Картотека опытов и экспериментов в домашних условиях
картотека
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. А вот несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание и конечно, немного фантазии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_ei.docx | 54.83 КБ |
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ ПО
ДЕТСКОМУ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ.
КАРТОЧКА № 1.
ОПЫТ «ИЗМЕРИМ РОСТ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Ростомер.
- Линейка.
ДЕЙСТВИЯ:
- Стать спиной и пятками плотно к стене.
- Приложить линейку к макушке измеряемого ребёнка, плотно к ростомеру.
- Отметить рост на ростомере.
РЕЗУЛЬТАТ:
Правильно измерить рост можно только с помощью специального медицинского измерительного прибора.
КАРТОЧКА № 2.
ОПЫТ «ИЗМЕРИМ СТУЛ»
МАТЕРИАЛЫ: (на каждую пару детей).
- Стул.
- Карта измерений стула (рисунок вверху).
- Тапочек, шарфик, карандаш для «измерения» стула.
- Рулетка строительная.
ДЕЙСТВИЯ:
- Измерить стул тапочком, внести результат в карту.
- Измерить стул шарфиком, внести результат в карту.
- Измерить стул карандашом, внести результат в карту.
- Измерить стул рулеткой, внести результат в карту.
- Сравнить результаты с результатами своих «коллег».
- Сделать вывод о том, что только результат измерений рулеткой у всех одинаков, а, следовательно, верен.
РЕЗУЛЬТАТ:
Для точных измерений нужен точный инструмент.
КАРТОЧКА №3.
ОПЫТ «ВЗВЕШИВАЕМ ВЕСАМИ И КАНТОРОМ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Кантор.
- Весы аптекарские с разновесами.
- Небольшие предметы для взвешивания.
- Карта для записи результатов.
ДЕЙСТВИЯ:
- Взвесить один предмет кантором.
- Перевесить этот же предмет на аптекарских весах.
- Сделать «запись» результатов.
- Сделать вывод о том, где измерение точнее.
РЕЗУЛЬТАТ:
- Аптекарские весы более точные. Их используют при взвешивании лекарств.
- Кантор менее точный инструмент, его лучше использовать для более крупных предметов.
КАРТОЧКА №4.
ОПЫТ № 4 «НЕ ВЕРЬ ГЛАЗАМ СВОИМ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Табличка «Измерение длины» для каждого ребёнка.
- Линейка для каждого ребёнка.
ДЕЙСТВИЯ:
- Предложить детям взглянуть на два отрезка и сделать вывод: равны ли отрезки.
- Визуально отрезки кажутся разными по длине.
- Предложить измерить оба отрезка с помощью линейки.
- Измерение точным прибором (линейкой) покажет, что оба отрезка одинаковы по длине.
РЕЗУЛЬТАТ:
Часто глаз не может точно определить, равны ли по длине отрезки. Для точного измерения необходима линейка.
КАРТОЧКА № 5.
ОПЫТ «ИЗМЕРИМ ТЕМПЕРАТУРУ СВОЕГО ТЕЛА».
МАТЕРИАЛЫ:
- Термометр медицинский электронный (на каждого ребёнка).
- Часы.
ДЕЙСТВИЯ:
- Включить термометр.
- Поставить его под мышку.
- Подождать 3 минуты или до сигнала термометра.
РЕЗУЛЬТАТ:
У всех людей температура 36,5 градусов. Плюс – минус один – два градуса.
Это нормальная температура тела. Если выше – необходимо обратится к врачу.
КАРТОЧКА № 6.
ОПЫТ « ИЗМЕРЯЕМ ТЕМПЕРАТУРУ ВОДЫ И ВОДУХА».
МАТЕРИАЛЫ:
- Термометр для измерения температуры воздуха (на каждого ребёнка).
- Термометр для измерения температуры воды (на каждого ребёнка).
- Емкости с водой разной температуры.
ДЕЙСТВИЯ:
- Положить термометры для воздуха между оконными рамами, на пол возле входной двери.
- Термометры для воды положить в ёмкости с водой.
