Сказкотерапия (Если ребенок не хочет есть)
консультация

           Каждый родитель, хоть раз, сталкивался с проблемой, что ребенок отказывается есть. Как реагировать? Ведь дети могут отказываться от еды по разным причинам: из-за стресса, возрастного кризиса, личных пищевых предпочтений или консервативности вкусов. Чтобы помочь ребенку сформировать новые пищевые привычки, следует действовать осторожно, чтобы не нарушить его границы и не вызвать еще больший стресс. Для этого можно использовать терапевтические сказки, в сюжете которых проговаривайте проблему ребенка и способ ее решить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazkoterapiya_rebenok_ne_hochet_est.docx33.91 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Ребенок не хочет есть

Дети могут отказываться от еды по разным причинам: из-за стресса, возрастного кризиса, личных пищевых предпочтений или консервативности вкусов. Чтобы помочь ребенку сформировать новые пищевые привычки, следует действовать осторожно, чтобы не нарушить его границы и не вызвать еще больший стресс. Для этого используйте терапевтические сказки, в сюжете которых проговаривайте проблему ребенка и способ ее решить. Но сначала, уважаемые родители, попробуйте ответить на следующий вопрос: «Как вы помогаете ребенку сформировать правильные пищевые  привычки?», при этом:

- вы сами едите такую же пищу, с которой хотите познакомить ребенка?

- не заставляете ребенка есть неприятную для него пищу или доедать всю порцию до конца, уважаете его вкусы?        

- не показываете ребенку мультики и не позволяете играть во время еды?

- спрашиваете ребенка, сыт ли он, перед тем как убрать еду со стола?

- не перекармливаете ребенка едой для перекусов?

- не наказываете и не поощряете ребенка с помощью еды?

- не употребляете ли вы сами еду, вредную для здоровья (фаст фут)?

Помните, что важно уважать вкусы ребенка и показывать правильные пищевые привычки на собственном примере!

Для решения проблемы с приемом пищи у ребенка, полезно использовать готовую терапевтическую сказку или придумать свою, которая подходит именно под вашу ситуацию. Отдавайте предпочтение сказкам, по которым можно разыгрывать сценки – выбирайте истории с яркими деятельными героями. Если вы используете готовую сказку, оцените, насколько возраст, и ситуация героя похожи на возраст и ситуацию ребенка. При необходимости скорректируйте сказку, например, дайте герою имя, похожее на имя ребенка по звучанию.

Если вы составляете сказку самостоятельно, сделайте главного героя похожим на ребенка. Используйте образы животных. В младшем дошкольном возрасте дети хорошо ассоциируют себя с детенышами животных, названия которых они знают и которые им нравятся. С шести лет можно использовать образы людей и персонажей мультфильмов. Дайте герою сказки созвучное имя и придумайте сходные условия жизни, похожих родителей. Сформулируйте проблему героя – такую же, как у ребенка. Опишите неудачи и победу героя. Важно, чтобы герой не с первого раза справился с проблемой, но не отступил и позже добился успеха.

Терапевтическая сказка про хомячка,

 который не хотел есть кашу

Теорый не хотел ест

         Жил-был маленький хомячок Тоша. Он был в меру послушный, в меру хулиганистый, умный и самостоятельный. Тоша жил с мамой и папой в уютном домике. Его папа-хомяк каждый день ходил на работу, а мама-хомячиха оставалась дома. Она занималась и играла с Тошей, читала ему книжки и водила гулять.

         Когда Тоше исполнилось три года, он захотел в детский сад. Хомячок знал, что там много ребят, они дружат и играют, и он хотел дружить и играть с ними. Конечно, дома взрослые мама и папа старались развлекать его, но все равно с ними было не так весело. Ведь они много чего не разрешали и иногда говорили скучные вещи: «будь осторожнее», «аккуратнее», «убери игрушки». Хомячок Тоша решил: в детском саду должно быть гораздо интереснее.

