Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Культура поведения детей».
план-конспект занятия
В данном материале представлен полный ход проведения родительнского собрания на тему "Культура поведения детей".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_roditelskogo_sobraniya.docx | 31.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Культура поведения детей».
Форма проведения: групповое родительское собрание.
Место проведения: помещение групповой комнаты.
Оборудование: мультимедийные технические средства (ноутбук, проектор, аудиоколонки), игрушка для конкурса, фишки трех цветов, перечница с вопросами, ноутбук, ноутбук, проектор.
Цель группового родительского собрания: расширение контакта между педагогами и родителями; повышение педагогической компетенции родителей по вопросу «Культура поведения детей».
Задачи группового собрания:
- расширить контакт между педагогами и родителями;
- повысить педагогическую культуру родителей;
- познакомить родителей с понятием «культура поведения», с компонентами, входящими в данное понятие;
- научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться.
Ход собрания:
I. Подготовительный этап
Подбор материала по теме «Культура поведения детей». Создание презентации по теме. Создание видеоролика из фотографий, отражающих моменты жизни группы.
II. Организационный этап
Родители заходят, рассаживаются произвольно. Звучит музыка, помогающая снять усталость, настраивающая на совместную работу. Демонстрация видеоролика, на котором представлены фотографии детей за прошедший учебный год под песню В. Шаинского «Улыбка».
III. Вступительная часть
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады видеть вас. Наше собрание не просто так мы начали с просмотра видеоролика под любимую всем детскую мелодию В. Шаинского «Улыбка». Как вы думаете, почему наше собрание началось с этой песенки?
Ответы родителей.
Воспитатель: Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим людям. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе. Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.Человека, который никогда об этом не забывает, мы называем вежливым и воспитанным, с ним легко и приятно общаться.
Слайд 1. И сегодня наше родительское собрание посвящено вопросу воспитания культуры поведения у старших дошкольников.
Cколько написано в мире статей
И сколько прочитано лекций умных
О том, как воспитывать наших детей,
Пытливых, и добрых, смешных и шумных.
Слайд 2. Бесспорен тот факт, что дети являются гордостью своих родителей. В них всё им мило и дорого. Но я думаю, что вы согласитесь со мной, что привлекательность ребёнка не только в красоте его внешнего вида. Главное, в другом - как подрастающий ребёнок ведёт себя? Как держится на людях? Каковы его манеры? Случается, что даже хорошо образованные люди не всегда выглядят воспитанными, т. к. не выработали в себе элементарных норм культуры поведения. Вопросы нравственного воспитания детей с наибольшей остротой встают именно в наши дни. Поэтому нашей целью является воспитание детей, умеющих достойно себя вести и стать впоследствии гармонично развитой личностью.
Слайд 3. Под термином “культура поведения” мы будем понимать совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении.
В содержании культуры поведения детей можно условно выделить следующие компоненты: культура деятельности, культура общения, культурно-гигиенические навыки и привычки, культура речи
Давайте немного остановимся на каждом из этих компонентов.
Слайд 4. ИТАК, Культура деятельности, другими словами, культура труда и поведения – это качества, которые являются показателем отношения человека к своему делу, людям, обществу.
Основы культуры деятельности закладываются в детстве, а затем продолжают развиваться и совершенствоваться. В дошкольный период ребенок овладевает навыками культуры действий с предметами в играх, труде, на занятиях, т. е. в процессе деятельности. Формировать у ребенка культуру деятельности – значит воспитывать у него умение содержать в порядке место, где он трудится, занимается, играет; привычку доводить до конца начатое дело. Необходимо прививать детям умение правильно обращаться с игрушками, книгами, пособиями, личными вещами учить ребенка готовить рабочее место и все необходимые предметы и материалы, с которыми он будет играть и заниматься. Очень важно учить относиться детей к общественному имуществу, как к своей личной вещи.
Слайд 5. Следующий компонент – культура общения.
