Психологическая подготовка к школе
статья (подготовительная группа)

Сенотова Наталья Владимировна

Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о нем слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в «крутых» школах и гимназиях, но что это такое, никто толком не знает.

        Что же представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_podgotovka_k_shkole.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая подготовка к школе

        

Психологическая готовность к школе – это как снежный человек. Все о нем слышали. Все знают, что это какая-то важная штука, которую проверяют психологи какими-то хитрыми тестами. О ней то и дело говорят в «крутых» школах и гимназиях, но что это такое, никто толком не знает.

        Что же представляет собой загадочная психологическая готовность к школе, нужно ли ею специально заниматься? Или, может быть, она у ребенка уже давно есть, а мы об этом и не знаем? Психологи обнаружили целых четыре вида психологической готовности к школе.

        

Личностно-социальная готовность

Личностно-социальная готовность заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию как со взрослыми, так и со сверстниками.

        На самом деле, современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом. Чаще этот симптом выражен у «домашних» детей, никогда не посещавших детский сад – у этих ребятишек минимальный опыт по «разруливанию» конфликтных ситуаций, принятию совместных решений.

        Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда психолог спрашивает будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша!»

        У малыша к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.

        

Эмоционально-волевая готовность

        «Я не буду, потому что неинтересно (слишком легко или, наоборот, слишком трудно)!» почему ребенок, который блестяще занимался до школы с частным преподавателем, порой получает глубокое разочарование от школы?

        Конечно, здесь многое зависит и от педагога, и от системы образования, которая, увы, оставляет желать лучшего и рассчитана на среднестатистического ученика. Но дело не только в этом. Ведь занятия для дошкольников и настоящие уроки – это все-таки разные вещи. Если первые – прежде всего игра (а иначе просто не получится: ни один нормальный дошкольник, если он. Конечно, не вундеркинд, не предпочтет урок игре), то вторые – именно система обучения. И далеко не всегда это обучение будет увлекательным и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.

        Развиваем эмоционально-волевую готовность

        Как ни странно, развить эти качества поможет опять-таки игра. Только игра особая, по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, «Мемори», домино и пр.). ведь именно такие игры учат спокойно дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, выстраивать свою стратегию и при этом учитывать постоянно меняющиеся обстоятельства и т.д.

        

Интеллектуальная готовность

        Речь идет не о пресловутом умении читать и писать, а о нечто большем: насколько мозг ребенка готов к интеллектуальному труду. Это умение думать, анализировать, делать выводы.

        Аналитическое мышление (способность сравнивать и обобщать) начинает развиваться уже с младенческого возраста, еще с того счастливого времени, когда ваш малыш с интересом гремел разными погремушками, прислушиваясь к их звуку, а также пытался выяснить, почему мячик с горки катится, а кубик почему-то отказывается это делать.

         Если вы не подавляли исследовательский интерес юного естествоиспытателя, то наверняка к моменту поступления в школу ему многое удалось постичь на собственном опыте. Учите сына или дочку самому искать ответы на собственные бесконечные «почему» и «а что будет, если…», выстраивать причинно-следственные связи – одним словом, активно интересоваться окружающим миром.

        

Мотивационная готовность

        К моменту поступления в школу у ребенка должно быть сформировано положительное отношение к школе, к учителю, к учебной деятельности, к самому себе.

        Нередко старшие товарищи успевают внушить будущему школьнику мысль о том, что в школе его ждут одни неприятности – двойки, строгие учителя и пр. Постарайтесь развеять этот миф и настроить малыша на успех. В то же время он должен понимать, что школьный путь усеян не только розами и просто так или даже за каждую мелочь его там хвалить никто не будет. Если ребенок привык к постоянной похвале и одобрению дома, постарайтесь приучить его к большей самостоятельности, хвалите не за каждый шаг, а за готовый результат. Хваля и ругая свое сокровище, не переходите на личности – оценивайте поступок, а не самого ребенка.

        Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнь. Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Психологическая подготовка к школе"

Консультация для родителей...

Психологическая подготовка к школе.

Консультация для родителей....

Тематический план психологической подготовки к школе.

Психологическая подготовка детей к школе....

Занятие-практикум "Психологическая подготовка к школе. В семье - будущий первоклассник" для родителей.

Цель:- Способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают подготовительную группу, о психологической готовности к школьному обучению.- Организация совместной работы детского сада...

Психологическая подготовка к школе .

Статья "Психологическая подготовка к школе"...

Программа диагностики готовности к школьному обучению. Компонент психологической подготовки к школе - эмоционально-волевая готовность

Учиться в школе успешно ребенок будет если сможет управлять своим поведением, подчинять свои желания требованиям школы, и адекватно общаться со сверстниками и взрослыми. В связи с этим в процессе набл...