запаха, ни вкуса.
В конце занятия воспитатель спрашивает: что будет с водой, если её вынести на мороз? Предлагает банку с водой вынести на улицу и на прогулке понаблюдать за тем, как вода превратится в лёд.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры-экспериментирование средний дошкольный возраст
План работы с детьми по экспериментированию в средней группе...
ЧЕГО НЕЛЬЗЯ и ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ для поддержания интереса к экспериментированию детей дошкольного возраста
Памятка для родителей...
Экспериментирование в дошкольном возрасте.
Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....
Экспериментирование в дошкольном возрасте.
Материал включает в себя непосредственно статью, описание различных экспериментов, конспекты занятий....
Памятка " Планирование работы с детьми по экспериментированию младший дошкольный возраст"
Памятка для вослитателей...
Памятка " Планирование работы с детьми по экспериментированию средний дошкольный возраст"
Памятка для воспитателей...
Методическая разработка по экспериментированию в дошкольном возрасте. Использование сказок в детском экспериментировании.
Методическая разработка по экспериментированию в дошкольном возрасте.Использование сказок в детском экспериментировании....