- Вынуть термометры, зафиксировать результаты в карте опыта.
РЕЗУЛЬТАТ:
Для измерения температуры необходим специальный прибор – термометр. Он может быть предназначен либо для воды, либо для воздуха. В одно и то же время температура воздуха в одном и том же помещении может быть разной. Температура воды также бывает разной.
КАРТОЧКА № 7.
ОПЫТ «ВОСКОВЫЕ ЧАСЫ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Свеча.
- Маленькие металлические шарики.
- Металлический поднос.
ДЕЙСТВИЯ:
- Прикрепить шарики на свечку, вдавив их в парафин.
- Зажечь свечу.
- Секундомером замерить время между началом опыта и каждым последующим падением шарика на поднос.
РЕЗУЛЬТАТ:
По мере выгорания и таяния воска металлические шарики с громким звуком падают, и их удар по чашке является своего рода звуковой сигнализацией времени.
КАРТОЧКА №8
ОПЫТ «ДЕЛАЕМ ВОДЯНЫЕ ЧАСЫ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Пластиковая цилиндрическая бутылка с крышкой.
- Вторая бутылка одинаковая по диаметру с первой (для выливающейся воды).
- Маркер для отметок на бутылке.
- Секундомер.
ДЕЙСТВИЯ:
- В первой бутылке сделать отверстие (или подобрать бутылку с дозатором для спортсменов).
- Отрезать верх у второй бутылки.
- Налить в первую бутылку воды.
- Перевернуть её и вставить в обрезанную бутылку.
- Следить по секундомеру за выливающейся водой и делать отметки (1минута, 5 минут, 10 минут).
РЕЗУЛЬТАТ:
Перед вами простейшие водяные часы.
КАРТОЧКА № 9.
ОПЫТ «ЧТО МОЖНО СДЕЛАТЬ ЗА МИНУТУ?»
МАТЕРИАЛЫ:
- Часы песочные, минутные
- Секундомер.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Разбится на тройки.
2.Распределить роли между детьми.
3.Первый следит за песочком в часах.
4.Второй делает, что задумал (прыгает, бегает, считает, рисует, шагает на месте и считает шаги).
5.Третий отмечает время на секундомере.
6.Вместе обсуждаем результаты.
РЕЗУЛЬТАТ:
Путем наблюдений с детьми за секундной стрелкой установили, что время может не только течь, как в песочных часах, но и прыгать, скакать, бежать. Во-вторых, выяснили, что пробег стрелки по кругу (от отметки 0) - это минута, а прыжок с черточки на черточку - секунда. Отрезки времени приобретают имена.
КАРТОЧКА № 10
ОПЫТ «КАК СДЕЛАТЬ ЭКВАТОР?»
МАТЕРИАЛЫ:
- В данном опыте нет специальных материалов. Опыт предполагает взаимодействие непосредственно детей между собой.
ДЕЙСТВИЯ:
- Предложить детям представить большой воздушный шар.
- Взявшись за руки построить круг – хоровод.
- Линия соединённых рук и будет экватором, если предположить что дети обнимают огромный шар – Землю.
РЕЗУЛЬТАТ:
Небольшая сценка показывает детям, как люди представляют экватор, что он делит Землю точно на две равные половины.
КАРТОЧКА № 11.
ОПЫТ «КРУГОСВЕТНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Глобус на каждую мини-группу (2-3 человека).
- Флажки или другие метки, которые можно закрепить на поверхности глобуса.
ДЕЙСТВИЯ:
- Предложить продумать маршрут кругосветного путешествия, т.е. путешествия по всему земному шару из одной точки, с возвращением в эту же точку, по которому группе хотелось бы путешествовать.
- Расставить флажки – метки по маршруту.
- Рассказать, на чём и как «путешествовали» в воображаемом путешествии.
РЕЗУЛЬТАТ:
С помощью глобуса можно наметить маршрут кругосветного путешествия.
КАРТОЧКА № 12.
ОПЫТ «СХЕМА СМЕНЫ ВРЕМЁН ГОДА»
МАТЕРИАЛЫ:
- Рисунок эллипса на большом листе бумаги, со стрелками направления движения Земли.
