Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности
консультация

Пашкова Татьяна Ивановна

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности в ДОУ».

 

             Как правило, на занятиях в детском саду дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными. Детей радуют коллективные занятия, их совместная деятельность по созданию одного общего рисунка, аппликации, конструкции. Особое удовлетворение им доставляет общий результат, который в этом случае всегда богаче по содержанию, производит на них более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.  

            Коллективная изобразительная деятельность – эффективное средство решения многих воспитательных, творческих и дидактических задач. Такая форма занятий дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивает привычку к взаимопомощи.

            Как же конкретно следует организовывать коллективные занятия? Работа может осуществляться как на занятиях, так и в свободное от занятий время. Если композиция, которую предстоит создать детям, многопредметная, многоплановая, работу над ней можно посвятить 2-3 занятия. Выбор той или иной формы организации коллективного занятия зависит от возраста детей, темы изображаемой картины, количества детей в группе. Разумеется, созданию изображения должна предшествовать большая работа по накоплению и обогащению накопленного опыта, уточнению представлений детей. Этому будет способствовать знакомство с изобразительным искусством, организация целевых прогулок и экскурсий, наблюдения, чтение произведений художественной литературы. О предстоящей коллективной работе следует сказать детям и учить их совместным обсуждениям, решениям, действиям. Содержанием коллективной работы фактически может стать почти каждая тема, предлагаемая детям для изображения: «Рыбки в аквариуме», «Неваляшки гуляют», «Тележки едут по дороге и везут разные грузы» и другие, о чем говорилось выше. Продумывая темы коллективных композиций, педагог должен исходить из интересов и возможностей детей. Следует избегать формализма и шаблонов. Важно, чтобы предложение педагога выполнить коллективную работу вызывало у детей положительный эмоциональный отклик. А это возможно только тогда, когда тема будет близка детям, связана с их жизнью, с разнообразными детскими играми, когда тема соответствует детским впечатлениям.

Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности.

             

           Для успешного внедрения коллективной изобразительной деятельности в педагогический процесс детского сада и школы как одной из важных форм творческой деятельности нужна проверенная на практике классификация видов её организации. Это позволит педагогам осуществлять целенаправленное и квалифицированное руководство этим видом творческой деятельности. Такая классификация позволит педагогам понять сущность детской коллективной деятельности и форму её организации в каждом случае, выбрать наиболее подходящий для решения той или иной темы вид, учитывая вместе с тем особенности каждого вида изобразительной деятельности, дифференцировать изобразительные задачи в каждом конкретном случае. Выбор разных форм проведения коллективных занятий даст педагогу возможность для творчества в области конкретной педагогической инструментовки: выбор тем, разработке содержания, методов, приёмов.                

                Психологами, занимающимися проблемами совместной деятельности (В. Г. Асеев, Ф. Д. Горбов, А. И. Донцов, Н. Н. Обозов, Д. А. Ошанин, Л. И. Уманский, А. С. Чернышев и др.), выделены три основные формы её организации:

«совместно – индивидуальная»;

«совместно – последовательная» ;

«совместно – взаимодействующая».

              Первая характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально с учётом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

             Вторая – предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), когда результат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

            Третья – самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах. А то деление (парные, групповые и общегрупповые или классные), которое проводилось выше, вполне возможно в рамках названной классификации.

Совместно-индивидуальная форма.

             Совместно – индивидуальная форма предполагает, что каждый ребёнок – участник деятельности выполняет свою, порученную ему часть общей работы индивидуально и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Согласование действий участников работы осуществляется в её начале – на этапе планирования и в конце, когда нужно суммировать результаты.

             Выполняя свою часть работы ребёнок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива. Это, с одной стороны, создаёт условия для мобилизации творческих возможностей ребёнка, с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы. Например, занятие на тему «Наш дом», «Ракета», «Автобус» и др. Очертания могут быть очень просты. В каждой заготовке необходимо вырезать окно (иллюминатор), на имеющихся листочках бумаги дети могут нарисовать пассажиров и экипаж, это могут быть герои любимых сказок, мультфильмов и даже автопортреты. Эти рисунки подклеиваются к заготовкам (отсекам), также как и при выполнении композиции «наш дом», затем из них монтируется общая работа (изображение парохода, ракеты, автобуса и др.).

Совместно-последовательная форма.

            Совместно – последовательная форма организации коллективной деятельности, как мы уже отмечали, предполагает последовательное выполнение действий участниками, когда результат действия выполненного одним участником становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. Например, занятие на тему «Фабрика игрушек».  Данная форма организации совместной деятельности создает прекрасные условия для формирования умений координировать совместные действия, в этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

Совместно-взаимодействующая форма.

            Наиболее сложны в плане организации задания, построенные на основе совместно-взаимодействующей формы организации коллективной деятельности. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределенных заранее и выполненных индивидуально рисунков, это в полном смысле слова – плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. При этой форме организации от каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами общей работы.

Данная форма организации деятельности, с одной стороны, предполагает наличие у детей определенного уровня способностей работать в коллективе, с другой – выступает важнейшим средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда.  

Например, занятие на тему «Город». Сначала беседа о городе, застройках, деревьях, транспорте и т.д.  А затем делим детей на группы «архитекторы», «озеленители», «транспортники» и т. д.  

           Внутри групп, объединенных единым видом работы, объекты изображения могут и должны быть различны по сложности исполнения (конфигурация, цветовое решение и др.). Каждый ребенок, в рамках общей темы, имеет возможность для проявления своих творческих способностей, может раскрыться с той стороны, где он наиболее силен. По мере готовности, изображения вырезаются и наклеиваются на общий лист. Педагогу следует деликатно руководить созданием общей композиции.

Завершает работу коллективный анализ. Провести его лучше всего в форме обсуждения – игры – «экскурсия по городу».

                Варианты организации коллективной  изобразительной деятельности.

          1.Коллективная изобразительная деятельность детей может быть ограничено связана со всеми сторонами жизни детей и особенно с художественно – творческими деятельностями. Так, например, взаимосвязь с музыкой, вызывает радостное, приподнятое настроение, делает жизнь детей интереснее, содержательнее. Например, коллективное изготовление масок (или атрибутов) к драматизации сказки «Теремок».  

         2.Интересный вариант коллективной деятельности «Плакат». Они могут быть выполнены в технике аппликации в виде смешанных техник. Например, плакат к выставки коллективных работ детей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классификация коллективных работ по изобразительной деятельности.

Для успешного внедрения коллективной изодеятельности в педагогический процесс детского сада как одной из важных форм творческой деятельности нужна проверенная на практике классификация видов её органи...

Создание условий для выполнения коллективных работ по изобразительной деятельности.

Работа в паре будет представлена в ходе непосредственной образовательной деятельности, тема которой «Веселый клоун». Цель: учить детей, вдвоем рисующих общую картину, изображать на обоих р...

Коллективная работа по изобразительной деятельности "Летом на лугу"

Закрепление примет лета, а также умения аккуратно пользоваться кисточками, красками, ножницами и клеем....

Коллективная работа по изобразительной деятельности

В День матери необязательно дарить дорогие подарки. Самый желанный подарок для каждой женщины тот, что сделан руками ребенка. Совместно с ребятами нашей группы "Пчелки" мы подготовили красоч...

План по самообразованию педагога. Тема: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников»

Актуальность.Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города, можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремле...

Фото-отчёт по самообразованию на тему: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников».

Фото-отчёт по самообразованиюна тему: «Роль коллективных работ в изобразительной деятельности дошкольников»....