Консультация для родителей «Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)

Ломанова Ирина

Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим развитием. Обычно потому как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.

Речь ребёнка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Многие родители стараются воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. Кроме нарушения звукопроизношения ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, дизартрией и др. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.

Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение  в последующей жизни ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение «Росинка»

Консультация для родителей

«Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»

 

      Подготовила учитель-логопед: Ломанова И.Н.

Как развивать речь ребёнка? Как сделать её выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей, особенно перед поступлением детей в школу.

Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций:

  • средство общения;
  • передача накопленного человеческого опыта;
  • регулятор поведения и деятельности людей.

Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим развитием. Обычно потому как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.

Речь ребёнка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Многие родители стараются воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.

Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. Кроме нарушения звукопроизношения ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, дизартрией и др. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.

Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение  в последующей жизни ребенка.

Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?

  • От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Невнятная речь - источник осложнений общения. Трудно понимать и быть понятым.
  • Своевременное устранение недостатков произношения и развитие фонематического слуха поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов в речи.
  • Родители должны знать, что успешное овладение грамотой (быстрое качественное чтение, письмо) обеспечат ребенку полноценное усвоение школьной программы (второе полугодие 70 слов в минуту).
  • Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Дети имеющие нарушения в звукопроизношении постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, формируется неполноценности, неуверенность в себе.
  • Недостаток звукопроизношения может явиться причиной высших психических процессов, как слуховая память, словесно-логическое мышление, воображение, т.к. речь тоже является сложным психическим процессом, выполняющим функции –познание, регуляция, общение.

Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильное произношение.

В действительности же вмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки закрепились в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Логопед ведет индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по нескольким направлениям:

  • выработка правильного речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха – это поможет ребенку отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка;
  • развитие органов артикуляционного аппарата;
  • постановка и автоматизация звуков в речи;
  • работа над голосом (интонационная выразительность и сила голоса);
  • формирование навыков звукового анализа и синтеза;
  • обучение грамоте и подготовка руки к письму;
  • посещение детьми логопедической группы способствует устранению речевых недостатков.

 Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.  

К подобным правилам стоит отнести следующее: 

  1. Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
  2. Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря).
  3. Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.  
  4. Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
  5. Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
  6. Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
  7. Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
  8. Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

 Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителю.

Литература:

  1. Филичева Т.Б. «Логопедия. Теория и практика». –М.: Эксмо, 2018.
  2. Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».- Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2006.
  3. Малютина Т.С. «Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников» .-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВТО-ПРЕСС», 2018
  4. Анищенкова Е.С. Исправление звукопроизношения у детей». –М.: Издательство АСТ, 2019.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков

Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....

Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников

Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением в школу...