Эмоциональное благополучие ребенка в семье
консультация

Муралева Наталья Васильевна

Советы и рекомендации родителям по созданию положительного эмоционального благополучия ребенка в условиях семьи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Дельфин» комбинированного вида г.п.п. Чистые Боры Буйского муниципального района Костромской области

СОВЕТЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА

ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ

Эмоциональное благополучие ребенка — это чувство эмоционального комфорта в целом, чувство защищенности и доверия к миру. Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

- в наличии чувства доверия к окружающим;

- в способности проявлять гуманные чувства;

- в способности сопереживать и чувствовать состоянию другого;

- в наличии положительных эмоций и чувства юмора;

- в способности и потребности в телесном контакте;

- в чувстве удивления;

- в вариативности поведения;

- в способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта;

- в способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

- в способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

При неблагоприятных же условиях у детей возникает эмоциональное напряжение и как результат – появляются неврозы. Дети становятся капризными, у них часто меняется настроение (могут быть плаксивы или агрессивны, быстро утомляются, плохо засыпают, грызут ногти, крутят волосы; проявляется энурез и пр.). Часто на эмоциональное состояние детей оказывают негативное влияние страхи (например, боязнь темноты, боязнь оказаться в центре внимания, страх перед каким-либо сказочным персонажем, животным, страх одиночества, потери близких и др.)

Причины таких эмоциональных проявлений могут быть следующими:

- Неблагополучное состояние в семье (частые ссоры, конфликты; аморальное поведение родителей; неполные семьи).

- Разные стили воспитания родителей, несогласованность или завышенные требования к ребенку.

- Чрезмерная строгость родителей, частые запреты, наказания в физической форме.

- Недостаточное проявление заботы, любви и поддержки к ребенку.

  • Способы выражения родительской любви и ласки к ребенку:
  1. Как можно чаще улыбайтесь своему ребенку!
  2. Поощряйте своего ребенка жестами: поглаживанием, обниманием, поцелуем, пожатием руки и т.д.
  3. Радуйтесь успехам ребенка. Не раздражайтесь в момент его временных неудач. Терпеливо, с интересом слушайте рассказы о событиях в его жизни.
  4. Ребенок должен чувствовать, что он любим. Необходимо исключить из общения окрики, грубые слова и интонации. Чаще произносите, что вы его любите, и всегда будете любить, в независимости от его поведения или событий, которые будут происходить в его жизни.
  5. Доверяйте своему ребенку! Предоставляйте свободу действий своему ребенку для возможности почувствовать уважение к себе и значимости его мнения, стимулируйте ребенка к самостоятельному выбору и действиям.
  6. Проводите совместный досуг с ребенком (семейные прогулки, походы; вечерние игры, чтение; совместные хобби, увлечения и т.д.)

  • Правила для родителей «Наказывая, подумай: «За чем?»
  1. При любом наказании ребенок должен быть уверен, что наказание справедливо, что его по-прежнему любят, и даже будучи наказанным, он не остается без родительской любви.
  2. При любом наказании детей они не должны быть лишены удовлетворения их биологических и физиологических потребностей.
  3. Ребенок должен быть информирован о том, за какие проступки последует наказание и в какой форме.
  4. Наказание детей должно носить временный характер. («Ты лишаешься возможности играть в компьютер ровно на три дня»)
  5. При наказании детей следует избегать оскорблений и приклеивания «ярлыков». Противопоставляется только поведение или конкретный поступок ребенка, а не его личность.
  6. При наказании детей исключено припоминание прежних проступков. Вы говорите с ними только о том, за что он наказывается именно сейчас.
  7. Наказание детей должно быть последовательным, а не от случая к случаю.

Неприемлемые способы наказания

  1. Физическое наказание детей, приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий)
  2. Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца», «Ты бестолочь, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.
  3. Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной комнате.

  • Родительская помощь при страхах ребенка:
  1. Относитесь к страхам ребенка серьезно, не игнорируйте и не умоляйте; дайте ребенку возможность рассказывать, чего он боится, избегая при этом оценивающих высказываний («Ты боишься такого маленького паучка?").
  2. Помогайте ребенку выразить страх словами («Ты испугался тогда, когда…»), рассказывайте о собственных страхах.
  3. Дайте описания реально опасных ситуаций (ходить весной по тонкому льду на реке, перебегать улицу в неположенном месте);
  4. Расскажите о «предупреждающих» страхах (боязнь высоты предохраняет от действительной опасности);
  5. Реагируйте на детское восприятие реальных жизненных событий (Ты сильно испугался? Как это случилось? Как этого можно было избежать?).

  • Способы выхода из конфликтных ситуаций

при ссорах с братьями и сестрами:

  1. Как можно более точно и конкретно сформулируйте проблему, причину конфликта.
  2. Дайте возможность каждому предложить свой способ решения конфликта, воздерживаясь от комментариев.
  3. Последовательно обсудите положительные и отрицательные стороны каждого предложения (предложения, неприемлемые для одной из сторон, отпадают);
  4. Примите решение, против которого нет возражений (это не означает, что все дети обязательно будут полностью удовлетворены им).

«Секреты» предупреждения конфликтных ситуаций:

  1. Стремитесь, чтобы ваш ребенок был восприимчив к чувствам, желаниям, мнениям других людей, не всегда совпадающим с его собственным (например, у разных людей разное представление о том, что может быть интересным, скучным, красивым, безобразным, обычным, странным, плохим, хорошим). 
  2. Не следует всеми силами стремиться предотвращать возможные конфликты, не следует относиться к ним как к чему-то только неприятному и обременительному. Любые спорные ситуации (несколько детей, брат и сестра одновременно хотят играть с одной игрушкой, и никто не хочет уступить) надо использовать для приобретения самими детьми опыта разрешения конфликтов. 

  • Способы поддержки ребенка:

          Словами:

  1. Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо.
  2. Ты делаешь это очень хорошо.
  3. У тебя есть некоторые соображения по этому поводу. Готов ли ты начать?
  4. Это сложный вопрос, но я уверен, что ты готов к нему.

            Средствами:

  1. «Комплименты»: красиво; аккуратно; прекрасно; здорово; замечательно; вперед; продолжай и т.п.
  2. Высказывания: я горжусь тобой; мне нравится, как ты работаешь; я рад твоей помощи; спасибо; все идет прекрасно; я рад, что ты в этом участвуешь; я рад, что ты попробовал это сделать, хотя все получилось не так, как ты ожидал.
  3. Прикосновения: обнять, поцеловать; дотронуться до руки; мягко приподнять подбородок ребенка; приблизить свое лицо к его лицу; и т.д.
  4. Совместные действия: сидеть, стоять рядом; вести его; играть с ним; слушать его; принимать вместе пищу и т.д.
  5. Выражение лица: улыбка, подмигивание, кивок, смех и т.д.


Уважаемые родители,

заботьтесь об эмоциональном благополучии своего ребенка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"

Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...

Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»

Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....

Презентация Эмоциональное благополучие ребенка в семье

Цель: Формирование убеждения у  родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию ...

Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...

Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)

Как мы называем свое чадо? Как будим его по утрам? Как общаемся дома? О чем говорим и о чем молчим? Все это оставляет след душе ребенка....

Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»

ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...