"Самостоятельность детей дошкольного возраста"
консультация

Кульчицкая Ольга Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx15.59 КБ

Предварительный просмотр:

«Самостоятельность детей дошкольного возраста»

Задавая вопрос, родителям о самостоятельности их детей слышим в ответ:

- «Он сам умеет одеваться!», «Она сама умеет кушать!».

Но ведь самостоятельность не только умение самостоятельно кушать и одеваться – это и умение самому играть и уметь выбрать игру для себя, а также умение самостоятельно решать, что ему съесть: булочку или пирожок, когда ему предлагают н выбор.

Самостоятельность не дается от рождения ни одному человеку, она формируется на каждом возрастном этапе детей и каждый раз имеет свои особенности. Педагогам, а также и родителям необходимо учитывать это, уважать детскую независимость, поддерживать ребёнка в стремлении стать самостоятельным. Самостоятельность у детей вырастает из накапливающихся привычек вести себя самостоятельно с самого раннего детства. Поэтому развитию активности и инициативы ребёнка, выработке у него привычек самостоятельно выполнять те или иные действия должно быть уделено серьезное внимание.

Родителям хорошо знакомо настойчивое стремление детей к самостоятельности. «Я сам, я сама», - говорят они, когда взрослые начинают натягивать на них одежду и т. д. Дети пытаются помогать в домашних делах: пылесосить, убирать со стола, поливать цветы и даже пытаются мыть посуду, протирать пыль. Конечно, деток нужно в этом поддерживать, это первые росточки самостоятельности, даже если дети это плохо делают и вам придется переделывать.

Что значит поддерживать самостоятельность ребёнка? Это не означает, что ему нужно предоставлять полную свободу действий. Ведь первые проявления самостоятельности детей очень неустойчивы. Ребёнок старается самостоятельно выполнять только те действия, которые для него новы, ещё не освоены. Ребёнок может проявить интерес к застёжке молнии и хватается её застёгивать, яростно борется со шнурками на ботинках, застёгивать и экспериментировать с шарфиком и т. д. Но очень скоро все это ему надоест. Теперь он хочет заняться новым делом – и точка. Поэтому можно сказать: детское требование «Я сам» - это еще только начало дела. Для воспитания самостоятельности важно уметь пробуждать у ребёнка такие мотивы, которые заставляли бы его выполнять уже знакомые действия каждый раз, когда это необходимо.

Один из важнейших мотивов формирования самостоятельности у детей – их стремление к самоутверждению. Как отмечалось, это стремление проявляется очень рано. Уже к 3 годам детки желают показать, что они «большие» и «хорошие», пытаются оказать помощь взрослым в домашней работе, пробуя вытирать стол, подметать пол и т. д.

В воспитании самостоятельности ребёнка большое значение имеет правильное оценивание, которое будет рассчитано на пробуждение детского чувства собственного достоинства. Самое главное, чтобы работа в этом направлении велась с ребенком не от случая к случаю, а систематически, пока у него не выработается нужное отношение к делу.

Советы, которые помогут родителям развивать самостоятельность ребёнка.

Хвалить.

Развитие самостоятельности начинается уже с трех лет, когда ваш ребенок начинает копировать ваши действия. Если дочь убрала сама тарелку в раковину, обязательно похвалите её за это. Это придаст ребенку уверенности и поощрит его к самостоятельным действиям в дальнейшем. Не замечая порывов ребенка к самостоятельности, родители тем самым отбивают у ребенка желание получить новые навыки, так как нет стимула.

Не ругать.

Ребенок решил самостоятельно налить себе воду и разлил всё на скатерть, или разбил стакан. А ведь это его первые шаги к самостоятельности. Когда ваше чадо впервые начнет проявлять самостоятельность, ни в коем случае не останавливайте его, если только нет угрозы здоровью. Даже если вы запрещаете ребенку выполнять определенные действия, например, пользоваться ножом, делайте это спокойно, без ругани. Частая критика в адрес ребенка напрочь гасит в нем желание, веру в свои силы, ребенок начинает думать, что у него никогда и ничего не получается.

Учите ребенка.

Устройте с ребенком соревнование «Кто быстрее оденется в сад или на прогулку, кто быстрее соберет игрушки». В игровой форме научите одевать варежки, прочитав стихотворение «Где мой пальчик» (Н. Саконская), научите завязывать шнурки, читая стихотворение Ш. Галлиева о дрессированных шнурках. Самостоятельный ребенок будет расти на ваших глазах. Не облегчайте жизнь ребенку, чрезмерно помогая ему. Гиперопека родителей – это их злейший враг. Пусть ваш ребенок почувствует себя самостоятельным.

Спрашивайте мнение вашего ребенка, как у взрослого члена семьи. Давайте ребенку проявлять самостоятельность даже при выборе одежды и прически.

Привлекайте ребенка к работе по дому. Ему это очень понравится. Предложите ребенку помочь вам. Ваше чадо с удовольствием повозится с тестом, поможет вам убрать пыль. Совместная работа даст ребенку почувствовать насколько он вам дорог и значим.

Дети вырастают самостоятельными лишь в тех семьях, в которых взрослые, не жалея сил и времени, шаг за шагом терпеливо вырабатывают доступные ребенку данного возраста умения, используя для этого каждый удобный случай.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО.

Наша главная задача воспитать новое поколение, которое уйдет от учебно-дисциплинарной модели и станет более самостоятельным, а формирование самостоятельной личности необходимо решать уже в работе с до...

Консультация для педагогов "Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС"

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспита...

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

«Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для педагогов «Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»...

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»

Консультация для педагогов «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС»...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Мы живём в мире, который с каждым днём становится всё более зависимым от информационных технологий. Знания устаревают настолько быстро, что порой нет смысла зазубривать те или иные параграфы учебника....

Презентация:Теоретические основы поддержки детской инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста

Теоретические основы поддержки детской инициативы  и самостоятельности детей дошкольного возраста...