         Мама и папа посовещались и поддержали Тошину идею. Они сказали, что в детском саду он сможет стать еще самостоятельнее и научиться новому. Хомячок и без того умел делать много дел: он сам обувал сандалики, ложился спать в кроватку, умел рисовать картинки и кушать ложкой. Вот только была одна загвоздка – Тоша любил сладости и орешки, шоколадные подушечки на завтрак, макароны на обед. А в детском саду, как говорили родители, дают кашу, суп и запеканку.

        «Разве это вкусно? – подумал Тоша. – Ну уж нет, не хочу это пробовать! Каша выглядит некрасиво, суп жидкий, а запеканка вообще какая-то подозрительная. Вот мои орешки и шоколадные подушечки – совсем другое дело». Но хомячок очень хотел попасть в детский сад, и поэтому решил схитрить, чтобы его туда взяли. Он сказал

маме и папе, что попробует кашу.

        Родители обрадовались и приготовили ему целую тарелку.

         Как только Тоша увидел кашу, он начал вертеться на стуле – то просил принести игрушку из своей комнаты, то засматривался в окно. Мама и папа ждали, когда же он все-таки попробует кашу, но Тоша продолжал тянуть время. И как только они отвернулись, он взял и вылил всю кашу под стол. Родители смотрят – а каши нет,

Тоша сидит и животик поглаживает. «Вкусно, – говорит, – наелся!».

        Когда Тоша пошел играть, мама и папа нашли под столом кашу и поняли, что он схитрил. Они не стали говорить об этом сыну, а сделали вид, как будто поверили ему. Мама только сказала Тоше, что разрешит ему пойти в садик при одном условии – она научит его волшебному способу кушать кашу. Хомячок удивился, но согласился – ему было любопытно. «Вдруг, – подумал он, – некрасивая каша волшебно исчезнет? Как было бы здорово!».

         На следующее утро мама дала Тоше поварской колпак и фартук. Она сказала, что волшебную кашу можно сделать самому. Хомячок готовил с удовольствием: он наливал молоко, которое очень любил, добавлял сахар и злаки, которые тоже ему нравились. Он мешал кашу своей ложкой, а сверху сыпал орешки и ягоды. «Надо же, – удивлялся он, – все, что я кладу в кастрюльку, такое вкусное!».

Когда каша была готова, Тоша захотел ее попробовать, но вдруг смутился. Он вспомнил про волшебный способ кушать кашу и спросил о нем маму.

Та улыбнулась и шепнула Тоше на ушко: «У тебя в кармашке есть невидимый волшебный порошок, которым надо ее посыпать. Тогда она станет очень вкусная!». Тоша был изумлен, но все же нащупал невидимый порошок в кармане и посыпал им свою тарелку.

Хомячок с удовольствием съел кашу и даже попросил добавки. Она оказалась необыкновенно вкусной, ведь была волшебной. Теперь каждое утро он просил себе на завтрак такую замечательную кашу.

После этого случая Тоша отважился попробовать и суп, и запеканку, и все

ему нравилось. А мама с папой поняли, что их взрослый самостоятельный Тоша готов к завтракам и обедам в детском саду, и с удовольствием разрешили ему наконец-то туда пойти.

КАК ИЛЮША ЖИВОТИК КОРМИЛ

Татьяна Холкина

  Жил-был мальчик. Звали его Илюша. И было ему столько же лет, что и тебе.

           Съел Илюша перед обедом конфетку, а тут его мама за стол позвала.    Налила ему суп, а Илюша закапризничал:

          - Я не голодный, я уже конфетой пообедал!

          - Но ты же нагулялся, набегался, тебе хорошо покушать надо, — убеждает его мама.

          - Не хочу! — капризничает Илюша.

           И вдруг слышит: кто-то плачет. Оглянулся — никого нет. Кто же это? Прислушался Илюша к себе. А это, оказывается, его животик плачет!

          - Что с тобой? — испугался Илюша. — Кто тебя обидел?