- Карточки с названиями времён года.
- Карточка с надписью «Земля».
ДЕЙСТВИЯ:
- Положить рисунок эллипса (овала) на пол.
- Положить карточки с названиями времён года на соответствующие схеме смены времён года места.
- Прикрепить карточку «Земля» на себя.
- Двигаться по направлению указанному стрелкой, изображая Землю.
- Предложить повторить этот опыт всем детям по очереди.
РЕЗУЛЬТАТ:
Земля движется по одной и той же орбите, то приближаясь, то удаляясь от него. И поворачивается к Солнцу разными боками. Из-за этого и сменяются времена года.
КАРТОЧКА № 13.
ОПЫТ «ПУТШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Физическая карта одной из частей света на каждую мини-группу ( 2-3 человека).
- Флажки – метки или любые другие доступные варианты удобных меток.
ДЕЙСТВИЯ:
- Выбор пункта назначения.
- Выбор транспортного средства передвижения.
- Определение маршрута по карте и прокладывание его цветными маркерами на карте.
- Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.
- РЕЗУЛЬТАТ:
Карта – незаменимый помощник в любом путешествии.
КАРТОЧКА № 14.
ОПЫТ «СОСТАВИМ СВОЮ КАРТУ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Карта, составленная воспитателем для наглядного примера.
- ЛИСТ бумаги А – 4 на каждого ребёнка.
- Фломастеры, карандаши, простые карандаши.
ДЕЙСТВИЯ:
- Показать вариант карты, сделанной воспитателем.
- Напомнить, какими цветами изображаются те или иные объекты.
- Предложить нарисовать сои варианты карт.
РЕЗУЛЬТАТ:
Рисовать карту – очень сложный процесс. Ему нужно долго учится и хорошо знать географию и многие другие науки.
КАРТОЧКА № 15.
ОПЫТ «ДЕЛАЕМ ТЕЛЛУРИЙ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Глобус.
- Лампа (любая электрическая, без абажура).
ДЕЙСТВИЯ:
- Включить лампу, обозначить её как модель Солнца.
- Взять глобус.
- Поворачивать его одновременно вокруг своей оси и вокруг лампы.
- Уточнять у детей, где в данный момент день, а где ночь.
- Предложить повторить действия самостоятельно.
РЕЗУЛЬТАТ:
Смена дня и ночи обеспечивается непрерывным движением вокруг своей оси планеты и одновременно вокруг Солнца.
КАРТОЧКА № 16.
ОПЫТ «СВОЙСТВА ВОСКА»
МАТЕРИАЛЫ:
- Восковая свеча.
- Зажигалка.
- Подставка для свечи.
- Лист пластика или мисочка.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Изучаем внешний вид восковой свечи.
2.Нагреваем свечу (воск).
3.Охлаждаем свечу (воск).
РЕЗУЛЬТАТ:
Воск - твердое вещество, когда он нагревается, он тает и становится жидким. Затем он застывает и вновь становится твердым. Воск способен изменяться снова и снова.
КАРТОЧКА № 17.
ОПЫТ «СВОЙСТВА ТВЕРДОГО ТЕЛА И ЖИДКОСТИ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Стаканчики с вареньем, металлические пластинки.
- Стаканчики.
- Соль.
- Вода.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Опустить палец в варенье.
2. Попробовать проткнуть пальцем сталь (стекло).
3. Перелить воду из одного стакана в другой.
4.Налить воды в стакан с солью.
РЕЗУЛЬТАТ: Палец по-разному проходит сквозь вещества, т.к. частички из которых они состоят, по-разному расположены. (Молекулы и молекулярная структура веществ).
КАРТОЧКА № 18
ОПЫТ «ПРЕВРАЩЕНИЕ ЖИДКОСТИ В ГАЗ И ЕЁ ИСПАРЕНИЕ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Спиртовка (осторожное обращение с огнем).
- Вода.
- Емкость для воды.
- Два платка, одинаковые по размеру и ткани.