Культура общения - это часть культуры поведения, которая выражается главным образом в речи, во взаимном обмене репликами и беседе.
В детях мы всегда хотим видеть такие качества как:
Вежливость - она украшает человека, делает его привлекательным, вызывает у окружающих чувство симпатии.
Деликатность - сестра вежливости. Человек, наделенный этим качеством, никогда не доставит неудобства окружающим, не даст повода ощущать собственное превосходство своими действиями.
Скромность - эта нравственная черта личности - показатель подлинной воспитанности.
Общительность - в ее основе лежат элементы доброжелательности, приветливости к окружающим – непременные условия в выработке у детей культуры взаимоотношений. Ребенок, испытывающий радость от общения со сверстниками, с готовностью уступит игрушку товарищу, лишь бы быть рядом с ним, для него проявить доброжелательность естественнее, чем дерзость, резкость. В этих проявлениях – истоки уважения к людям.
Предупредительность – здесь необходимо добиваться от детей, чтобы предупредительность, внимание, помощь окружающим проявлялись у них из добрых побуждений.
Слайд 6. Следующий, очень важный компонент культуры поведения – это культурно-гигиенические навыки и привычки.
Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах.
Слайд 7. Следующий компонент культуры поведения - речевой этикет.
Ребенок усваивает родную речь, подражая близким, так называемым материнским способом, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Необходимо избавить ребенка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.
А часто ли вы обращаетесь к своему ребенку в форме не приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете свое одобрение по поводу проявленной им вежливости? Задумайтесь над этим.
Существуют разные виды этикета. Сейчас хотим предложить немного поиграть.
Слайд 8. Упражнение-конкурс «Кто дольше сможет хвалить ребенка за проявление вежливости?»
(Родители, называют фразы, которыми они хвалят ребенка и передают игрушку по кругу).
Слайд 9. Похвала очень помогает в достижении результатов. Ни одного дня без похвалы, без слов восхищения. В детском саду существует традиция — «Поговорим о хорошем», когда каждый получает похвалу в присутствии всех детей. Продолжайте и дома хвалить ребенка, и вы увидите, насколько быстрее он будет усваивать правила поведения, как велико будет желание быть воспитанным. Пусть первую порцию похвалы ребенок получает утром до прихода в детский сад, вечером по дороге домой тоже обязательно найдите возможность его похвалить и дома в присутствии родственников, соседей, друзей хвалите и хвалите, и тогда произойдут большие перемены.
Слайд 10. Упражнение «Поведение детей»
А сейчас мы предлагаем вам как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах. Если ваш ребенок:
•выполняет данное правило, то вы кладете на стол фишку красного цвета;
•не всегда выполняет или не совсем правильно — желтого цвета;
•не выполняет совсем — синего цвета.
Варианты:
•Ребенок умеет мыть руки.
•Моет их всегда перед едой.
•Моет их после посещения туалета.
•Умеет вытираться развернутым полотенцем.
•Аккуратно складывает одежду.
•Пользуется носовым платком по мере необходимости.
•Зевает и высмаркивается бесшумно.
•Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть пальто.
•Благодарит за оказанную помощь.
•Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.
•Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.
•Не вмешивается в разговор без надобности.
•При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».
•Не бросает на улице, в помещении бумажки, обертки ит. д.
•Не говорит бранных слов.
Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой приемы: похвалу и упражнения.
Слайд 11. Упражнение «Острое блюдо». (Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, под музыку раздаются родителям. Время для ответа 1—3 минуты. Родители отвечают только по желанию, т. е. если вопрос достался родителю, не желающему отвечать на него, то он вправе передать вопрос дальше.)
- Следует ли говорить «будь здоров», если кто-то чихнул? (Оказывается, если кто-то чихнул или с ним произошла другая подобная неловкость, лучше всего не обратить на это внимание.)
- В каких случаях нужно говорить «вы», в каких — «ты»? (Если двухлетнии малыш говорит взрослому «ты» и в его устах это звучит даже мило, то с 4 лет дети уже должны, обращаясь к взрослому, кроме близких родных, говорить «вы» и называть по имени и отчеству.)
