Консультация для родителей
консультация (подготовительная группа)
Тема: "Техника ненасильственного общения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_rodit._tehnika_nno.docx | 28.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Тема: «Выстраивание доброжелательного общения в семье дошкольника. Техника ненасильственного общения».
Подготовил воспитатель: Бондаренко Т.В.
Общение – это процесс обмена информацией и взаимодействия между людьми, основанный на восприятии и понимании друг друга.
Некоторые люди коммуникабельны, общительны, умеют создать благоприятную атмосферу и поддержать хорошее настроение. С такими людьми приятно вести беседу, время проходит незаметно и мы испытываем удовлетворение от общества таких людей. Другие, наоборот, неразговорчивы, угрюмы. Они вносят напряжённость и могут испортить настроение себе и другим. Мы инстинктивно ограничиваем или избегаем, общение с такими людьми.
Без общения человек не станет личностью. Уже с первых дней жизни младенец с помощью крика, мимики, жестикуляции выражает свои желание. По мере взросления общение усложняется. В подростковом возрасте общение становится ведущим видом деятельности. У детей формируется культура общения, развивается способность регуляции речевых оборотов в зависимости от ситуации общения. Ребёнку необходимо общаться с взрослыми и сверстниками. Если он растёт в условиях ограниченного общения с людьми до пяти-шести лет, то ему трудно уже развиваться как полноценному человеку.
Общение присутствует в любом виде деятельности. Ведь общаться можно не только с человеком, но и с природой, и с любимым питомцем, и с книгой, и даже со своими игрушками. Не бывает бесцельного общения. Иногда оно нужно для того, чтобы поддержать разговор или разрядить обстановку. Самая главная цель общения – это общение ради самого общения. Оно нужно каждому из нас, чтобы разделить душевное состояние, посоветоваться, поделиться своей радостью или огорчениями.
Помимо цели в структуре общения учёные выделяют и его содержание. Это та информация, которой обмениваются люди в процессе общения. Она может быть самой разной. Мы рассказываем о том, как у нас дела, делимся впечатлениями от прочитанной книги, обсуждаем погоду, перенимаем опыт ухода за питомцем и т.д.
В ходе общения человек многое узнаёт о самом себе и оценивает себя глазами других людей. Поэтому в результате эффективного общения люди меняются, их личность развивается. (Задать вопрос: Всегда ли изменения личности в ходе общения происходят в лучшую сторону?)
В общения решаются следующие задачи: понять собеседника, научиться влиять на него, разрешать конфликты и недопонимания.
Речь является главным средством общения людей. Речевое общение бывает устным (например, разговор по телефону) и письменным (например, сообщение в социальных сетях). Вербальное общение осуществляется с помощью слов, к нему относится человеческая речь. Язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит для выражения мыслей или чувств и является важнейшим средством человеческого общения. К основным невербальным или неречевым средствам общения относятся жесты, мимика, пантомимика – походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.
Есть и другие способы общения: от простых прикосновений до значков – символов общения в Интернете. Общение без помощи речи называют неречевым общением.
Особое значение в общении имеет взгляд. Неслучайно говорят, что «глаза – это зеркало души». Они выражают интерес и внимание, радость и тревогу. Чем чаще люди смотрят друг на друга, тем лучше они начинают друг друга понимать.
В общении важна мимика человека, т.е. движение мышц лица. Любые эмоции отражаются на лице человека. Особенно ярко это проявляется в детстве, например, радость или раздражение, удивление или страх всё это мы видим на лице наших детей.
Люди далеко не всегда говорят то, что думают. Скрытые чувства находят выход через жесты. Например, скрещённые на груди руки сообщают о стремлении человека сохранить автономию. Вскинутая голова и задранный подбородок – признак агрессивности и враждебности. Низкую самооценку выдаёт опущенная голова. А по походке можно угадать не только настроение, но и профессию человека. Например, моряка, военного, балерину.
Самые разнообразные чувства можно передать голосом, интонацией. Одни и те же слова, сказанные с разной интонацией, обладают различным смыслом. Например, слово «молодец» может выражать и похвалу, и разочарование в поступке другого человека.
В жизненных ситуациях, в семье, устанавливается индивидуальный стиль общения, свойственный одной личности.
Чтобы правильно общаться с людьми, нужно принимать во внимание тот факт, что практически все имеет значение: То, что говорите, То, как говорите; То, какие эмоции испытываете; То, какие эмоции испытывает собеседник; То, понимаете ли вы, какие эмоции испытывает собеседник; То, как используете язык тела.