ДЕЙСТВИЯ:
- На огне спиртовки довести воду до кипения.
- Наблюдать за паром.
- Свернуть два платка вчетверо.
- Намочить их в воде.
- Положить их на солнце.
РЕЗУЛЬТАТ:
При нагревании вода испаряется, то есть превращается в пар (газ). Так исчезают лужи после дождя, высыхает земля, белье после стирки. Чем больше поверхность испарения, тем быстрее поверхность сохнёт.
КАРТОЧКА № 19.
ОПЫТ «КОРАБЛИК И МЫЛО (ЭФФЕКТ ПОВЕРХНОСТНОГО НАТЯЖЕНИЯ ВОДЫ).
МАТЕРИАЛЫ:
- Большая прямоугольная тарелка.
- Вода.
- Треугольный кусочек картона.
- Жидкое мыло.
ДЕЙСТВИЯ:
- Налить воду в тарелку.
- Назвать треугольник «пароходом» и положить на поверхность воды, в углу тарелки, «носиком» в центр тарелки.
- Обмакнуть палец в жидкое мыло, затем в воду позади «парохода».
- После обсуждения предложить детям повторить опыт на своих тарелках.
РЕЗУЛЬТАТ:
«Пароход» двигается вперёд т.к. поверхностное натяжение в месте попадания мыла стало меньше и картон потащило вперёд.
КАРТОЧКА № 20.
ОПЫТ «ПРЕДМЕТЫ НА ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ (ЗАКОН АРХИМЕДА) ИЛИ ПОЧЕМУ КОРАБЛИ НЕ ТОНУТ?».
МАТЕРИАЛЫ:
- Вода.
- Пластилин.
- Стальная тарелка (можно стеклянную).
- Большая емкость для воды.
ДЕЙСТВИЯ:
- Налить в ёмкость воды.
- Сделать из пластилина лодочку и шарик.
- Положить оба кусочка на поверхность.
- Положить тарелку на воду горизонтально, потом вертикально.
РЕЗУЛЬТАТ:
Площадь соприкосновения с водой плавающих предметов больше, чем тонущих. Это иллюстрация закона Архимеда: чем больше воды выдавливается телом, тем сильнее выталкивающая сила, действующая на предмет со стороны воды. Из-за этого закона не тонут корабли.
КАРТОЧКА № 21.
ОПЫТ «УПРУГОСТЬ ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Кусочек ткани.
- Большая резинка.
- Стеклянная банка.
- Вода.
- Раковина или таз.
ДЕЙСИВИЯ:
- Наполнить банку водой.
- Намочить ткань, отжать её.
- Закрепить ткань на банке резинкой с хорошим натяжением.
- Перевернуть банку вверх дном, потрясти ею над раковиной или тазом (из предосторожности).
- Предложить повторить это детям.
РЕЗУЛЬТАТ:
Вода не протекает сквозь ткань. При смачивании ткани вода проникает между волокнами, образуя плёнку, состоящую из молекул воды, благодаря их притяжению друг к другу.
КАРТОЧКА №22.
ОПЫТ « ВОЗДУХ ИМЕЕТ МАССУ (ВЕС)».
МАТЕРИАЛЫ:
- Два одинаковых воздушных шарика.
- Нитки.
- Стержень.
- Иголка.
ДЕЙСТВИЯ:
- Надуть шары (одинаково).
- Закрепить на концах стержня.
- Привязать нитку к середине стержня, чтобы он висел параллельно земле.
- Проколите один из шаров иголкой.
РЕЗУЛЬТАТ:
Ровно висящий стержень перевешивается в сторону целого шара, т.к. воздуха в нём теперь больше и он тяжелее сдутого, в котором воздуха мало.
КАРТОЧКА № 23.
ОПЫТ ВОЗДУХ ДАВИТ ВО ВСЕХ НАПРАВЛЕНИЯХ ОДИНАКОВО ИЛИ «СОЛОМЕННЫЙ БУРАВЧИК» или «ВОЛШЕБНЫЙ СТАКАН»
«СОЛОМЕННЫЙ БУРАВЧИК»
МАТЕРИАЛЫ:
- Сырые картофелины.
