семинар для родителей "О детском чтении"
учебно-методическое пособие (подготовительная группа)
семинар-практикум "О детском чтении"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-_praktikum_dlya_roditeley_chtenie_-_delo_semeynoe_.docx | 381.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
«Детский сад «Газовичок»
«Семинар – практикум «Чтение – дело семейное»
Разработала и провела:
воспитатель
Сандалова Н.М
Г.Надым 2021 г
Цель
Вовлечение родителей в процесс приобщения детей к художественной литературе на основе семейного чтения для дальнейшего развития речевой активности детей, так как по ФГОС они являются полноценными участниками учебного процесса.
Задачи в соответствии ФГОС ДО:
- На основе пропаганды книги - оказать помощь родителям в знакомстве с книжной культурой, расширить представление родителей о детской литературе
- Повысить компетентность родителей в вопросах ознакомления детей с художественной литературой
- Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений
Актуальность:
- Проблема снижения интереса к чтению – одна из самых серьёзных и актуальных в нашей стране.
- Чтение художественной литературы — одно из лучших средств педагогического воздействия: оно не просто открывает для ребёнка возможность приобщиться к культуре и знаниям, но помогает научиться размышлять, понимать мотивы человеческого поведения, знакомит с духовными ценностями. Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг.
- Дети дошкольного возраста – слушатели, художественное произведение доносит до них взрослый. Именно родители во многом определяют круг читательских и интересов дошкольников, поэтому необходимо расширять представления родителей о детской литературе. Работа педагогов и семьи по приобщению детей к книге должна быть систематической, грамотно организованной, методически разнообразной, посвященной одной цели - воспитанию настоящего читателя.
- Мало и плохо читающие дети отстают в своем интеллектуальном и социальном развитии от сверстников, испытывают трудности в общении.
Предварительная работа:
С целью установления контактов с семьей для обеспечения единства в
работе по приобщению детей к художественной литературе были использованы различные формы работы:
- Анкетирование для родителей «Чтение художественной литературы».
- Консультация «Роль книги в жизни детей»
- Посещение библиотеки с родителями
- Выпуск фото газеты «Знакомство с детскими писателями» (Встречи в литературном кафе)
- Книжка – раскладушка для родителей «Сказка в жизни ребенка»
- Памятка «Правила обращения с книгой»
- Анкета для родителей «Традиции семейного чтения».
- Знакомство родителей со сценарием и распределение ролей для сюжетной игры
Материалы и атрибуты:
- Презентация проекта «Встречи в литературном кафе»
- Список литературных произведений для детей старшего
- дошкольного возраста
- Выставка книг
- Выставка детских рисунков по произведениям Н. Носова
- Книжка – самоделка по творчеству А. Барто «Игрушки»
- Сценарий сюжетной игры «Про Белочку Глашу»
- Шапочки для персонажей сюжетной игры
- Анкета для родителей «Традиции семейного чтения».
- Правила ведения читательского дневника
Основные этапы проведения «Семинара – практикума «Читаем вместе»:
- 1 Этап организационный: настрой родителей на изменение своих представлений о детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, привлечение внимания родителей к тому, что только с их помощью можно осуществить необходимое воздействие на детей.
- 2 Этап основной: мотивация родителей к традиции семейного чтения
- 3 Этап заключительный: привлечь внимание родителей к связи художественного слова и развитию речевой активности детей
Содержание первого этапа (организационный)
- Чтобы все участники семинара были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
- Время свято – говори ясно и сжато.
- Закон один: все слушают, когда говорит один.
- Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Книга древний источник информации. Ему около 2,5 тыс. лет. В начале прошлого века один за другим появились новые источники информации – кино, радио, телевидение…И люди стали меньше читать. Тут и возникли
пророчества о том, что книга становится пережитком прошлого и вот-вот
умрет…
- Педагог предлагает родителям обсудить данное высказывание.
- Просмотр и обсуждение презентации «Встречи в литературном кафе»
Содержание второго этапа (основного):
Общение – это важно!
Родители во многом определяют круг читательских интересов дошкольников. Раньше существовала традиция семейного чтения вслух, когда все члены семьи высказывали свое мнение о прочитанном, отвечали на вопросы ребенка. К сожалению, сейчас эта традиция практически не сохранилась.
Роль семейного чтения в развитии интереса ребёнка к чтению:
Показать, как нужно работать с книгой. Ее нужно не просто читать ребенку, но и вместе рассматривать иллюстрации, предложить ему ответить на вопросы по содержанию текста, особо останавливаясь на определении поступков героев, оценки их действий в той или иной ситуации, предложить пересказать содержание сказки (рассказа), ответить, что изображено на картинке, нарисовать полюбившегося героя. (Знакомство с выставкой детских рисунков)
- Рекомендации по обсуждению, обыгрыванию воспринятых художественных
произведений (на примере обыгрывания сюжета «Про Белочку Глашу».
