Если ребенок отстает в развитии
консультация
Консультация для родителей. В консультации описаны характерные особенности развития детей с ЗПР. Даны рекомендации родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii-roditelyam-imeyushchih-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya_1.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Если ребёнок отстает в развитии
(консультация для родителей)
Все дети развиваются по-разному. Одни начинают раньше ходить, другие уже рассказывают стихи, пока их сверстники общаются простой фразой или вообще еще не говорят. Но, со временем, менее развитые дети становятся сильнее, смышлёнее и догоняют своих одногодок.
Задержка развития – это не просто «слегка отстает» или «развивается медленнее сверстников». Это значит, что ребенок регулярно не справляется с освоением необходимых навыков, соответствующих для своего возраста.
Диагноз ЗПР ставится врачом-психоневрологом. Важно понимать - чем раньше начать занятия с ребенком, тем больше шансов у ребенка догнать в развитии своих сверстников.
Причины ЗПР:
- медицинские (проблемы беременности, проблемы родов, перенесенные заболевания, хронические заболевания у родителей, курение и употребление алкоголя мамой во время беременности, болезни самого ребенка, ослабление организма из – за инфекций или травмы);
- психологические (отсутствие развивающей среды, проблемы в семье);
Как бы сложно не было признать задержку в развитии у собственного ребенка, только полное обследование и сотрудничество с детскими врачами, психологами, дефектологами, логопедами поможет вам решить проблему.
Для детей с ЗПР существуют специализированные дошкольные образовательные учреждения или группы комбинированного вида. Там с детьми работают сразу несколько специалистов (дефектолог, логопед, психолог, воспитатели и др.) Для того, чтобы попасть в специализированное ДОУ или группу, надо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в центре психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС) по месту жительства.
Поэтому, если родители замечают проблемы в развитии своего ребенка, им необходимо обратиться к дефектологу, логопеду или в ЦПМСС.
Характеристика особенностей развития детей с ЗПР
Физиологические особенности
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и ручной моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, сила, точность, выносливость, гибкость, координация. Практически у всех дошкольников названной категории наблюдаются симптомы недоразвития двигательного анализатора – нарушение в координации движений. При ходьбе и беге они излишне напрягают мускулатуру тела, чрезмерно размахивают руками, недостаточно координируют движения рук и ног. Недостатки в координации движений наблюдаются и в прыжках, поэтому они долго не могут научиться прыгать на одной ноге (при прыжках держатся за опору: край стола, стула, за руки взрослого), перепрыгивать с места на место на двух ногах. Дети испытывают большие затруднения в воспроизведении цепочки последовательных действий (например, поднять руки над головой, на плечи, опустить вниз), хотя сами действия в отдельности выполнить в состоянии. У дошкольников данной категории не сформирован самоконтроль, поэтому они не замечают неправильного выполнения действий. У всех детей наблюдается снижение таких физических качеств, как ловкость, мышечная сила, скорость, выносливость. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Особенно заметно несовершенство мелкой моторики рук, в связи с этим затруднено формирование навыков письма. Технические навыки в изобразительной деятельности, лепке, аппликации, конструировании слабо сформированы. Многие из детей данной категории не умеют правильно держать карандаш, кисточку (держат в кулаке или используют четыре пальца), не регулируют силу нажима (при рисовании линии могут быть мало заметными или дети настолько сильно нажимают на карандаш, что он ломается или рвет бумагу), с трудом пользуются ножницами.
Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако физическое и моторное развитие ниже, чем у их нормально развивающихся сверстников.
Особенности визуального восприятия
Для детей данной категории характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время и переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, посторонние раздражители вызывают значительное замедление выполняемой ими деятельности и увеличивают число ошибок. Особенно сильно эти отрицательные последствия проявляются в том случае, если отвлекающем фактором является речь. Дошкольникам данной категории выполнять задания лучше в тишине. Наблюдается проявление инертности – ребенок с трудом переключается с одного задания на другое. Установлено, что состояние внимания непосредственно влияет на деятельность ребенка. Часты случаи, когда именно из-за неумения управлять вниманием, из-за его несформированности, ребенок испытывает трудности в школе. Одним из условий оптимальной учебной деятельности ребенка является его способность к концентрации внимания.
Особенности сенсорного восприятия
Сенсорное развитие отличается качественным своеобразием. Следует отметить, что у детей с ЗПР зрение и слух физиологически сохранны, однако процесс восприятия (зрительного, слухового, тактильного) несколько затруднен: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия. Об этом свидетельствует прежде всего недостаточность, ограниченность, фрагментарность знаний детей об окружающем мире, о себе и о своем окружении. Формирование образов окружающего мира осуществляется на основе способности выделять и запоминать только отдельные, простейшие свойства предметов и явлений. Формирование целостного образа предметов – результат сложного взаимодействия ощущений, относящихся к нескольким органам чувств и уже имеющихся в коре головного мозга от прошлых восприятий. Это взаимодействие и нарушено у детей с ЗПР. Проявляется это в том, что дети затрудняются в узнавании предметов, находящихся в непривычном ракурсе. Испытывают затруднения при необходимости узнать предметы на контурных или схематических изображениях, когда изображение предмета представлено одной линией, силуэтом или контуром. Сложности вызывает и узнавание предметов, если они перечеркнуты (зашумлены) или «наложены» друг на друга (детям предлагается узнать несколько предметов, которые изображены не отдельно друг от друга, а как бы наложено).
