«Как влияют гаджеты на развитие ребенка дошкольного возраста»
статья
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vliyayut_gadzhety_na_razvitie_rebenka_doshkolnogo_vozrasta.docx | 17.01 КБ |
Предварительный просмотр:
«Как влияют гаджеты на развитие ребенка дошкольного возраста»
Многие родители специально дают своим детям гаджеты. Цели могут быть разными: для развития ребенка, пресечения его капризов и истерик, во время долгого ожидания в очередях или чтобы выкроить для себя немного свободного времени. При этом знакомить ребенка с гаджетами они начинают уже с первого года жизни. И напрасно! Поскольку в раннем дошкольном возрасте у ребенка возникают особые эмоциональные отношения с близкими людьми. Это время, когда роль любящего родителя незаменима и любые «электронные няни» могут необратимо навредить ребенку, сформировав аутичные черты в его поведении.
В период дошкольного детства ребенок осваивает важнейший навык – ролевую игру, в процессе которой он воспроизводит поведение взрослых. В игре ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений, а из отношения к другому человеку формируется смысл поступков и действий. Так, эволюция действия по Д. Б. Эльконину проходит следующий путь: ребенок ест ложкой, затем манипулирует ложкой «кормит куклу», как мама, далее его действия все более схематизируются, кормление превращается в уход, в отношение к другому человеку.
Компьютерная же игра в исполнении дошкольника имеет другую психосоциальную структуру. Для компьютерной игры характерны, многократный повтор действия для достижения результата, малоосмысленное продвижение по уровням сложности; попытки поймать, отсортировать или собрать что-то, преодолевая однотипные препятствия, уничтожая возникающие на пути преграды. Такая игра не требует высокого интеллектуального потенциала, творчества, умения разговаривать, договариваться и сотрудничать, проявлять личностные душевные и нравственные качества. При этом она привлекает ребенка сенсорными эффектами, иллюзией управляемости «захочу – включу, захочу – выключу», примитивным, понятным без слов сценарием, способностью самому наполнять свой досуг, независимо от друзей и родителей.
Игра ребенка на компьютере или планшете не требует эмоциональной включенности в этот процесс родителя, его участия, помощи и содействия, что отражается на степени детско-родительской привязанности. Роль родителя трансформируется: постепенно ребенок воспринимает его как «хранителя гаджета» или досадное препятствие на пути к любимому устройству.
Исследователями Казанской государственной медицинской академии М. В. Белоусовой, А. М. Карповым, М. А. Уткузовой было проведено анкетирование 180 семей, имеющих детей раннего и дошкольного возраста, с целью выявления факторов, влияющих на речевое развитие ребенка. У 50 детей диагностированы проявления общего недоразвития речи в сочетании с аутистикоподобными нарушениями. В семьях таких детей наблюдалось неоправданно раннее знакомство ребенка с электронными устройствами (смартфонами, планшетами), продолжительное и неконтролируемое взаимодействие с ними. Авторы исследования отмечают: «Если ребенок раннего и дошкольного возраста бесконтрольно и длительно “зависает” с планшетом, если компьютер для него становится лучшим другом, любимым или единственным способом занять себя и заполнить свободное время, если образ жизни семьи позволяет компьютеру интегрироваться в нее как постоянному спутнику семейной системы, если время, проведенное у компьютера, обладает для ребенка большей ценностью, чем совместное общение с родителями, чтение книг, прогулки и занятия спортом, значит, нарушился эволюционно-цивилизационный алгоритм жизни семей и воспитания детей. Безответственное пользование достижениями цивилизации становится фактором риска дезинтеграции и деградации психических функций и поведения детей, семей и общества».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста.
Материалы для педагогов дошкольных учреждений и родителей о влиянии робототехники на развитие ребенка-дошкольника...
«Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей....
Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки могут долгое время что-то собирать, складывать, строить из...
Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Составила воспитатель:Сальникова,д,В...
Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Составила воспитатель:Сальникова,д,В...
«Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки могут долгое время что-то собирать, складыв...
Консультация для родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста»
Консультация для родителей...