Развитие ребенка 4-5 лет
консультация (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 4-5 ЛЕТ
К 4–5 годам дети становятся по-настоящему разными: у них уже проявляются черты характера и есть свои увлечения, в каждом ребенке формируется личность. При этом в развитии дошкольников этого возраста есть много общего. Какие перемены происходят в этот период?
Дети ближе к 5 годам сильно меняются: начинают по-другому мыслить, иначе взаимодействовать с окружающим миром. У них появляется больше друзей, с ними легче договариваться и интереснее разговаривать.
Чувства и поведение. В этом возрасте ребенок лучше понимает свои эмоции и учится выражать их не только словами, но и с помощью творчества (например, рисуя).
Детям начинает нравиться общество других людей. Многие из них стремятся стать похожими на своих друзей из детского сада, потому что им важно мнение сверстников. В этот период большую роль в детской жизни играют воображаемые друзья, и родителям не стоит переживать - это нормальный этап психического развития. Отношения с другими становятся более разнообразными: малыш может извиниться, учится принимать правила и радуется, когда с другими людьми происходит что-то хорошее. Он с большей охотой сотрудничает с родителями, хоть и продолжает капризничать время от времени. К пятилетнему возрасту, он научится еще лучше контролировать свое поведение и будет реже устраивать истерики.
В возрасте 4-5 лет ребенок уже может скрывать правду или даже начать лгать - в том числе и в качестве проверки. Например, он может сказать: «Я этого не делал», даже если виноват. Это одна из особенностей развития дошкольников.
Игры и обучение. Основным способом учиться, познавать мир предметов и ощущений остаются игры. Ребенок исследует разницу между фантазией и реальностью, пробует сюжетно-ролевые игры - например, девочка может играть в «маму».
Мышление и речь. Ребенок больше узнает о противоположностях (высоко/низко, глубоко/мелко и т.д.), может знать буквы и цифры, считать до десяти.
Детская речь в этот период активно расширяется и развивается. Ребенок начинает рассказывать о своих чувствах, мыслях, идеях, открытиях, задает множество вопросов. В 4 года ребенок знает сотни слов и может строить предложения из пяти-шести слов и больше. К 5 годам ребенок начинает говорить еще четче, словарный запас его увеличивается, а предложения становятся сложнее.
Движение и повседневная жизнь. Дошкольники 4-5 лет всегда активны и любят двигаться. Они уже хорошо преодолевают ступеньки, бросают и ловят мяч, бегают, прыгают и удерживают равновесие на одной ноге. Дети могут приобрести новые моторные навыки - например, прыгать во время бега. Мелкая моторика тоже улучшается: ребенок может резать безопасными детскими ножницами, писать свое имя или другие буквы и даже слова.
Ребенок самостоятельно одевается, может пользоваться вилкой, ложкой; может сам сходить в туалет, помыться или почистить зубы. Но ему все еще требуется контроль и помощь родителей.
Что умеет делать ребенок в этом возрасте:
- называть свое имя и адрес;
- различать лево и право;
- определять, какой предмет тяжелее;
- называть четыре цвета;
- считать до десяти;
- говорить о событиях в прошлом, настоящем и будущем - например, знать разницу между тем, что он сделал, делает сейчас и будет делать.
Как помочь развитию дошкольника
- Давайте ребенку достаточно времени, чтобы играть. Игры помогают выражать такие чувства, как радость, волнение, гнев или страх. Позволяйте ему больше двигаться (бегать, лазать, прыгать), играть с песком и в сюжетные игры с куклами или другими игрушками.
- Читайте ребенку и вместе с ним: это стимулирует речь, мышление и воображение.
- Найдите время для творчества: рисование, аппликация, различные поделки. Еще один вариант - музыкальные игры. Малышу может понравиться танцевать или играть на простых инструментах.
- Готовьте несложные блюда вместе с ребенком: это поможет ему заинтересоваться здоровой пищей, выучить новые слова и понятия. Можно давать ему посильные поручения, например, накрыть стол, почистить вареные овощи, сделать простой салат или бутерброды.
Поводы для беспокойства
Несмотря на общие возрастные черты, развитие каждого ребенка индивидуально: одни умения появляются раньше, другие позже. Если у вас все-таки возникли опасения по поводу развития ребенка, лучше обратиться к специалисту.
Зрение, слух и общение. Ребенок испытывает проблемы со зрением или слухом; не осваивает разговорные навыки - например, не использует предложения больше трех слов; не понимает, как говорить, слушать и отвечать.
Поведение. Не может понять просьбы, состоящие из двух частей, такие как «Положи куклу и возьми мяч»; не интересуется ролевой игрой. Возникают частые проблемы в поведении - например, может устроить истерику из-за мелочи или все еще пытается остановить родителей, когда те уходят, цепляясь за них, и после плачет; кажется боязливым, несчастным или грустным большую часть времени; не играет с другими детьми или часто ведет себя с ними агрессивно.
Движение и моторные навыки. Ребенок часто спотыкается при ходьбе или беге; с трудом удерживает мелкие предметы (например, карандаш); ему трудно рисовать фигуры (круг или крест); он с трудом ест, одевается или пользуется туалетом.
Если ребенок вдруг начал терять навыки, освоенные ранее, это тоже повод обратиться к специалистам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....