- По две соломинки для коктейля.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Соломинку (берут за верхнюю часть, не закрывая при этом верхнего отверстия пальцем) с высоты 10 см резким движением втыкают в картофелину (соломинка согнулась, не воткнулась).
2.Вторую соломинку (берут за верхнюю часть, закрывая на этот раз верхнее отверстие пальцем) с высоты 10 см резким движением втыкают в картофелину (соломинка воткнулась).
РЕЗУЛЬТАТ:
В первом случае воздух свободно вышел, из соломинки и она согнулась; во втором случае – воздух не мог выйти из соломинки, так как отверстие было закрыто. К тому же при попадании картофеля в соломинку давление еще больше возросло, укрепив стенки соломинки.
ОПЫТ «ВОЛШЕБНЫЙ СТАКАН»
МАТЕРИАЛЫ:
- Стакан.
- Вода.
- Открытка.
ДЕЙСТВИЯ:
- Полностью заполнить стакан водой.
- Положить сверху открытку.
- Перевернуть стакан, чуть придерживая открытку.
- Аккуратно опустите руку.
РЕЗУЛЬТАТ: Открытка не падает. Давление равно тяжести воды и из-за этого открытка держится.
КАРТОЧКА № 24.
ОПЫТ «ВОЗДУХ ЗАНИМАЕТ МЕСТО ( ИМЕЕТ ОБЪЁМ)».
МАТЕРИАЛЫ:
- Обрезанная пластиковая бутылка.
- Вода.
- Глубокая ёмкость.
- Газета.
ДЕЙСТВИЯ:
- Наполните ёмкость водой.
- Скомкайте газету и закрепите её в бутылке так, чтоб она не выпадала.
- Переверните бутылку.
- Опустите бутылку в ёмкость с водой, слегка вдавливая её в воду.
- Выньте бутылку из ёмкости.
РЕЗУЛЬТАТ:
Газета сухая. Воздух не дал воде её коснуться.
КАРТОЧКА № 25.
ОПЫТ «УГАДАЙ ВЕЩЕСТВО»
МАТЕРИАЛЫ:
- Таблички с изображением частиц вещества (молекул).
ДЕЙСТВИЯ:
- Показать таблички детям.
- Прокомментировать их: частички вместе – твёрдое вещество, частички близко друг от друга – жидкость, частички далеко друг от друга – газ.
- Раздать таблички детям с пояснением: изобразите это вещество и придумайте, какое это вещество.
РЕЗУЛЬТАТ:
Любое вещество имеет три состояния: твёрдое, жидкое, газообразное. Частички в этих состояниях расположены по-разному. Поэтому в твёрдое нельзя погрузить палец, а в жидкое можно, а в газообразном мы находимся постоянно (воздух).
КАРТОЧКА № 26.
ОПЫТ «РАСТВОРИМОСТЬ ВЕЩЕСТВ В ВОДЕ»
МАТЕРИАЛЫ:
- 6 одноразовых стаканов, ложка.
- Соль, сахар.
- Порошок из мела, песок.
- Рис, мёд, вода.
ДЕЙСТВВИЯ:
- Разлить воду по стаканам.
- Положить в каждый по ложке каждого вещества.
- Размешайте.
РЕЗУЛЬТАТ:
Есть вещества растворимые (соль, сахар, мёд). Есть нерастворимые (мел, песок, рис). Молекулы воды просачивается между молекулами растворимых и растворяют их. С нерастворимыми такого не происходит.
КАРТОЧКА № 27
ОПЫТ «ЧЬЯ МАШИНА БЫСТРЕЕ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Длинная полоска наждачной бумаги.
- Длинный, гладкий деревянный кусок доски.
- Длинный кусок гладкого ковра.
- Маленькая машинка.
ДЕЙСТВИЯ:
- 1.Возьмем машинку и прокатим ее по деревянной поверхности.
- Прокатим машинку по наждачной бумаге.
- Затем прокатим машинку по ковру.
- Наблюдаем движение машинки.
