Консультация для родителей "Матрешка для малыша"
консультация (младшая группа)

Шиканова Мария Михайловна

Замечательный русский сувенир и великолепная дидактическая игра. Как познакомить с ней и заинтересовать ребенка? Читаем, берем на вооружение (не только родители, но и педагоги).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_matreshka.docx600.6 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Матрешка для малыша»

Уже давно русская матрешка является модным сувениром.  Красиво расписанные и дорогие матрешки продаются иностранцам как своеобразный символ России, как типичный русский сувенир. Кроме того матрёшка получила заслуженное признание в области педагогики. Игры с матрёшкой, как и игры с пирамидкой и кубиками, способствуют развитию у детей восприятия и мышления. С помощью матрешки можно научить детей выделять разные качества, величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это, конечно же, способствует координации руки и глаза, развивает восприятие и мышление маленьких детей. Но чтобы матрешка имела развивающий эффект, недостаточно ее приобрести и дать в руки ребенку. Необходимо открыть ее замечательные свойства и научить малыша играть с ней.

«Знакомство с матрёшкой»

Для детей, незнакомых с матрёшкой, очень важен момент первой встречи с ней. Нужно постараться сделать эту встречу интересной и радостной.https://cs2.livemaster.ru/storage/f4/12/1ff1d152bdd833c2fe490d811cem--russkij-stil-matreshka-hohloma-tsvetochnaya.jpg

Взрослый садится с ребёнком за столик и говорит: «Посмотрите, какую интересную игрушку я вам сейчас покажу!» С этими словами взрослый торжественно ставит на стол большую матрёшку и обращает внимание малыша на её красоту: «Посмотри, какая красавица к нам пришла! Её зовут Матрёшка. Какой у неё платочек, какие, щёчки…»

Нужно дать ребёнку возможность рассмотреть игрушку, погладить её, подержать в руках. Полюбовавшись матрёшкой, взрослый берёт её в руки и удивлённо говорит: «Что-то наша матрёшка тяжёлая, может быть, у неё внутри что-нибудь есть? (трясёт матрёшку) Давай посмотрим, что там гремит? (открывает матрёшку) Матрёшка-матрёшка, откройся немножко!»

Процесс открывания матрёшки можно слегка растянуть, чтобы усилить любопытство ребёнка.

Открыв большую матрёшку и обнаружив в ней ещё одну, взрослый удивляется: «Ой, здесь ещё одна матрёшка!» Он ставит матрёшек рядом и обращает внимание детей на то, что одна матрёшка большая, а другая поменьше. Затем предлагает посмотреть, не спрятался ли в меньшей матрёшке ещё кто-нибудь. С теми же словами: «Матрёшка-матрёшка, откройся немножко», - достаёт третью матрёшку. Взрослый ставит матрёшек в ряд и сравнивает их. Таким образом нужно достать остальных матрёшек и расставить их по росту в порядке убывания.

Полюбуйтесь матрешками вместе с ребёнком: «Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Посмотрите, они похожи друг на друга, как сестрички».  

    Обращая внимание детей на сходство матрёшек (лица, наряды), подчеркните и их различие: «Вот самая большая матрёшка – это мама, а вот матрёшка поменьше – наверное, это старшая сестричка. А это сестричка помладше, а это – совсем маленькая, самая младшая сестричка».

Покажите, как матрёшки прячутся одна в другую. Потом дайте ребёнку матрёшку, состоящую из двух-трёх вкладышей, и предложите разобрать и собрать их. Возможно, сначала ребенок будет стараться силой втиснуть одну матрёшку в другую. В этом случае следует помочь ему подобрать соответствующие детали и научить соединять их.

«Две матрёшки»

Эта игра поможет ребёнку освоить принцип действия с матрёшкой, то есть научит его вкладывать меньшую матрёшку в большую.

     Дайте ребёнку две матрёшки, которые могут различаться по числу вкладышей, размеру, внешнему облику. Задача ребёнка – сначала разобрать матрёшек, а затем правильно их собрать. При необходимости помогите малышу, обращая его внимание на отличительные признаки матрёшек.

«Матрёшки играют в прятки»

Скажите ребёнку, что матрёшки решили поиграть в прятки. Маленькие матрёшки «просят» матрёшек побольше спрятать их. Ребенок будет прятать матрёшек и убеждаться, что спрятаться в матрёшке может только та матрёшка, что меньше ростом.

«Матрёшки обедают»

Для игры понадобятся матрёшки и соответствующее им количество тарелок (круги разной величины).

Вы говорите ребенку: «Матрёшкам пора обедать. Давай их покормим». Помогите малышу подобрать матрёшкам подходящие тарелки: самая большая тарелка – для самой большой матрёшки, чуть поменьше – для матрёшки поменьше и т. д. Вместе с ребенком расставьте матрёшек по росту и перед каждой из них ставьте тарелку соответствующего размера. В последующем ребенок будет это делать самостоятельно.

