Развитие математических способностей у детей
статья

Романова Людмила Евгеньевна

Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще других предметов может вызывать у детей сложности и негативное отношение.   Данная статья  будет полезна родителям и педагогам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_matematicheskih_sposobnostey_u_detey.docx14.79 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие математических способностей у детей

Успешность в математике часто обуславливает успешность во многих школьных дисциплинах. При этом математика чаще других предметов может вызывать у детей сложности и негативное отношение. Сегодня рассмотрим, как повысить успешность ребенка в математике (развить математические способности), не заставляя его с утра до вечера решать примеры и задачи.  

Дело в том, что сложности в обучении математике с большой вероятностью могут быть связаны с некоторыми расстройствами в восприятии детей. К таким расстройствам относятся: 
1.    Нарушения в тактильно-кинестетическом восприятии.
У ребенка с тактильными нарушениями может наблюдаться либо гипертрофированная чувствительность к прикосновениям, либо, наоборот, сниженная чувствительность. Дети с нарушениями в кинестетическом восприятии имеют нарушенное представление о своем теле, сложно различают пространственные понятия вверху/внизу, справа/слева, спереди/сзади, что приводит к нарушению восприятия числовой прямой, т.е. ребенок в дальнейшем испытывает трудности при понимании, какое число является предыдущим, какое последующим.  

В качестве профилактики и коррекции нарушений тактильно-кинестетического восприятия на первом месте стоит развитие общей и мелкой моторики:
•    Игры с мячом — ловить мяч и попадать им в цель (в ведро/корзину/в круг/в дерево)
•    Различные шнуровки и нанизывание бусин на веревочку
•    Поделки и игры с природными материалами
•    Упражнения на равновесие — прыжки и стояние на одной ноге, хождение по веревочке/палочке/полосочке. 

2.    Нарушения в зрительном восприятии.
При расстройствах зрительного восприятия страдает объемное восприятие предметов — ребенок не может представить как предмет будет выглядеть с другой точки зрения, не может понять, что при изменении формы может сохраняться неизменным количество, в последующем у таких детей могут быть сложности с восприятием геометрических фигур и тел. Нарушения пространственного восприятия могут приводить к сложностям в понимании понятий больше/меньше/равно.
При нарушениях зрительного восприятия могут возникать трудности в отделении основной фигуры и фона, что приводит в последствии к ошибкам в восприятии похожих заков, цифр (например «+» и «х» или «69» и «96»). 

Учитывая, что для вычислений важна способность мысленного представления, полезными будут следующие игры и упражнения для детей: 
•    Мысленно «пройтись» по знакомому помещению и ответить на вопросы: Сколько стульев в кухне? Какие картины висят на стенах? Сколько шагов от ванной до кухни? и подобные.
•    Движение по знакомому помещению с завязанными глазами. При этом ребенок должен знать, где он находится и что его окружает. 
•    Рисование и описание знакомых предметов по памяти (например, игрушек).
•    Ощупывание и угадывание предметов с закрытыми глазами или через непрозрачный мешок. 
•    Нахождение спрятанного предмета по плану помещения. На плане помещения отмечаем место, где спрятан «клад» и просим ребенка его найти.

Подобные упражнения не воспринимаются ребенком как занятия математикой и вызывают интерес, но при этом они полезны для развития математических способностей. 

https://www.razumeykin.ru/publikatsii/razvitie-matematicheskih-sposobnostej


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие математических способностей у детей в процессе изучения окружающего мира

Рекомендации для родителей по развитию у детей математических способностей в повседневной жизни, в природе....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста

Рекомендации  для  использования в  работе  по  математическому  развитию  детей  дошкольного  возраста...

Статья "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста вне занятий, с использованием занимательного материала"

В данной статье говорится о том,  как использовать занимательный материал по математике в свободной деятельности. Приведен сценарий проведения математического праздника....

Презентация "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»

Опыт работы МДОБУ "Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста»«Детский сад №105 г. Орска»Подготовил старший воспитательДолгополова И.С....

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность

Использование игры для лучшего понимания математической сущности вопроса, уточнения и формирования математических знаний учащихся.Игра как способ познания дощкольниками окружающего мира, как средство ...

Упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет

В данном метериале предлагаются упражнения на развитие математических способностей для детей пяти - семи лет...

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий, а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста».

Календарно-тематическое планирование по программе «Формирование элементарных математических представлений и понятий,а также развитие математических способностей у детей дошкольного возраста&raqu...