Эмоциональное благополучие ребенка в семье (размышления над опытом работы с детьми)
статья по теме
Как мы называем свое чадо? Как будим его по утрам? Как общаемся дома? О чем говорим и о чем молчим? Все это оставляет след душе ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pr.docx | 18.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное благополучие — это состояние душевного благополучия. Основным условием душевного благополучия является спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка.
«Ласковое имя»
Цель: позитивная самопрезентация, установление положительного эмоционального контакта. Взрослый предлагает детям: «Назови себя ласковым именем, так, как тебя называют в семье родные и близкие.
Результат: есть дети, которым это сделать легко. Но есть дети, которым достаточно сложно подобрать к своему имени ласковый вариант, они начинают проявлять тревогу: краснеть, ерзать на стуле, стискивать кулачки и т.п.
Выход: вся группа хором называет его ласково. Еще и еще раз, до тех пор, пока ребенок не выдохнет и не улыбнется (сможет примерить ласковое имя к себе).
Вывод: некоторых детей в семье не называют ласковым именем, либо часто используют безличные ласковые слова типа «солнышко», «зайчик», так сказать, общепринятые, не относящиеся на прямую к личности ребенка.
Интересно: Выбор имени для ребенка – один из наиболее волнительных моментов в жизни родителей. Как правило, этим вопросом мама и папа озадачиваются еще за несколько месяцев до рождения, перебирая десятки – а то и сотни – различных вариантов, почему же потом с легкостью заменяют их на «ляля», «зая» т.п.?
На вопрос : «Кто в семье тебя так ласково называет?», побеждают ответы: «Бабушка». Низкий поклон Вам, дорогие бабушки.
«Чего хочет Колина мама?»
Цель: распознать чувство по голосу.
Взрослый произносит фразу «Подойди ко мне» с разной интонацией. Дети должны догадаться, что хочет сделать мама: приласкать или отругать?
Результат: у детей множество вариантов ответов на строгий голос (наругать, наказать, заставить убирать, попросить не мешать, замолчать, запретить гулять или смотреть телевизор и т.п.) и очень мало вариантов ответов на спокойный голос (накормить или одеть).
Вывод напрашивается из вопроса «Какую интонацию родители используют чаще?» или «Какая интонация детям знакома больше?» Варианта ответа «приласкать» и подобного ему дети не называют (из 11 детсадовых групп по 25 чел. в каждой — не слышала ни разу, не повезло мне).
Интересно: Дети могут отличить печальные голоса от нейтральных уже в трехмесячном возрасте. С раннего возраста родители обращаются к ребенку с любовью и лаской, с высокими интонациями и с улыбкой, даже сюсюкая, а ребенок не понимая значения слов, воспринимает это как очень важную для себя информацию. Куда же потом деваются доброжелательные интонации родителей?
Сказка «Как зайчик обиделся на свою маму (О.Хухлаева)
Цель: укрепить уверенность в родительской любви.
Зайчик увлекся игрой и пришел домой позже, чем договорился с мамой. Мама была очень сердита на него за то, что он опоздал, и отругала Зайчика. …Зайчик очень огорчился и обиделся на нее. «Мама меня совсем не любит. Ведь если бы она любила, то не стала бы наказывать меня. Уйду-ка я из дома», — решил он. Он вышел из дома и пошел в лес. В лесу ночью было очень неуютно, страшно и холодно. Зайчик захотел к маме, но не смог ее простить, поэтому остался в лесу, спрятался под куст и кое-как уснул.
Наступило утро. Зайчик все еще обижался на маму. Но все же решил пойти посмотреть в окошечко, что там мама делает без него. Он тихонько подошел к своему домику, заглянул в окно. А там мама…. Что делает?»
Результат: С этого момента до слов «Правильно, ребята, мама горько плачет без Зайчика» проходит минут 20-25. Все это время я стараюсь подвести детей к этому ответу, но они стоят на своем: «Мама убирает, готовит кушать, моет посуду, полы, даже смотрит телевизор или разговаривает по телефону, сидит за компьютером»
Вывод: безразличие со стороны родителей, равнодушие эмоциональных связей в семье? (пока боюсь утверждать, все еще спрашиваю)
Интересно, в чем же дело? Ведь мы, казалось бы, любим своих детей. Это и так ясно. Когда мы их ругаем, мы хотим научить их жить по-человечески. Когда мы даем им указания, мы передаем им свой жизненный опыт. Это же и так ясно. Можно сказать, мы любим своих детей по умолчанию. И пока мы ТАК любим, они думают, что нам домашние дела важнее.
«У птички болит крылышко — пожалей птичку», «Лисичка грустная, потому что упала», «Обиженный кустик»- дети очень любят эти игры и с удовольствием в них играют: пытаются утешить, пожалеть, погладить, сказать теплые слова.
А потом мы заводим разговор о том, что если упал ребенок – что первое сделает мама? Надеюсь на ответы: «пожалеет», «погладит», «успокоит», но вместо этого я узнаю весь перечень лекарственных препаратов с их точным названием (зеленка, йод, мазь от ушибов, бальзам «Спасатель», настойка….)
Я пытаюсь убедить детей в том, что это произошло неожиданно, на улице и у мамы нет этих средств с собой (они дома). Но дети утверждают, что в маминой сумочке зеленка есть всегда. Неужели они, правда, в этом уверены? Я и раньше знала, что в женской сумочке есть много вещей «на всякий случай», но не думала, что и зеленка входит в ее содержимое. (Ради интереса протестируйте свою сумочку на наличие в ней йода и зеленки, может дети правы, они там есть?)
Я не зря привожу эти примеры. Такие простые упражнения, такие простые жизненные ситуации (мы о них даже не задумываемся) — они все берут свое начало в семье и откликаются в наших детях. Нарушенное детско-родительское, прежде всего материнское, отношение рассматривается как значимый фактор в возникновении определенных нарушений эмоционального развития у детей.
Существенное осложнение эмоционального развития детей, связано с повышением в обществе неблагоприятных воспитательных установок родителей. Это происходит из-за:
- возрастания занятости родителей,
- переноса исконно родительских функций на образовательные учреждения,
- уменьшения и обеднения общения в семье,
- дефицита теплоты и внимательного отношения друг к другу,
- исчезновения совместных форм полезной деятельности ребенка и взрослого.
Я очень надеюсь, что вы чуткий и внимательный взрослый, не отмахнетесь от моих и от детских переживаний. И обыденные жизненные ситуации в семье станут теплее и радостнее. Все в наших руках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"
Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...
Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»
Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....
Презентация Эмоциональное благополучие ребенка в семье
Цель: Формирование убеждения у родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию ...
Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.
Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...
Родительское собрание "Эмоциональное благополучие ребенка в семье"
Собрание для родителей средней группы....
Родительское собрание на тему «Сохранение эмоционального благополучия ребенка в семье»
ЗАДАЧИ: Создать условия для осознания родителями необходимости совместной работы детского сада и семьи для сохранения и укрепления психологического здоровья детей. Помочь родителям понять своих детей,...
Родительское собрание в средней группе «Эмоциональное благополучие ребенка в семье»
Профилактика насилия жестокого обращения с ребеном в семье...