          - Вот сижу, жду обеда, а горлышко мне ничего не дает! А я кушать хочу!

          Илья горлышко строго спрашивает:

           — Ты почему животику кушать не даешь? Он там с голоду умирает!

          А горлышко отвечает:

           — У меня самого с утра маковой росинки не было! Я тоже голодное! Меня ротик не накормил!

           Стал Илюша ротик ругать:

           — Ты почему горлышко не кормишь? Из-за него и животик плачет!

           А ротик отвечает:

           - Ты же, Илюша, суп не ел. И я, ротик, суп не ел. И горлышку ничего не досталось. Поэтому и животик голодный.

           - Я же тебе конфетку дал, — возмущается Илюша. - Надо было поделиться!

           - Этой конфетки мне одному мало. Разве это еда?! Она во рту растаяла, и нет её. До животика ничего не дошло.

          Что же делать? Жалко Илье свой родной животик.

           Схватил он ложку и стал суп в рот складывать. Ротик сразу обрадовался, жуёт и горлышко угощает. А горлышко в животик суп отправляет. Илюша всю тарелку супа съел и спрашивает:

           — Ну что, животик, наелся?

            - Нет ещё, — кричит животик. — Второе хочу! Илюша и картошку съел.

            - Ну, теперь наелся?

            -А компот? — спрашивает животик. Илюша у мамы компот попросил.

           — Ну, наелся?

            А у животика даже сил ответить нет — такой полный. Только булькать может.

          — Буль-буль. Спасибо тебе, Илюша, — пробулькал  животик. — Вот теперь я наелся. А маме спасибо за вкусный суп!

           Илюша маме и говорит:

          — Мама, тебе мой животик спасибо сказал!

         — Пожалуйста, мои дорогие!- довольно улыбнулась мама.

ПОЧЕМУ НУЖНО КУШАТЬ

Ирина Гурина

           Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.

           — Смотри, какая вкусная кашка, — говорила ей бабушка. — Съешь хоть ложечку. Ты только попробуй — тебе обязательно понравится.

           Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала головой.

           — Скушай творожок, — уговаривал Настеньку дедушка. — Он очень вкусный и полезный.

            Но и творожок она есть не хотела.

          — Смотри, какой вкусный супчик, — говорила мама. — Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зелёный горошек, белая картошечка!

          — Не буду! — кричала Настенька и убегала из кухни.

            День шел за днём. Как-то пошла Настенька с подружками гулять. Решили они покататься с горки. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ — и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:

          — Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, с горки не покататься!
        — И правда! — удивились подружки. — Что же ты такая маленькая?
        — Не знаю, — расстроилась Настенька и пошла домой.  

          Заходит она в дом, раздевается. А слезки таки капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шёпот. Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям — и там никого.

         — Ничего не понимаю, — пожала плечами девочка. — Кто же шепчется?
        Прокралась она на цыпочках к кухне. Приоткрыла дверь - шёпот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.
        - Ой, — удивилась Настенька, — да это же овощи разговаривают!

         - Я тут самая главная, — сердилась морковь. — Во мне есть витамин А — это самый главный витамин. Он помогает детям расти. А ещё тот, кто ест витамин А, хорошо видит, почти как орёл. Без меня нельзя!

        - Нет, мы! Нет, мы главные! — подпрыгивали горошинки. — В зеленом горохе тоже есть витамин А. И нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас ещё и витамин В есть!

        - Во мне тоже есть витамин В. Я же не хвастаюсь, — проворчало мясо.           Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко и чтобы зубки и десны были здоровыми.

        - А во мне витамин С, — подпрыгнула картошка. — Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается!

       Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:

        - Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный и что тот, кто хорошо кушает, быстро растёт и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами!

        - А я слышала, слышала! — закричала Настенька, вбегая в кухню. — Я очень хочу вырасти и кататься с горки вместе со всеми!

        Взяла она ложку и съела суп.
       С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек!