Цель: Показать родителям возможности сказок для воспитания ребенка.
Если же у кого-то принято семейное чтение, организовать обмен опытом.
Вывод: Только в союзе с родителями, возможно гармоничное, эффективное приобщение к чтению детей. Листая любимые книжки в обнимку с ребенком, читая, распределив роли. Вместе с папой, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями. В наши дома должна вернуться забытая и утраченная традиция семейного чтения
– общего чтения книг, общения втроем: взрослый, ребенок и книга.
Содержание третьего этапа (заключительного):
- Усвоение основного принципа организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция.
- Художественное слово – основа правильной речи.
Л.С. Выготский говорил, что «Ребенок, которому систематически читают, накапливает богатый словарный запас, так как слышит больше слов различных по своей направленности. Читая вместе с мамой, малыш не только узнает что-то новое, но и активно развивает речь, речевое творчество, воображение и память, а порой усваивает важные жизненные уроки».
Поэтому одной из основ для развития речи у детей дошкольного возраста является знакомство дошкольника с художественным словом. Первым и основным руководителем чтения является семья.
Вывод: Знакомство детей с художественной литературой даёт лучшие результаты, если объединены усилия воспитателей и родителей.
Задача взрослого – открыть ребёнку то чудо, которое несёт в себе книга
- Домашнее задание:
- Предложить хорошо забытое старое - вести «Читательский дневник».
- Раздача анкет для родителей «Традиции семейного чтения»;
- Рекомендаций: «Как вести читательский дневник»;
- Памяток «Как обсуждать с ребенком прочитанную книгу»
Результаты мероприятия:
- Установление контактов с семьей для обеспечения единства в работе по приобщению детей к художественной литературе
- Приобщение к традиции семейного чтения. Использование родителями на практике художественного слова, как важнейшего источника и средства развития всех сторон речи детей.
Использование крылатых и образных выражений по тематике семинара: «Чтение – дело семейное»:
«Сказанное слово - было, да - нет, а написанное ждет век»
«Книги не говорят, да правду сказывают»
«С книгой жить – век не тужить»
«Хорошая книга – лучший друг»
«Чтение – к мудрости движение»
Рефлексия:
- Результат воспитания может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами в воспитании детей и объединят усилия для достижения эффективных результатов.
- Научит максимальному использованию воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
- Ребенок, которого учили читать принудительно,
неохотно пользуется этим своим умением.
- Обучая детей чтению, опирайтесь на его интересы.
Список литературы:
1. Гурович Л. М. Ребенок и книга [Текст]: Учебное пособие / Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. В. Логинова; Под ред. В.И. Логиновой. - М.: Просвещение, 1992. – 62 с.
2. Куликовская Н. «Увлечь книгой», ж. «Дошкольное воспитание», №5 2007, стр. 33-41
3. «Чтение художественной литературы и его организация в детском саду» Максимова С. И. (кандидат педагогических наук) // Детский сад: теория и практика № 2, 2013
4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т.К. Комаровой, М.А. *Васильевой. -3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014.
5. ФГОС ДО Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» октября 2013 г. № 1155
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СЕМИНАР -ПРАКТИКУМ "ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЕМИНАРА -ПРАКТИКУМА ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ, РАСКРЫВАЮЩИЙ СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ "ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ". В ПРЕЗЕНТАЦИИ ПОКАЗАНА МЕТОДИКА ЗАУЧИВАНИЯ СТИХОТВОРЕ...
Консультация для родителей по вопросам детского чтения «Как превратить чтение в удовольствие?».
В консультации даны 11 советов детского писателя В. Левина, как превратить чтение в удовольствие. Материал может быть полезен родителям и воспитателям ДОУ....
Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14300548","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"350","width":"215"}}]]...
Памятка для родителей «Детское чтение» - это не просто чтение.
Чтение – процесс творческий. Результат такого творчества зачастую не материален, но имеет огромную ценность. Текст надо не просто механически произносить, но и обыгрывать, не торопиться, создава...
Методическая разработка. Семинар-практикум для воспитателей Чтение в семейном кругу как источник формирования интереса к художественной литературе.
Важная роль в воспитании молодого поколения, формировании у него системы нравственных ценностей и ориентиров принадлежит семье. Исходя из традиционных русских методов семейного воспитани...
Представление опыта работы по теме "Приобщение к чтению детей раннего возраста через увлекательное знакомство со сказкой" в рамках городского семинара-практикума "Взрослые заботы о детском чтении: трансляция опыта и поиск свежих идей".
Работа в группе с детьми1,5-2 лет (а у меня детки именно такого возраста) сопряжена с определенными трудностями. Прежде всего – это, конечно же, ранний возраст воспитанников. Когда я только начи...
Сертификаты об участие в семинарах, вебинарах, конференциях, педагогических чтениях
Сертификаты об участие в семинарах, вебинарах, конференциях, педагогических чтениях...