Ребенок с ЗПР за определенное время воспринимает меньший объем материала, чем его нормально развивающийся сверстник. Отставание развития зрительного восприятия ведет к трудностям в освоении чтения, нарушению различных сходных по написанию букв и цифр (например, дети путают цифры 3 и 8, 1 и 7; буквы А и Л, Н и П и т.д.).
Пространственное восприятие
Установлено, что пространственное восприятие формируется в процессе сложного взаимодействия зрения, двигательного анализатора и осязания. Это взаимодействие складывается у детей с ЗПР с запозданием и долгое время оказывается неполноценным. С недоразвитием пространственной функции связаны трудности в овладении знаниями и навыками по математике, чтению, письму, где очень важно различать расположение элементов.
Особенности анализирования
Сенсорный опыт детей данной категории долго не обобщается и не закрепляется в слове, присутствуют ошибки при назывании признаков величины, цвета, формы. Эталонные представления цвета, формы, величины не формируются своевременно. Дошкольники с ЗПР могут правильно соотносить предмет по цвету (инструкцию «Дай такой же» выполняют правильно), могут верно показать цвет по названию, например, показать, где красный круг. Но название цветов долго не появляется в речи, или дети путают цвета при назывании.
У детей с ЗПР отмечается замедленный процесс формирования межанализаторных связей, которые лежат в основе сложных видов деятельности: недостатки зрительно-моторной и слухо-зрительной координаций, которые проявляются в несформированности чувства ритма, в возникающих трудностях при ориентировке в пространстве и на плоскости. В дальнейшем все выше описанные недостатки возможно будут препятствовать овладению чтением, письмом, счетом.
Вербальная память
В структуре дефекта познавательной деятельности детей с ЗПР особенное место занимают нарушения памяти: ограниченный объем памяти и снижение ее прочности. Обычно родители спрашивают: «А как определить, сколько предметов или картинок ребенок может запомнить?». В данном случае целесообразно использовать следующую формулу – паспортный возраст ребенка, плюс минус один. Например, если ребенку пять лет, то можно предлагать для запоминания от четырех до шести объектов.
В наибольшей степени страдает вербальная память. Дети с трудом запоминают тексты, стихотворения, плохо удерживают в уме цель и условия задачи. При запоминании стихов дети переставляют слова местами, добавляют или убирают слова из текста, не чувствуют рифмы.
Следует отметить, что наглядный материал запоминается лучше словесного, непроизвольное внимание страдает в меньшей степени, чем произвольное. Для детей данной категории характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Поэтому так часто можно услышать от родителей жалобы на то, что ребенок сегодня вечером все рассказал, все понял, а на утро как будто ничего и не было и можно начинать все с начала.
Итак, задержка психического развития может характеризоваться проблемами с моторикой, памятью, мышлением, речью, регуляцией поведения, неустойчивыми эмоциями, не усвоением образовательной программы в ДОУ, а затем и неуспеваемостью в школе.
Коррекция ЗПР подразумевает принятие комплексных мер. Работа логопеда, дефектолога и психолога должна сочетаться с медикаментозным лечением, назначенным неврологом. Родители должны помнить, что задержка сама не пройдет. Необходимо приложить усилия и работать всем в комплексе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ессли ребенок отстает в развитии
рекомендации родителям детей, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения....
Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи".
Шпаргалки для родителей: "Если ребенок ябедничает", "Если ребенок испытывает страхи"....
Консультация для родителей: "Как проверить, не отстает ли Ваш ребенок в речевом развитии"
таблица Речевое развитие ребенка...
"Секреты воспитания вежливого ребенка" "Научите малыша трудиться" "Черты характера вашего ребенка" "Злость и жестокость" "Активные дети" "Если появился второй ребенок" "Если дети балуются" "Стеснительные и замкнутые" "Если ребенок упрямится"
Советы родителям, что делать и как вести себя с детьми, когда они проявляют различные эмоции....
Как понять что ребенок отстает в развитии
laquo;Отставание в развитии» — безусловно, страшные слова для каждого родителя, за которыми стоит состояние, когда у малыша отсутствуют какие-либо навыки, автоматически появляющиеся в пол...
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"
Рекомендации для родителей "Если ребенок устраивает часто истерики"...
Консультация по теме "Если ребенку трудно" "Если ребенок не хочет"
Консультация для родителей и педагогов по теме...