Игру можно разнообразить, предложив ребенку поменять тарелки в соответствии с просьбами матрёшек. Например, маленькая матрёшка «говорит»: «Я хочу кушать из большой тарелки», а большая матрёшка «просит»: «Я не проголодалась. Дайте мне, пожалуйста, маленькую тарелочку». В результате возле одной тарелки могут оказаться сразу три матрёшки, а кто-то может забрать себе две порции. В конце игры совместно с ребенком наведите  порядок,  чтобы посуда соответствовала размерам матрёшек.

Важно показать, что все матрешки, с одной стороны, похожи, что они «родственники» или подружки, а с другой, что они разные и могут вступать в различные отношения: дружить, ссориться, мириться. После игры не оставляйте матрешку для свободного пользования, пока малыш не научится играть с ней осмысленно. Если эта замечательная игрушка будет просто валяться в ящике, ребенок быстро утратит к ней интерес, а ее отдельные части будут разбросаны и быстро потеряются.
В первых играх с матрешкой ваше участие совершенно необходимо. Вы должны оживить маленьких неподвижных кукол, сделать веселыми и озорными. Очень многое зависит от выразительности ваших слов и действий. Именно они должны вызвать у малыша интерес к игре и вовлечь его в воображаемую ситуацию.

И еще один совет: постарайтесь предоставить ребенку больше свободы и почаще побуждайте его думать. Не торопитесь говорить за него то, что он может сказать сам. Если он допускает ошибку, задайте ему наводящий вопрос или организуйте забавную ситуацию. Помогите ему построить свой «матрешечный» мир, в котором он будет высшим судьей и полным хозяином.

В какие еще игры можно играть с матрешками?

  1. Поначалу, малышу больше всего нравится открывать матрешки. Удивляйтесь вместе с ребенком, что внутри кто-то есть. Следующий этап - составление половинок - покажите как смешно, когда две половинки не совпадают. Придумывайте разные задания, стимулирующие ребенка вкладывать одну матрешку в другую (например, маленькая матрешка просит большую ее спрятать).
  2. Выстраивайте матрешек по росту (как по возрастанию, так и по убыванию). Например, они могут строем по уменьшению роста пойти гулять в лес, а домой возвращаться в обратном порядке (чтобы не было обидно). Когда малыш научится выстраивать матрешки по росту – «забудьте» одну матрешку, пусть ребенок догадается, в какое место строя ее поставить. Интересно сравнивать матрешки с другими предметами (пирамидкой, какой-то игрушкой) и рассортировывать их на две группы выше или ниже объекта. Сделайте из коробок несколько ворот разной высоты. Пусть малыш выяснит, какие матрешки, в какие ворота могут пройти.
  3. Сделайте из коробок домики разного размера, предложите ребенку расселить в них матрешки. Кроватками матрешкам могут стать кружки от пирамидки, которые тоже нужно распределить соответственно размерам матрешек. Таких соответствий можно устанавливать множество, но не забывайте, что все задания должны естественно вплетаться в сюжет игры.
  4. Перепутайте два набора матрешек (лучше всего одинаковых, но разных расцветок) и попросить ребенка их рассортировать или выстроить парами.
  5. В игре, под разными предлогами, просите ребенка дать вам самую большую, среднюю, двух самых низких матрешек.
  6.  Придумайте матрешкам имена, созвучные порядковым числительным или названиям дней недели. Наденьте верхние половинки матрешек на пальцы и дайте им имена по названиям пальцев.
  7. На листе картона обведите основания матрешек. Можно оформить эти круги как стульчики вокруг стола или вагончики в паровозе. Попросите ребенка расставить матрешки по местам.
  8. Предлагайте ребенку ролевые игры. Например, в маму и ее дочек. Наделяйте каждую матрешку своим характером. Начинайте с обыгрывания распорядка дня. Детям постарше интересно будет обыгрывать различные ситуации, которые происходят на детской площадке. Если в семье несколько детей, делайте акцент на «старший – младший», в игре покажите преимущества каждого ребенка. С несколькими наборами матрешек можно инсценировать отношения нескольких семей.
  9. В отсутствие ребенка расставьте матрешки в комнате, на видных местах. Расскажите малышу, что матрешки заблудились и предложите их отыскать.

https://catalog.obitel-minsk.com/blog/wp-content/uploads/2021/10/3.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Зачем малышу театр"

Знакомим родителей с тем, что театр может стать другом в воспитательном процессе....

Консультация для родителей: "Учим малышей вести себя правильно на дороге"

Данная консультация по правилам дорожного движения для родителей раннего и младшего возраста....

Консультация для родителей "Здравствуй, малыш!"

О значительных изменениях как в физическом, так и в нервно-психическом развитии детей раннего возраста. Очень важно соблюдать режимные процессы, при этом соблюдать принципы последовательности и постеп...

Консультация для родителей "Растите малышей здоровыми"

Раскажите родителям как вырастить их кроху здоровым...

Консультация "Сделай вместе с малышом"

Поделка из бросового материала...

Консультация для родителей "Здоровый малыш - счастливый малыш"

Для того чтобы наш малыш был здоров, нам необходимо привить ему этот здоровый образ жизни. А сделать это можете только вы, дорогие родители....