- Как нужно принимать подарки? (^ Завернутый подарок нужно развернуть, рассмотреть и поблагодарить того, кто его принес: ему ведь тоже интересно, понравился ли подарок.)
- В каких случаях следует говорить «извините» и «простите»? (Оказывается, если провинность незначительная, нужно говорить «извините», если же очень виновны — то «простите».)
- Каким образом следует указывать на предмет? (Нельзя показывать пальцем на какой-нибудь предмет и уж тем более на человека. Если вы хотите обратить внимание на какой-нибудь предмет, то показывать нужно всей ладонью.)
- Можно ли войти в магазин с собакой? (С собаками нельзя входить ни в одно общественное здание).
- В какое время можно звонить кому-либо по телефону? (С 9 до 22 ч, если вы не оговорили более раннее или более позднее время звонка особо).
- Чем отличаются слова: невежа и невежДа? (Невежа – Невоспитанный. НевежДа – необразованный).
- Можно ли говорить слово «извиняю», если у тебя просят прощения? (Нет, нельзя. Нужно сказать: «ничего», «всё нормально», «ничего страшного», «бывает»).
Воспользуйтесь советами, которые вы сегодня услышали, и вы увидите, как мир вокруг начнет изменяться.
Слайд 12. Рассмотрим основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками.
2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса.
З. Воспитывающие ситуации: создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или вилкой. Если это игра – предложить ребёнку выбор роли (главной или второстепенной, уступив первую товарищу) и т. д.
4. Поощрение: очень важный способ воздействия, активизирующий дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.
5. Наказание: должно применяться крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию вообще недопустимо; осуждение родителем, воспитателем или другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.
6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и очень необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.
Разнообразие словесных методов помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил. К словесным методам относятся:
7. Чтение предполагает знакомство детей с правилами поведения через чтение художественной литературы.
8. Разъяснение: необходимо не только показать рассказ, но и разъяснять, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.
9. Беседа: помогает выяснять уровень знания детьми норм и правил поведения.
10.Объяснение используется в процессе наблюдения явлений и рассматривания предметов, картин, в ходе упражнений и т.д.; с его помощью уточняются непосредственные восприятия детей.
Слайд 13.
Мы затронули эту тему не случайно. В процессе работы с детьми, в ходе анализа различных повседневных ситуаций, в которых ярко проявляются знания детей, их поведение, мы пришли к выводам, которые представлены на слайде (диаграммы с уровнем сформированности компонентов культуры поведения у детей).
Слайд 14.
Вывод: Но самое главное, что хотелось бы донести до вас, уважаемые родители, это ваше чёткое убеждение в том, что именно вы являетесь главным примером для своих детей, то есть родители воспитывают ребёнка собственной воспитанностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе по теме: «Культура взаимоотношений»
Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые сп...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему:«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста»...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Культура поведения детей».
В данном материале представлен полный ход проведения родительнского собрания на тему "Культура поведения детей". Также предлагаю презентацию к конспекту....
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: «Трудовое воспитание детей старшего дошкольного возраста».
laquo;Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».В.А. СухомлинскийТруд детей в детском саду мно...
Родительское собрание в младшей группе на тему: «Безопасное поведение детей на дорогах, на реке во время паводка и таяние снега».
Родительское собрание на тему:«Безопасное поведение детей на дорогах, на реке во время паводка и таяние снега». Повестка дня:«Памятка родителям – водителям»...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему "Возрастные особенности и проблемы речевого развития детей старшего дошкольного возраста"
В данном конспекте родительского собрания затрагивается очень актуальная тема развития речи детей старшего дошкольного возраста. Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок правильно и граммотно. Э...
Конспект родительского собрания в старшей группе на тему: Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада.
Родительское собрание в средней группе на тему: "Развитие речи в условиях семьи и детского сада"...