РЕЗУЛЬТАТ: Если толкнуть машинку, то она катится по инерции, а останавливается от трения колес и поверхности. Чем более гладкая поверхность, тем дольше движется машинка. По гладкой деревянной поверхности ей ехать легче всего, а по ковру машинка почти не едет, потому что сила трения очень большая. Если пустить одинаковые машинки соревноваться наперегонки по разным поверхностям, то победит та, которая едет по более гладкой поверхности.
КАРТОЧКА № 28.
ОПЫТ «ИНЕРЦИЯ ЯЙЦА».
МАТЕРИАЛЫ: 1.Яйцо вареное. 2.Яйцо сырое.
ДЕЙСТВИЯ: Раскрутить оба яйца вокруг своей оси.
РЕЗУЛЬТАТ: Вареное яйцо крутится долго, потому ничего изнутри ему не мешает. Сырое быстро остановится, т.к. жидкое яйцо внутри обладает инерцией – стремится сохранить свой покой.
КАРТОЧКА № 29. ОПЫТ «РЫЧАГИ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Стержень.
- Стержень с крючком на одном из концов (можно вбить гвоздь).
- Сумку или чемодан, вес до 10кг.
- Стул.
- Утюг.
ДЕЙСТВИЯ: С чемоданом:
- Повесить чемодан на середину стержня.
- Двум детям поднять чемодан за концы стержня.
- Передвинуть чемодан к одному из детей поднять.
- Повторить со вторым ребёнком.
С утюгом:
- Наденьте на конец с крючком утюг. (гвоздь нужен для того, чтобы утюг не соскользнул на пол) и положите рычаг на спинку стула. Держа рычаг за свободный конец, двигайте его, то приближая точку опоры к грузу, то удаляя от него.
- положите рычаг на спинку стула.
- Держа рычаг за свободный конец, двигать его, то приближая точку опоры к грузу, то удаляя от него.
РЕЗУЛЬТАТ: Для чемодана: если чемодан находится точно посередине, каждый будет нагружен одинаково. При сдвиге чемодана к одному из концов палки, и более легким груз покажется тому, кто держит длинный конец. Изменились плечи рычага, изменилось и соотношение сил, которые удерживают груз в поднятом положении. Руки каждого держащего являются опорой рычага, и если расстояние до груза будет меньшим, то нагрузка на эту точку опоры будет большей.
Для утюга: чем больше расстояние от руки до точки опоры, тем легче удержать груз. Тот же результат вы получите, если будете передвигать руку вдоль рычага к точке опоры, оставляя неизменным расстояние от опоры до груза.
КАРТОЧКА № 30
ОПЫТ «Вертушка».
МАТЕРИАЛЫ:
- Бумага.
- Ножницы.
- Палочка.
- Гвоздик.
ДЕЙСТВИЯ:1.Рассмотрим и обсудим особенности конструкции вертушки.
2.Изготавливаем вертушку по алгоритму.
3.Организуем игры с вертушкой на улице.
4.Наблюдаем, при каких условиях вертушка вертится быстрее.
РЕЗУЛЬТАТ:
Ветер ударяет в лопасти вертушки, которые повернуты к нему под углом, и этим вызывают движение вертушки. Принцип ветряной мельницы и вертолёта.
КАРТОЧКА № 31.
ОПЫТ «ЧТО БЫСТРЕЕ ПАДАЕТ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Картон.
- Бумага.
- Ножницы.
ДЕЙСТВИЯ:
1.Вырежем диск из толстого картона.
2.Вырежем диск из бумаги.
3.Поднимем их, держа в разных руках, на одинаковую высоту и одновременно отпустим.
4.Наблюдаем за движением обоих дисков.
РЕЗУЛЬТАТ:
Тяжелый диск упадет быстрее, чем легкий. На каждый диск действует при падении одновременно две силы: сила тяжести и сила сопротивления воздуха.
КАРТОЧКА № 32 ОПЫТ «СИЛА ПРИТЯЖЕНИЯ или ВЕСЫ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Вешалка - плечики для одежды.
- 2 одинаковых, пустых пластмассовых контейнера.
