Развитие ребенка 3-4 лет
консультация (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области
СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА 3-4 ЛЕТ
В 3–4 года дети стремятся познать мир вокруг и задают множество вопросов, у них активно развивается речь, и расширяются социальные контакты. Какие новые умения и интересы возникают в данном возрасте?
От 3 до 4 лет - важный период в эмоциональном развитии ребенка. Если раньше ребенок не представлял себя без матери, теперь он начинает осознавать себя, начинает уверенно различать эмоции, понимает разницу между чувствами счастья, грусти или злости. В этом возрасте у ребенка появляются страхи (например, чудовища под кроватью), он переживает о том, как поступают другие, и проявляет привязанность к знакомым людям. По мере того как малыш становится увереннее в себе, он все лучше справляется со своими чувствами.
Игры и обучение. Ребенок активно учится и выражает свои эмоции с помощью игр. Он теперь больше взаимодействует с другими детьми, лучше различает понятия «мое» и «его/ее», делится игрушками уже с большей охотой, чем раньше.
Во время игры ребенок действует более изобретательно и проявляет фантазию. Пробует разные роли и поведение: может изображать врача или одного из родителей; может устраивать чаепитие со своими игрушками и играть с воображаемыми друзьями. В этом возрасте он часто придумывают себе воображаемых друзей, хотя уже и в состоянии отличить фантазию от реальности.
К 4 годам ребенок иногда пытается подшучивать над окружающими и рассказывать об этом другим, например: «Мама подумала, что я сплю!» В то же время малыш начинает беспокоиться, как бы его тоже не обманули другие.
В развитие речи ребенка происходит настоящий скачок. Он запоминает много новых слов из сказок, мультиков и разговоров взрослых. Малыш начинает гораздо больше, чем раньше, интересоваться общением, может сам захотеть рассказать какую-нибудь историю.
Ребенок понимает большую часть того, что ему говорят окружающие, и в состоянии догадаться о значении слов, которых не знает. Поэтому дети 3-4 лет понимают гораздо больше слов, чем могут сказать.
Примерно в 3 года ребенок может использовать предложения из 3-5 слов и более. Он в состоянии описать картинку в общих чертах и даже указать на детали - например, нос коровы.
К 4 годам речь ребенка состоит из достаточно длинных предложений (по 5–6 слов и более), а окружающие понимают практически все, что он хочет сказать. Ребенок, в свою очередь, тоже понимает большинство обращенных к нему слов и может следовать простым инструкциям из 2-3 пунктов, если речь идет о знакомых предметах: например, «Закрой книгу и отдай ее маме».
Ребенок 4 лет понимает такие прилагательные, как «длинный» или «тонкий», и использует в речи такие эмоции, как «счастливый» или «грустный».
Мышление. Ребенку становится интересен разнообразный окружающий мир, и он задает множество вопросов. Начинает различать противоположности, такие как «большой - маленький», и понимать расположение предметов в пространстве с помощью предлогов «на», «в» и «под».
В этот период так же быстро развивается память. Например, он запоминает и повторяет детские стихи, начинает указывать на буквы и цифры, которые запомнил, и называть их, может сосчитать до 4 и разделить предметы по цвету и форме.
Повседневная жизнь. Малыш становится более самостоятельным. Может сам поесть, надеть обувь без шнурков, расстегнуть пуговицы. Многие дети уже могут самостоятельно выполнять некоторые ежедневные гигиенические процедуры, например, сходить в туалет, помыть руки, умыться. Но все же малыш нуждается в родительской помощи и наблюдении в таких действиях, как чистка зубов и мытье головы.
Физическая активность. Дети в этом возрасте очень активны и любят двигаться. Они намного лучше ходят по ступенькам, катаются на трехколесном велосипеде, могут ловить мяч, бросать и пинать его, бегать, лазать, прыгать и даже недолго удерживать равновесие на одной ноге.
Развивается и мелкая моторика рук: ребенок может нарисовать круг или квадрат, построить башню из кубиков и неплохо справляется с детскими ножницами. Использует цветные карандаши и краски, тем самым активно развивая свое воображение.
В этом возрасте ребенок обладает следующими навыками:
- может открыть банку с откручивающейся крышкой;
- может назвать свой пол и возраст;
- знает основные формы и цвета;
- одевается и раздевается самостоятельно;
- к 4 годам держит в руке карандаш и может написать некоторые буквы.
Как помочь развитию ребенка в 3-4 года
- Предоставьте ребенку много времени для подвижных игр (прыганье, лазанье, бег): с их помощью он выражает радость, волнение, гнев или страх. Дайте возможность больше находиться в песочнице, играть с куклами и другими игрушками.
- Займитесь совместным творчеством: рисование, лепка, аппликация или игры с переодеванием кукол. Организуйте активные игры под музыку, танцы или игры на простых инструментах.
- Читайте вместе с ребенком истории и сказки, пойте знакомые песенки, разучивайте стихи - все это развивает речь, стимулирует мышление и воображение ребенка.
- Готовьте вместе с ребенком. Это поможет ему выработать здоровые пищевые привычки, выучить новые слова и понятия. Можно давать малышу простые задания на кухне: например, помочь накрыть стол, перемешать салат или сделать бутерброды.
- Играйте в игры, которые развивают способность делиться и соблюдать очередь. Во время игры говорите: «Теперь моя очередь строить башню, а потом твоя», или «Ты мне дай красный кубик, а я тебе зеленый». В этом возрасте детям все еще довольно трудно делиться своими вещами - хвалите малыша, когда он готов делиться и обмениваться игрушками.
Поводы для беспокойства
Несмотря на общие возрастные черты, каждый ребенок развивается в своем темпе. Если у вас есть опасения по поводу его развития или вы заметили у него признаки проблем, лучше обратиться к специалисту.
В 3 года
Зрение, слух и общение: ребенок избегает смотреть в глаза другим; плохо видит или слышит; в речи использует предложения менее чем из 3 слов.
Поведение и игры: ребенок не понимает простых инструкций, например, «Пожалуйста, дай мне мяч»; тяжело переживает даже непродолжительное отсутствие родителей, не интересуется другими детьми; не играет в ролевые игры как в «поход в магазин» или «поездка на автобусе».
Движение и моторные навыки: ребенок проявляет неуклюжесть, часто спотыкается при ходьбе или беге; ему трудно обращаться с карандашом, он не пытается рисовать простые геометрические фигуры.
В 4 года
Зрение, слух и общение: у ребенка есть некоторые из перечисленных выше симптомов или другие проблемы со слухом или зрением.
Поведение и игры: ребенок не понимает инструкции из двух пунктов, например, «Положи куклу и возьми мяч»; демонстрирует вызывающее поведение, например, может устроить истерику из-за какой-то мелочи; не отпускает родителей, плачет, когда они уходят; не притворяется во время игры, например, мамой или папой.
Движение и моторные навыки: часто спотыкается во время ходьбы или бега; ему трудно держать в руках карандаш и рисовать фигуры (круг или квадрат); с трудом одевается или пользуется туалетом.
Также следует проконсультироваться с врачом, если малыш начал терять какие-либо из ранее приобретенных навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"
В брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....
Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.
Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....
Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.
ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...
Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период
На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...
Музыка как средство развития ребенка, Взаимодействие детского сада и семьи как условие развития музыкальных способностей ребенка.
Консультации для родителей...
Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.
Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....