Адаптация ребёнка к условиям детского сада
консультация

Мельникова Ирина Олеговна

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_k_usloviyam_dou.docx21.94 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТАЦИЯ к условиям ДОУ

Детям любого возраста очень непросто начинать посещать детский сад. Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Вся жизнь ребёнка кардинальным образом меняется. В привычную, сложившуюся жизнь в семье буквально врываются изменения: чёткий режим дня, отсутствие родных и близких, постоянное присутствие сверстников, необходимость слушаться и подчиняться незнакомым взрослым, резко уменьшается количество персонального внимания. Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду.

Что такое адаптация?

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Основные особенности

нормально текущего периода адаптации

Нарушения настроения

Слезливость, капризность, подавленное состояние у некоторых детей; возбудимость, гневливость, агрессивные проявления у других (продолжительность — от недели до 1,5 месяца).

Нарушения сна

Дети очень часто начинают хуже спать, с трудом засыпают вечером, могут плакать перед сном; утром их трудно разбудить в нужное время. Некоторые не могут заснуть днем в детском саду, переутомляются и быстро засыпают вечером. Другие, перевозбужденные, не могут успокоиться до 23ч. (продолжительность — от 1 до 2 месяцев).

Нарушения аппетита

Дети начинают плохо есть (причем и дома, и в саду) по той причине, что им предлагают непривычную пищу, новые блюда, незнакомые на вкус. В сочетании с повышенной нервной возбудимостью некоторых детей это может привести к кратковременным желудочно-кишечным расстройствам — рвоте, болям в животе, икоте, иногда — к пищевой аллергии (продолжительность — от 1 недели до 1 месяца).

Понижение иммунитета

Вследствие стресса у маленьких детей страдает иммунная система, они начинают часто болеть (обычно ОРВИ), реагируют на переохлаждение, перегревание, сквозняки гораздо чаще, чем в обычном состоянии; легко заражаются друг от друга (продолжительность — от 2 до 10 месяцев, у некоторых еще дольше).

Нарушение поведения

Дети как бы возвращаются на более ранние ступени развития, хуже играют, игры становятся более примитивными, не могут оторваться от мамы даже дома, начинают бояться чужих людей. У некоторых наблюдается утрата навыков самообслуживания, гигиенических навыков (они не просятся на горшок, испытывают затруднения при необходимости помыть руки) (продолжительность — от 1 недели до 2 месяцев).

К сожалению, иногда родители совершают серьезные ошибки, которые затрудняют адаптацию ребенка:

1. Нельзя показывать ребенку свою тревогу. Нужно исключить все высказывания типа: «Бедненький, в садик тебе придется идти!», «Как же ты в садике без мамы?»

2. Нельзя наказывать или сердиться на ребенка за то, что он плачет при расставании или дома при упоминании необходимости идти в сад! Ребенок так ведет себя, потому что он любит свою семью, ему хорошо и комфортно дома, рядом с родными, со своими игрушками, которыми ни с кем не надо делиться.

3. Нельзя пугать детским садом. «Вот пойдешь в садик, там тебе покажут, как не слушаться!», «Не будешь хорошо себя вести, отдам в садик, пусть тебя там воспитывают!»

3. Нельзя критиковать садик и воспитателей перед ребенком. Возможно, вам не слишком нравятся детский сад или педагоги, но по каким-либо причинам вы не можете выбрать другой. Ошибкой было бы обсуждать при ребенке ваше недовольство. Иначе ваш настрой передастся ему, и он будет воспринимать атмосферу в детском саду как недружелюбную.

4. Нельзя обманывать ребенка, говоря, что вы «заберете его пораньше», если не предполагаете этого делать.

Как родители могут помочь своему ребенку в период адаптации к ДОУ

1. Расширять круг общения ребенка, помочь ему преодолеть страх перед незнакомыми людьми: обращать внимание ребенка на действия и поведение посторонних людей, высказывать положительное отношение к ним.

2. Учить ребенка обращаться к другому человеку, делиться игрушкой, жалеть плачущего.

3. Не высказывать сожаления о том, что приходится отдавать ребенка в дошкольное учреждение. Наоборот, расскажите ребенку что там очень интересно, много новых игрушек, новых друзей. Расскажите, как вы любили ходить в детский сад.