- 4 кусочка веревки длиной 20см.
- Разные предметы (карандаш, ластик, точилка, вилка и др.)
ДЕЙСТВИЯ: 1. Возьмем один из контейнеров и привяжем к нему с двух сторон по веревочке (возле отверстия). Повторим со вторым контейнером.
- Прикрепим по одному контейнеру к каждому из концов вешалки.
- 4.Повесим вешалку на край стола или на рейку, чтобы она весела свободно и могла двигаться.
- 5.Положим разные предметы в контейнеры. Наблюдаем, что происходит.
РЕЗУЛЬТАТ:
Сила, тянущая предмет вниз, называется земным притяжением. Чем тяжелее предмет, тем быстрее он опускается (притягивается). На этом принципе работают все весы.
КАРТОЧКА № 33.
ОПЫТ «ВОЗДУХ - СРЕДА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЗВУКА»
МАТЕРИАЛЫ:
- Лист пластика ( прозрачный целлофановый пакет).
- Резинка.
- Пластиковая миска.
- Сковорода.
- Деревянная ложка.
- Несколько зёрен риса или других лёгких семян.
ДЕЙСТВИЯ:
- Накройте миску листом пластика (пакетом).
- Закрепите лист на миске резинкой (следите, чтобы было хорошо натянуто).
- Положите семена на лист пластика (пакет).
- Держите сковороду близко к миске, не касаясь её.
- Ударьте по сковороде деревянной ложкой несколько раз.
РЕЗУЛЬТАТ: Зёрна «прыгают»! Удары ложкой создают звуковые волны, воздух вибрирует. Звуковые волны заставляют вибрировать и миску и семена.
КАРТОЧКА №34.
ОПЫТ «ЗВУЧАЩИЕ ПРЕДМЕТЫ»
МАТЕРИАЛЫ:
1. Струна (например, гитарная).
2. Линейка.
3. Хрустальный бокал и карандаш.
ДЕЙСТВИЯ:
- Ударить по струне, дотронутся до неё.
- Положить линейку на край стола одним концом, ударить по другому.
- Ударить карандашом по бокалу, почувствовать, как он дрожит.
РЕЗУЛЬТАТ:
Ударом мы извлекаем звук, заставляя его колебаться и передавать звуковые воны через воздух.
КАРТОЧКА№ 35.
ОПЫТ «ПРОВЕРИМ СЛУХ»
МАТЕРИАЛЫ:
- Металлическая ложка.
- Толстая бечёвка 60см.
ДЕЙСТВИЯ:
- Привязать ложку к середине бечёвки.
- Концы бечёвки к пальцам двух детей.
- Пальцы вставляют в уши.
- По ложке ударяют чем-либо металлическим
РЕЗУЛЬТАТ:
Ударяясь, металл начинает колебаться. Колебания передаются по бечёвке ушам. Человек слышит благодаря тому, что уши воспринимают эти колебания.
КАРТОЧКА № 36.
ОПЫТ «ИЗГОТОВИМ РУПОР и СТЕТОСКОП!»
МАТЕРИАЛЫ:
- Листы картона на каждого ребёнка.
ДЕЙСТВИЯ:
- Свернуть картон конусом.
- Поднести ко рту.
- Произнести слова тихо, громко, не изменяя голоса.
- Развернуть лист и свернуть его трубочкой.
- Направить её к часам стоящим неподалёку.
- Приставить её к груди другого человека.
РЕЗУЛЬТАТ:
Для усиления звука необходим рупор. В технике его заменяет динамик или микрофон. Они работают на тех же принципах (правилах).
В трубе звуки не рассеиваются, поэтому звук разносится на на более дальнее расстояния.
КАРТОЧКА № 37.
ОПЫТ «ПОЮЩАЯ ВОДА»
МАТЕРИАЛЫ:
- Бокалы и разные ёмкости из стекла.
- Карандаши деревянные.
- Палочка с шариком на конце (от металлофона).
- Вода.
ДЕЙСТВИЯ:
- Наполнить водой все емкости на разном уровне.
