Педагогическое просвещение родителей в ДОО.
консультация

Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped.prosveshchenie.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Цель: Повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в д/с «Олененок» с.Майма.

 Для достижения цели были поставлены задачи:

- изучить потребности родителей;

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, повышать правовую культуру путем использования различных форм и методов;

- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;

- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо - поддержки.

Мои предложения по улучшению педагогического просвещения родителей заключается в использовании разнообразных форм (как традиционных, так и не традиционных) методов, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающих преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.

Согласуя свои действия с семьей, детский сад старается дополнить или компенсировать домашние условия воспитания.

Для дифференциации просветительской работы мы провели анкетирование родителей, составили характеристики категорий семей.

Дифференциация должна проводиться на основе тестирования, анкетирования, по определенному плану изучения семьи:

1. Структура семьи (сколько человек, возраст, образование, профессия, психологический климат семьи (межличностные отношения, стиль общения).

2. Стиль и фон семейной жизни: какие впечатления преобладают - положительные или отрицательные; причины семейных конфликтов и отрицательных переживаний родителей и детей.

3. Социальный статус матери, отца в семье, степень участия в воспитательном процессе, наличие желания воспитывать ребенка.

4. Воспитательный климат семьи, наличие или отсутствие домашней педагогической системы (осознание целей, задач, методов воспитания, участие матери, отца в педагогической деятельности семьи (конструктивной, организационной, коммуникативной) .

После изучения семей необходимо составление «Социального паспорта» с целью корректировки педагогического воздействия.

Работа с родителями должна проводиться активно, применяться не в общем, а с точки зрения ее действенности по отношению к каждой категории родителей. В зависимости от проблем, возникающих в семьях, выбирается та или иная тематика мероприятий.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

- наглядная пропаганда,

- посещение семей,

- родительские собрания,

- беседы и консультации,

- анкетирование,

- дни открытых дверей,

- круглые столы,

- организация деловых игр и другие.

Для вовлечения родителей в жизнь детей и детского сада, для повышения их педагогической культуры из многих форм работы мною использовались следующие активные формы:

1. Встреча с родителями «Педагогический калейдоскоп»

Родителям предлагались различные проблемные ситуации, решение которых требовало от них знания педагогических основ воспитания детей, их психологии.

Результатом опыта работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания.

Родители заинтересовались новыми формами работы, новыми методами проведения мероприятий; возросла их активность.

Таким образом, подводя итог всему вышеизложенному, хочется сказать следующее:

Для создания в семье благоприятных условий воспитания детей родителям прежде всего необходимо овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний и практических навыков.

Для осуществления дифференцированного подхода к работе с родителями необходимо соблюдение общепедагогических и специфических условий.

Критерием эффективности вариативного использования разных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к занятиям детей, активное участие на родительских собраниях в анализе педагогических ситуаций, дискуссиях. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ.

Педагогическое просвещение родителей реализуется чаще всего традиционными формами:

1) внутри детского сада :

- посещение семьи воспитателем;

- беседы и консультации;

- общие и групповые родительские собрания;

- наглядная пропаганда ( стенды, ширмы, тематические выставки и др.);

2) за пределами детского сада:

- университеты педагогических знаний;

- школы для родителей и др.

Их общий недостаток:

- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семьи;

- родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду:

- родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой знакомятся лишь при рассматривании «наглядной агитации»- стендов, ширм, подготовленных педагогами;

- ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания. Это указывает на то, что семья воспринимается как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.

Именно поэтому необходима «новая философия» взаимодействия ДОУ и семьи.

Педагогический коллектив должен старается помочь родителям вырастить, научиться понимать и воспитывать своих детей. Для этих целей должно делаться многое: проводиться: Дни открытых дверей, приглашать родителей на праздники и спортивные мероприятия, проводить консультации, встречи со специалистами, родительские собрания и конференции в нетрадиционной форме. Содержанием педагогического просвещения родителей должно стать изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания детей.

  презентации и конспекты

Нынешние молодые родители в силу отсутствия собственного полноценно игрового опыта с трудом осознают роль игры в развитии их детей. Уделяя внимание ребенку, родители в основном стараются «заниматься» с ним, а вот играть с подросшим сыном или дочкой, как правило, не хотят или не умеют.

А ведь игра – это ведущий вид деятельности дошкольников. Это и развлечение, и обучение, и построение своего «Я», и развитие навыков общения, и познание жизни взрослых и коррекция детско-родительских отношений. Именно игра при поддержке ближайших взрослых выступает одним из ведущих средств его адаптации к новым требованиям, обеспечивая ему благополучное самочувствие, потребность в самообразовании и саморазвитии.

Совместная игра родителей и ребенка-дошкольника помогает лучше понять друг друга, в результате чего взаимоотношения с детьми становятся более теплыми и содержательными.

Именно поэтому данная проблема является актуальной, ведь необходимо донести до сознания родителей важность и полезность игры, научить и разнообразить их игровой опыт, для того чтобы они, в свою очередь, научили играть своих детей. При умелом руководстве со стороны родителей, игра способна творить чудеса.

Поэтому клуб, как нетрадиционная форма взаимодействия родителей и дошкольного учреждения – наиболее подходящая для этого форма работы по  формированию у родителей активной позиции в развитии игровой деятельности детей.

В рамках работы данного клуба родители обучаются способам применения и формирования оптимального состава различных видов игровых средств обучения: организация на их основе игр и игрового взаимодействия с детьми; получают консультации по созданию предметно-развивающей среды в семье; знакомятся с современными видами игровых средств обучения и их ролью в развитии ребенка; учатся играть с детьми и активно взаимодействовать в совместных играх.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Работа с родителями ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ.ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ С.К.Шевченко воспитатель ГППМДОУ ДС ОВ № 38 «Колобок»г.Туапсе МО Туапсинский район...

План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша) 1 – блок: Педагогическое просвещение родителей.

План работы с родителями старшей группы на 2014-2015 учебный год.(воспитатель Куша)1 – блок: Педагогическое просвещение родителей....

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ. ГАЗЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

В нашем детском саду одной из форм пропаганды психолого-педагогических знаний стало создание информационного издания для родителей ДОУ в виде газеты. В ней мы не навязываем своё мнение. Специал...

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника».

laquo;Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка дошкольника»....

Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника»

Вашему вниманию предлагается Программа педагогического просвещения родителей «Педагогические возможности театрализованной деятельности в развитии ребенка-дошкольника» ...