4. Некоторые родители видят, что ребенок недостаточно самостоятелен в группе, например, не приучен к горшку. Они пугаются и перестают водить его в детский сад. Это происходит оттого, что взрослые сами не готовы оторвать ребенка от себя.

5. Необходимо приучать ребенка к самообслуживанию, поощрять попытки самостоятельных действий.

К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь:

— самостоятельно садиться на стул;

— самостоятельно пить из чашки;

— пользоваться ложкой;

— пользоваться горшком;

— активно участвовать в одевании, умывании;

— обходится без соски, бутылочки и подгузников.

КРИЗИС 3-х лет

Часто период адаптации к условиям детского сада совпадает ещё и с возрастным кризисом.

Главное содержание каждого возрастного кризиса - это формирование новообразований, т.е. возникновение нового типа отношений ребенка со взрослыми, смена одного вида деятельности другим.

Для кризиса трех лет, важнейшим новообразованием является возникновение нового чувства «Я», «Я сам». Основные проявления кризиса, тревожащие родителей, обычно состоят в так называемых «аффективных вспышках» - истериках, слезах, капризах.

Весь «букет» признаков, по которым определяют наступление этого кризиса - так называемое «семизвездие».

1. Негативизм. Означает стремление противоречить, делать наоборот тому, что ему говорят. Отказываясь от вашего предложения или просьбы, он «защищает» свое «Я».

2. Упрямство. Высказав собственную точку зрения или попросив о чем-то, маленький трехлетний упрямец будет гнуть свою линию всеми силами.

3. Строптивость. В отличие от негативизма, это общий протест против привычного образа жизни, норм воспитания. Ребенок недоволен всем, что ему предлагают.

4. Своеволие. Ребенок принимает только то, что он решил и задумал сам.

5. Обесценивание всего того, что раньше было интересно, привычно, дорого. Любимые игрушки в этот период становятся плохими, ласковая бабушка - противной, родители - злыми. Ребенок может начать ругаться, обзываться (происходит обесценивание старых норм поведения), сломать любимую игрушку или порвать книжку (обесцениваются привязанности к дорогим прежде предметам) и т.д.

6. Деспот. Ребенок диктует всем окружающим нормы и правила поведения: чем его кормить, во что одевать, кому можно выходить из комнаты, а кому нельзя, что делать одним членам семьи, а что остальным.

7. Протест – бунт. Ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними.

 

Советы родителям при взаимодействии

с ребенком в период кризиса

  1. Спокойствие, только спокойствие.

Ничего не предпринимайте и не решайте до тех пор, пока ребенок полностью не успокоится.

  1. Поощряйте самостоятельность ребенка.

Хочет вместе с мамой мыть пол – дайте ему тряпку.

  1. Метод проб, достижений и ошибок.

Дайте возможность своему ребенку делать ошибки сейчас, на ваших глазах. Это поможет ему в будущем избежать множества серьезных проблем.

  1. Свобода выбора.

Не заставляйте ребенка, если он упрямится, предложите несколько вариантов для выбора. Например, «Ты наденешь юбку или платье?»

  1. Игра.

Играйте в игры с правилами и нормами (дидактические игры с четкими инструкциями: выложи кубики по образцу, сложи узор и т.п.), в игры, отражающие социальные связи (больница, магазин, семья), это позволяет ребенку в домашних условиях опробовать свои силы, приобрести необходимые навыки и увидеть границы своих возможностей.

Родители и ближайшие родственники должны придерживаться единого стиля воспитания, чтобы ребенок понимал, что от него хотят. Если один запрещает, а другой разрешает, у ребенка это вызывает противоречия и дополнительные капризы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прект по работе с родителями "Адаптация ребёнка к условиям детского сада".

Я предлагаю проект по работе с родителями начиная с мая по сентябрь. Краткие индивидуальные беседы....

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Как помочь ребёнку быстрее привыкнуть к детскому саду...

Рекомендации родителям по успешной адаптации ребёнка к условиям детского сада

рекомендации по успешной  адаптации  в детском саду...

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ РЕБЁНКА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА

Данная презентация создавалась для иллюстрации выступления педагога-психолога на первом родительском собрании для родителей детей, поступающих в детский сад....

Адаптация ребёнка к условиям детского сада

Как облегчить своему малышу адаптационный период при вступлении в новую "дет.садовскую" жизнь....

Адаптация ребёнка к условиям детского сада.

Консультация для родителей "Адаптация ребёнка к условиям детского сада."...