- Постучать по всем бокалам и ёмкостям.
- Отлить или долить воды по своему усмотрению.
- Повторить постукивание.
- Попробовать сочинить мелодию.
РЕЗУЛЬТАТ:
Количество воды в стакане влияет на высоту и долготу звука.
КАРТОЧКА №38.
ОПЫТ «СПИЧЕЧЕЫЙ ТЕЛЕФОН»
МАТЕРИАЛЫ:
- Два спичечных коробка (на каждую пару детей).
- Нитка или леска (на каждую пару детей).
- Натянуть нить между коробками.
ДЕЙСТВИЯ:
- Проделать в каждой коробочке дырочку.
- Продеть в отверстие нитку, соединив их в единую систему.
- Один коробок первый ребёнок подносит к уху, второй ребёнок что-либо говорит в другой коробок.
РЕЗУЛЬТАТ:
Голос говорящего в коробок слышен ребёнку, приложившему коробок к уху. Но не слышен другим детям. Если приложить палец к нитке почувствуются колебания. Спичечный телефон работает по принципу настоящего стационарного телефона. В настоящем телефоне звук бежит по проводам.
КАРТОЧКА № 39.
ОПЫТ «УСЛЫШЬ МЕНЯ».
МАТЕРИАЛЫ:
- Беруши. (можно сделать самостоятельно из ватных дисков).
ДЕЙСТВИЯ:
- Слушать слова, сказанные с разным уровнем громкости обоими ушами.
- То же самое одним ухом, второе закрыто берушей.
- То же самое ушами закрытыми обоими берушами.
РЕЗУЛЬТАТ:
Люди слушают ушами. Когда не слышит одно, трудно понять откуда исходит звук. Когда не слышат оба уха человек делается беспомощным, перестаёт понимать окружающих.
КАРТОЧКА № 40. ОПЫТ «СЛУШАЕМ ТИШИНУ»
МАТЕРИАЛЫ: Данный опыт не требует дополнительных материалов.
ДЕЙСТВИЯ:
- Предложить детям создать тишину в лаборатории.
- Прислушаться.
- Определить, какие звуки слышны.
РЕЗУЛЬТАТ: Абсолютной тишины не бывает. Она относительна. Чем острее слух, тес больше звуков человек слышит.
КАРТОЧКА № 41 ОПЫТ «УГАДАЙ, ЧТО ЗА ЗВУК»
МАТЕРИАЛЫ:
- Ширма.
- Две емкости, одна с водой, бумага, ложки.
ДЕЙСТВИЯ:
- Предложить детям закрыть глаза.
- Производить разные звуки за ширмой.
- Предложить детям угадать, что это за звук.
РЕЗУЛЬТАТ: Человек вполне может понять, какой это звук, даже если не видит его источника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям. Картотека опытов проводимые в домашних условиях.
Цель: систематизировать работу родителей по развитию экспериментальной деятельности, заинтересованность родителей к исследованиям вместе с детьми дома....
Картотека опытов и экспериментов "Самые простые опыты для малышей в домашних условиях"
Картотека опытов и экспериментов для младшего возраста...
Картотека "Детское экспериментирование в домашних условиях"
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"25266217","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1008","width":"1708"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"252...
Домашняя лаборатория. Занимательные опыты в домашних условиях
Как обуздать кипучую энергию и неуемную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого нач...
5 интересных цветных опытов-экспериментов в домашних условиях, которые можно показать ребенку (с занятий в кружке «Лаборатория»)
В публикации представлены 5 интересных экспериментов (цель, оборудование, ход, объяснение), которые можно провести дома или в детском саду с детьми 5-7 лет (вулкан, лавовая лампа, рисование на молоке,...
Картотека опытов в домашних условиях
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов деятельности дошкольника. ... Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. ... Цель эксп...
КАРТОТЕКА ОПЫТОВ И ЭКСПЕРИМЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.
Цели: 1. Помочь детям лучше узнать окружающий мир.2. Создать благоприятные условия для сенсорного восприятия, совершенствование таких жизненно важных психических процессов, как ощущен...