ПРО КАТЮШИНУ КАПРИЗКУ

Ольга Быкова

          В одном городе жила-была Девочка. Маленькая такая Девочка, с курносым носиком, лучистыми глазами и тоненькими косичками. Звали девочку Катюша. Девочкины мама и папа ходили на работу, а она оставалась дома с бабушкой.

         Всё бы хорошо, только не любила Катюша кашу. Она вообще не очень любила кушать, но кашу просто терпеть не могла. Бабушка уговаривала её и так, и эдак. Объясняла, как полезна каша маленьким детям, пела ей песни, рассказывала сказки, даже танцевала и показывала фокусы. Ничего не помогало. Наша Катюша сначала просила добавить масла, потом сахара, потом соли, а потом наотрез отказывалась есть «эту гадость».

        А в это время от одного рассеянного волшебника сбежала мелкая вредная Капризка и пустилась по свету в поисках убежища, пока волшебник не хватился и не вернул её обратно в темный сундук.

        Капризка кралась по городу, как вдруг услышала громкий крик девочки: «Не хочу! Не буду есть эту вашу кашу!» Капризка заглянула в открытое окно, и увидела, как Катюша кушает.

       «Чудесно!» - подумала Капризка и прыгнула прямо в широко открытый Катюшин рот.

        Никто, конечно, ничего не заметил, но с этого дня Катюша стала совершенно невыносимой. Она отказывалась есть даже вкуснейшие котлетки, приготовленные бабушкой, даже пышные румяные оладушки с клубничным вареньем!

       Капризка с каждым днем в ней все росла и росла. А сама она становилась все тоньше и прозрачней. Больше того, Капризка стала постепенно высовывать свой нос и задевать родных Катюши.

      И однажды бабушка вдруг сказала: «Я не буду больше убирать дом, и готовить я тоже больше не буду, все равно это никто не хочет есть!» И она села на балконе, и стала вязать длинный-предлинный полосатый носок.

 А мама сказала: «Я больше не хочу ходить в магазин покупать продукты, одежду и игрушки!» Она легла на диван и стала читать толстую книжку.

А папа сказал: «Я больше не хочу идти на работу!» Он расставил на доске шахматы и начал бесконечную партию сам с собой.

И среди всего этого безобразия сидела довольная Капризка, любуясь тем, что она натворила. А Катюша подошла к зеркалу и посмотрела на себя. Она не увидела своих лучистых глазок — они потухли и обзавелись серыми кругами. Носик опустился, а косички топорщились в разные стороны, как веточки елки. Катюше стало себя жалко, и она заплакала. И ещё ей было так стыдно, что она обидела бабушку.

Даже непонятно, откуда у такой маленькой девочки взялось так много слез! Слезы текли и текли. Они превратились в речку! И эти слезы были такими искренними слезами раскаяния, что просто смыли зазевавшуюся Капризку на улицу, прямо в руки разыскивающему её волшебнику.

И Катюша вдруг поняла, как же она проголодалась. Она пошла на кухню, достала из холодильника кастрюльку с остатками каши и съела её всю, даже без масла, сахара и соли. Наплакавшись и наевшись, она уснула тут же за столом. И не слышала, как папа перенес её в кроватку и, поцеловав в щечку, побежал на работу. Мама поцеловала дочку в другую щёчку, солёную от слез, и тоже ушла. А бабушка, забросив куда-то свой полосатый носок, гремела на кухне кастрюлями и сковородками, вознамерившись приготовить для всей семьи вкуснейший ужин!

Почему нужно кушать?

Жила-была девочка Настенька. Она очень не любила кушать.

- Смотри, какая вкусная кашка, - говорила ей бабушка. - Съешь хоть ложечку, только попробуй, и тебе обязательно понравится. Но Настенька только крепко сжимала губы и мотала головой.

- Скушай творожок, - уговаривал Настеньку дедушка. - Он очень вкусный и полезный.