Именно поэтому общение и называют искусством — слишком много нужно учесть, чтобы стать хорошим собеседником.
Техника общения — это способ преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.
Приемы общения — предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное.
Прежде чем вступать в общение с другим человеком, необходимо определить свои интересы, соотнести их с интересами партнера по общению, оценить его как личность, выбрать наиболее подходящую технику и приемы общения.
Рассмотрим несколько коммуникационных техник, которые помогут наладить взаимоотношения с людьми разных характеров.
- Используйте силу тишины
Тишина является сильнейшим оружием, которым люди обычно забывают пользоваться. Зачастую она может сказать больше, чем сотни слов.
При помощи тишины можно погасить гнев собеседника, удивить, даже вызвать улыбку. Одна из разновидностей тишины — пауза. Ее тоже можно и нужно использовать. Например, чувствуете, что собеседник что-то недоговаривает. Взяв небольшую паузу, вы даете ему понять, что догадываетесь об этом. Поэтому скорее всего он скажет правду. Или по его поведению будет видно, что он лжет, а это также полезная для вас информация.
2. Отзеркаливайте своего собеседника.
Знаменитая техника будет актуальной всегда. Люди, не знающие об этом методе, используют его бессознательно. Влюбленные пары в кафе дышат в унисон, складывают одинаково руки и ноги, склоняют похоже голову. Пары, переживающие неприятные моменты, принимают совершенно разные позы, даже выражение лиц у них отличается.
Поэтому технику отзеркаливания можно применять в ситуациях, когда существует недопонимание и даже враждебность. Начните с языка тела и манеры речи — это пусть и не сразу, но расположит собеседника.
- Будьте гибким слушателем
Умение слушать всегда будет цениться по одной причине: большинство людей страстно желают говорить о себе и своих проблемах. Слушать можно и таким образом, что вы сможете направлять ход беседы при помощи наводящих вопросов.
Умение слушать предполагает:
Внимательно слушать;
Задавать вопросы;
Выражать заинтересованность;
Отсутствие критики;
Осознавать мотивы собеседника.
- Получайте обратную связь от собеседника.
Обратная связь важна, потому что в процессе пересказа увлекательной истории мы мало внимания обращаем на реакцию ребёнка. А ведь именно реакция является мерилом того, интересно ли ему.
Важно знать две вещи: донесено ли сообщение ясно и четко и было ли это увлекательно. Можно спросить напрямую, обращая внимание на язык тела и микровыражения. Иногда люди отводят глаза, когда им неприятно или испытывают трудности в речи, когда говорят неправду (хотя иногда это может ничего не значить).
Наводящие вопросы — тоже прекрасный способ получить обратную связь. Только старайтесь так их задавать, чтобы ребёнок высказал свое мнение, а не ваше.
- Культивируйте любопытство к общению и детям.
Вы наверняка замечали, что нам хочется вести диалог с человеком, который нам интересен. Как быть если нужно выстроить общение с личностью нам не интересной? Осознанно культивировать своё любопытство, нащупать общую тему для разговора, расположить к себе собеседника указав на его положительные стороны.
6. Постарайтесь забыть о себе.
Шаблон диалога часто одинаков: оба собеседника хотят говорить исключительно о себе. Такое отношение к общению бессмысленно, ведь по сути вы ничего не узнаете, а только в очередной раз продублируете информацию о своей жизни. Поэтому прежде всего проявите интерес к человеку и говорите только о нем. Через какое-то время собеседник, поняв, что его наконец искренне слушают, ответит взаимностью.
Это основные правила, которых стоит придерживаться, когда речь идет об общении. Читайте соответствующую литературу, смотрите обучающие ролики и никогда не допускайте мысль «Я общаться умею, у меня это от природы». В этом искусстве невозможно достичь совершенства, а стремиться к нему можно.
Одна из эффективных техник Ненасильственное общение (ННО).
Формулировать компоненты ННО необходимо без оценок собеседника, перекладывания ответственности, осуждения его действий, без обращения «ты» и слов «не, зато, однако, опять».
Состоит ННО из четырех компонентов: наблюдения, чувства, потребности и просьбы.
1. Наблюдение - первый шаг ННО. Объясните собеседнику, что произошло и как вы это видите. Назовите конкретные факты без оценки, ярлыков и осуждения. Если их не разделить, человек услышит критику и воспринимать информацию дальше не станет. В общении появится стена непонимания. Важно не додумывать за другого человека и не обобщать. Например: «Ты всегда опаздываешь, потому что не можешь себя организовать!» Нужно сказать: «Опаздываете каждый день, подумайте в чём причина»? Психологи призывают основывать свои оценки на наблюдениях. Чтобы научиться делать наблюдения, представьте ситуацию сверху, как будто вы в ней не участвуете. Отмечайте объективные детали и факты без своего мнения.
