Консультация для родителей «Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»
консультация (подготовительная группа)
Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим развитием. Обычно потому как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
Речь ребёнка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Многие родители стараются воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. Кроме нарушения звукопроизношения ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, дизартрией и др. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.
Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_puti_preodoleniya_rechevyh_nedostatkov_u_doshkolnikov.docx | 19.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное учреждение «Детский сад городского округа Стрежевой» Структурное подразделение «Росинка»
Консультация для родителей
«Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»
Подготовила учитель-логопед: Ломанова И.Н.
Как развивать речь ребёнка? Как сделать её выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей, особенно перед поступлением детей в школу.
Речь выполняет в нашей жизни множество разнообразных функций:
- средство общения;
- передача накопленного человеческого опыта;
- регулятор поведения и деятельности людей.
Развитие речи ребёнка тесно связано с его общим развитием. Обычно потому как ребёнок говорит, можно судить, насколько он развит в целом, готов ли к обучению в школе.
Речь ребёнка формируется на примере взрослых, родных и близких ему людей. Многие родители стараются воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни.
Многие дети, начиная говорить, не выговаривают некоторые звуки. Кроме нарушения звукопроизношения ребёнок может страдать и более глубокими речевыми нарушениями, например ОНР, дислалией, дизартрией и др. Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы. Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания.
Преодоление нарушений произношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка.
Почему же важно вовремя научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка?
- От четкой и внятной дикции зависит полноценное общение ребенка со сверстниками и взрослыми. Невнятная речь - источник осложнений общения. Трудно понимать и быть понятым.
- Своевременное устранение недостатков произношения и развитие фонематического слуха поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов в речи.
- Родители должны знать, что успешное овладение грамотой (быстрое качественное чтение, письмо) обеспечат ребенку полноценное усвоение школьной программы (второе полугодие 70 слов в минуту).
- Трудности в произношении часто влияют на самооценку ребенка и его положение в детском коллективе. Дети имеющие нарушения в звукопроизношении постепенно начинают осознавать свой недостаток, иногда становятся молчаливыми, застенчивыми, формируется неполноценности, неуверенность в себе.
- Недостаток звукопроизношения может явиться причиной высших психических процессов, как слуховая память, словесно-логическое мышление, воображение, т.к. речь тоже является сложным психическим процессом, выполняющим функции –познание, регуляция, общение.
Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильное произношение.
В действительности же вмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки закрепились в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы.
Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. Логопед ведет индивидуальную и подгрупповую работу с детьми по нескольким направлениям:
- выработка правильного речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха – это поможет ребенку отличать правильное произношение звука от неверного, а также дифференцировать различные звуки родного языка;
- развитие органов артикуляционного аппарата;
- постановка и автоматизация звуков в речи;
- работа над голосом (интонационная выразительность и сила голоса);
- формирование навыков звукового анализа и синтеза;
- обучение грамоте и подготовка руки к письму;
- посещение детьми логопедической группы способствует устранению речевых недостатков.
Если подытожить написанное, то можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи.
К подобным правилам стоит отнести следующее:
- Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.
- Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря).
- Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.
- Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.
- Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.
- Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.
- Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.
- Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.
Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем. Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителю.
Литература:
- Филичева Т.Б. «Логопедия. Теория и практика». –М.: Эксмо, 2018.
- Жукова Н.С. «Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников».- Екатеринбург: Издательство ЛИТУР, 2006.
- Малютина Т.С. «Консультации учителя-логопеда родителям дошкольников» .-СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСВТО-ПРЕСС», 2018
- Анищенкова Е.С. Исправление звукопроизношения у детей». –М.: Издательство АСТ, 2019.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация: «Роль семьи в развитии речи и пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»
Консультация для воспитателей...
Формы работы учителя-логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков
Представлены формы работы, которые используются в работе с родителями нашего дошкольного образовательного учреждения....
Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников
Как развивать речь ребенка? Как сделать ее выразительной и грамотной? Эти вопросы часто волнуют родителей дошкольников, особенно перед поступлением в школу...
Мастер-класс для родителей.Тема:"Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по преодолению речевых нарушений у дошкольников"
Практический материал для родителей дошкольников с нарушениями речи...
Консультация для родителей "Пути преодоления агрессивности у дошкольников"
Консультация для родителей...
«Пути преодоления речевых недостатков у дошкольников»
консультация для родителей...