Но и творожок она есть не хотела.

- Смотри, какой вкусный супчик, - говорила мама. - Посмотри только, какой он красивый! Там красная морковка, зеленый горошек, белая картошечка!

- Не буду, - кричала Настенька и убегала из кухни.

День шел за днем. Как-то пошла она с подружками гулять, и решили они покататься на горке. А на ту горку вела высокая лесенка. Подружки топ-топ-топ и поднялись на самую вершину, а Настенька стоит внизу и расстраивается:

      - Вон вы все какие большие да сильные! А почему же я такая маленькая? На ступеньки мне не подняться, за перильца не удержаться, на горке не покататься!

- И, правда, - удивились подружки, - что же ты такая маленькая!

- Не знаю, - расстроилась Настенька и пошла домой.

Заходит она в дом, раздевается, а слезки так и капают: кап да кап, кап да кап. Вдруг слышит она шепот.

Зашла Настенька в свою комнату. Нет никого, тихо. Зашла к бабушке с дедушкой. Тоже пусто. Заглянула она в комнату к родителям: и там никого.

- Ничего не понимаю, - пожала плечами девочка. - Кто же шепчется? А! Я на кухне не была, - и она на цыпочках прокралась к кухне.

Приоткрыла Настенька дверь, шепот стал громче. На стуле пусто, в углах пусто. Только на столе стоит тарелка супа.

- Ой, - удивилась Настенька, - да это же овощи разговаривают!

- Я тут самая главная, - сердилась морковь. - Во мне есть витамин А, это самый главный витамин. Он помогает детям расти, а еще тот, кто есть витамин А хорошо видит, почти как орел. Без меня никуда!

- Нет мы, нет мы, - подпрыгивали горошинки. - В зеленом горохе тоже есть витамина А, но нас больше, значит, мы главнее! И вообще, в нас еще и витамин В есть.

- Во мне тоже есть витамин В, я же не хвастаюсь проворчало мясо. Во мне вообще много всяких витаминов, которые нужны, чтобы хорошо работало сердечко, и чтобы зубки и десны были здоровыми.

- А во мне витамин С, - подпрыгнула картошка. - Он важнее всех остальных. Кто ест витамин С, тот не простужается, вот!

Тут они закричали все хором и чуть не подрались. Большая столовая ложка, тихо дремавшая рядом с тарелкой, поднялась, шлепнула по бульону и сказала:

- Хватит спорить! Вот услышит Настя про то, что суп волшебный, и что тот, кто хорошо кушает, быстро растет и не болеет, обрадуется и съест Вас всех вместе с витаминами.

- А я слышала, слышала! - закричала Настенька, вбегая в кухню. - Я очень хочу вырасти и кататься на горке вместе со всеми!

Взяла она ложку и съела суп. С тех пор Настенька хорошо кушала каждый день. Вскоре она выросла и даже стала выше подружек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если ребенок не хочет есть самостоятельно.

К сожалению, многие семьи сталкиваются с тем, что ребенок отказывается есть самостоятельно, ждет, когда его накормят. Статья содержит несколько рекомендаций, которые помогут справиться с этой проблемо...

Если ребёнок не хочет есть.

Одна из самых распространённых трудностей в воспитании - проблемы с едой. Несколько советов помогут справиться с этими трудностями....

Рекомендация для родителей "Что делать, если ребенок не хочет есть?"

Рекомендации для родителей по питанию дошкольников....

Рекомендация для родителей "Что делать, если ребенок не хочет есть?"

Рекомендации для родителей по питанию дошкольников....

Рекомендации для родителей "Что делать, если ребенок не хочет есть?"

Рекомендации по питанию детей дошкольного возраста....

"Если ребенок не хочет есть..."

Кому из родителей не знакомы подобные сцены? Ребенку только еще повязывают фартучек, ему еще только пододвигают тарелку с супом или кашей, а он уже недоволен, уже отказывается есть. При этом не действ...