С оценкой: «Моя сестра тянет до последнего».
Без оценки: «Моя сестра начинает готовиться к экзаменам накануне вечером».
2. Второй шаг ННО – описание своих чувств. Далее нужно понять, какую эмоцию вы чувствуете, и назвать ее. В общении люди передают эмоции каждый раз, но чаще всего делают это невербально — без использования слов (мимикой, жестами, интонацией). Но другие люди не всегда могут прочитать вашу эмоцию или неправильно её понять. Если перевести невербальную форму общения в вербальную, коммуникация станет точнее. Например, когда вы показываете страх мимикой, человек может не понять вас или недооценить серьезность ситуации. Если проговорить «Я боюсь, я напугался» вслух, собеседник вас точно поймет и ему придется что-то сделать.
Чтобы выразить чувства, нужно назвать одну позитивную или негативную эмоцию. Чтобы яснее выражать эмоции, предлагается использовать словарь чувств и постоянно его пополнять.
Бесчувствие: «Я чувствую, что ты меня не уважаешь».
Чувство: «Я чувствую унижение».
3. Третий компонент ННО - отребность. Сформулировать потребность без оценки, суждений и мнений. Потребность объясняет, на чем основаны чувства, и почему дальнейшая просьба для вас важна. Если этого не сделать, человек может воспринять потребность как придирку или критику. В ответ на критику люди обороняются и отвечают тем же. Например, когда жена говорит: «Ты каждый вечер задерживаешься допоздна. Любишь свою работу больше меня!», она говорит, что ее потребность в близости не удовлетворена, но муж услышит лишь критику. Неосознанно начнет защищаться и ответит пассивной агрессией: «Я работаю по 12 часов, чтобы заработать на наш следующий отпуск. Ты не ценишь мой труд!» Внутри агрессии скрывается потребность в признании.
Большинство из нас никогда не учились мыслить на языке потребностей.
Суждение: «Ты обещаешь третий день».
Потребность — Честность.
Суждение: «Хватит заглядывать в мой телефон».
Потребность — Доверие.
4. Четвертый компонент ненасильственного общения - просьба — что вы хотите получить от других людей, чтобы улучшить свою жизнь. Нужно конкретно и четко попросить человека удовлетворить нашу потребность. Например, вместо «Давай увидимся на днях» назначить четкую дату встречи «Давай увидимся во вторник в 20:00».
Понятная просьба дает собеседнику четкий план действий, который может улучшить ваши отношения и жизнь. Чтобы сформулировать понятную просьбу, рекомендуется использовать позитивные формулировки без предлога «не» и избегать абстрактных описаний.
Помните, что цель ННО не в достижении своих целей любым путем, а установлении отношений, основанных на честности и эмпатии (). Только такие отношения удовлетворят потребности обоих собеседников.
Как перейти на ненасильственное общение
Чтобы перейти на ненасильственное общение, нужно тренироваться. Для начала сформулируйте наблюдение, чувство, потребность и просьбу к себе. Пробуйте понять потребности других людей и отвечать на них наблюдениями. Например, если женщина в очереди к врачу говорит: «Сколько можно, он сидит там уже полчаса?!» Подключите эмпатию и сделайте наблюдение: «Вы злитесь, потому что плохо себя чувствуете?» Когда научитесь делать наблюдения, применяйте формулу ННО.
Ненасильственное общение — это определенный способ мышления и работа со своим вниманием. Инструменты ННО помогают по-другому смотреть на свое привычное общение, слова и действия.
Алгоритм ненасильственного общения.
Наблюдение (констатация факта, без личностной оценки).
Чувства (личные эмоции испытываемые человеком).
Потребность (что мне надо).
Просьба (что хочу, чтобы собеседник сделал).
Задание для родителей.
Сформулируйте своё отношение к описанной ситуации используя технику ненасильственного общения.
Ребёнок ударил сверстника.
Ребёнок нарисовал красивый пейзаж.
Ребёнок разбил вазу нечаянно.
Ребёнок поделился игрушкой с братом.
Ребёнок шёл по льду и поскользнулся.
Ребёнок помыл посуду.
Ребёнок сконструировал космический корабль из лего.
Ребёнок вынес мусор.
Ребёнок устроил истерику и просит купить машинку.
Ребёнок сделал открытку для бабушки.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...