Сказка в жизни дошкольников
методическая разработка
«И нельзя без сказки нам прожить друзья,
Ведь со сказкой проще верить в чудеса.
Ведь со сказкой легче, отыскать нам путь.
В маленькое сердце, дверцу распахнуть».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazka_v_zhizni_doshkolnika.docx | 117.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 23 «Ладушки»
г.Сортавала
Методическая разработка
Составила: Воспитатель
Данелян В.В
«Сказка для ребенка является не просто
фантазией, но особой реальностью, помогающей
установить для себя мир человеческих чувств,
отношений, важнейшие нравственные категории,
в дальнейшем - мир жизненных смыслов.»
Сказка – один из основных жанров устного народного творчества, художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера.
Очень рано ребенок начинает знакомиться с произведениями искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами устного народного творчества. И как добрый, мудрый друг в его жизнь входит сказка.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежность победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно не было.
Сопереживанию, состраданию учат детей сказки. Сказка — это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка — его ум, чувства, воображение, волю. Сказка, игра, фантазия — животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Многолетний опыт убеждает, что эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства, рождающиеся в душе ребенка под впечатлением сказочных образов, активизируют поток мысли, который пробуждает к активной деятельности мозг, связывает полнокровными нитями живые островки мышления. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств — живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить словами. Без сказки — живой, яркой, овладевшей сознанием и чувствами ребенка,— невозможно представить детского мышления и детской речи как определенной ступени человеческого мышления и речи.
Дети находят глубокое удовлетворение в том, что их мысль живет в мире сказочных образов. Пять, десять раз ребенок может пересказывать одну и ту же сказку, и каждый раз открывает в ней что-то новое. В сказочных образах — первый шаг от яркого, живого, конкретного к абстрактному.
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу. В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости
Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки — в глубине ее содержания; созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она — творение народа.
Кажется, что сказка построена на чисто бытовом сюжете: дедушка и бабушка посадили репку, дедушка решил обмануть волка, сделал соломенного бычка, но каждое слово этой сказки — как тончайший штрих на бессмертной фреске, в каждом слове, в каждом образе — игра творческих сил народного духа. Сказка — это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский пишет: «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка. Сказка, фантазия - это ключик, с помощью которого можно открыть эти истоки, и они забьют животворными ключами …»
Сказка лечит, сказка греет, сказка учит жить
Кто из нас не любил сказку в детстве? Наверное, не найдётся такого человека. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Сказки преподносят детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие), ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Сказка, ее композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию ребёнка, — все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.
Слово "сказка" в его современном смысле появилось только в 17 веке. До этого говорили "байка" или "басень" (от слова "баять" - рассказывать).
Сказка – весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Она не поется, как песня, а рассказывается. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а нередко таинственные и странные события: действие же имеет приключенческий характер.
Сказка – это особый мир, где возможно всё. Повзрослев, начинаешь понимать, что не так-то всё просто. Да и дети попозже понимают, что сказка – это всего лишь выдумка, но всё равно её любят. Интересно знать, почему? Сказковед В. П Аникин замечает: «Сказочная фантастика утверждает человека в светлом приятии жизни, полной забот и свершений. Преследуя социальное зло, преодолевая жизненные препятствия, разоблачая козни против добра, сказки зовут к преобразованию мира на началах человечности и красоты»
Что же такое сказка, каково её определение. Разные ученые давали множество определений. Так что же такое сказка? Что таит она в себе? Чем так привлекательна?
В энциклопедическом литературном словаре дается следующее определение сказки:
1. Сказка – это один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.
2. Сказка – устное народное произведение, возникшее в устах талантливых сказителей в непосредственном общении рассказчика со слушателями, и название свое получила от слова: «сказывать».
Какую же роль несет в себе сказка? Учеными доказано, что чтение сказок необходимо для развития ребенка. Язык сказки доступен и понятен ребенку. Сказка проста и в то же время загадочна. Сказка способствует развитию воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки также понятен ребенку. Ребенок еще не умеет мыслить логически, и сказка никогда не утруждает ребенка какими-то логическими рассуждениями. Ребенок не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. С помощью сказок можно метафорично воспитывать ребенка, помогать преодолевать негативные стороны его формирующейся личности. Например, жадному, эгоистичному ребенку полезно послушать сказку «О рыбаке и рыбке», «О двух жадных медвежатах», пугливому и робкому – «О трусливом зайце» шаловливому и доверчивому помогут «Приключение Буратино», активному и подвижному непоседе – «Кот в сапогах».
Профессор Ленинградского государственного университета В. Я. Пропп (1895-1970) вошел в историю мировой филологической науки ХХ века как один из наиболее значительных теоретиков и исследователей. Он исследовал исторические корни сказки, его работы о сказке были переведены на многие языки и известны каждому фольклористу.
В. Я. Пропп пишет: «Эмпирически все мы как будто очень хорошо знаем, что такое сказка и имеем о ней более или менее ясное представление. Мы, может быть, храним о ней поэтические воспоминания, помним её с детства. Мы интуитивно чувствуем её обаяние, наслаждаемся её красотами, смутно понимаем, что перед нами что-то очень значительное. Короче говоря, в понимании и оценке сказки нами руководит поэтическое чутьё»
Общие черты сказки выделены, но сказок в мире огромное множество и все они имеют отличия. Значит, сказки можно классифицировать.
Первым из ученых сказковедов к этой проблеме обратился А. Н. Афанасьев, так как он являлся собирателем сказок, ему необходимо было упорядочить огромный и пёстрый сказочный материал. Вот как выглядит его система:
- Сказки о животных, предметах, растениях, стихиях;
- Волшебные, мифологические, фантастические;
- Былинные;
- Исторические сказания;
- Новеллистические или бытовые;
- Докучные;
- Прибаутки.
Сказка неотделима от красоты. Она способствует развитию эстетических чувств, а значит, способствует развитию благородства души, сердечной чуткости к человеческому несчастью. «Благодаря сказке,- пишет В.А.Сухомлинский,- ребёнок познаёт мир не только умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу». В сказке черпаются первые представления о справедливости и несправедливости
Таким образом, сказка для ребенка является не просто фантазией, но особой реальностью, помогающей установить для себя мир человеческих чувств, отношений, важнейших нравственных категорий, в дальнейшем – мир жизненных смыслов. Сказка выводит ребенка за рамки обыденной жизни и помогает преодолеть расстояние между житейскими и жизненными смыслами.
О роли сказки в жизни ребенка говорится в исследованиях и разработках Л. Стрелковой, Л. Фесюковой, В. Проппа, Д. Родари,
К теме " работы над сказкой" я обратилась потому, что в наше время проблема отсутствия интереса к чтению у детей дошкольного возраста является наиболее актуальной. Народные сказки детям заменили зарубежные комиксы, фильмы. Раньше книга воспитывала начинающего жить человека, а теперь о значении этого воспитатели стали забывать.
Причины ослабевающего интереса к сказке кроются и в загруженности воспитателей и в недостаточном внимании родителей к своим детям, к ознакомлению их с народным творчеством.
Цель - обобщить опыт использования сказки в воспитательно-образовательной работе с детьми-дошкольниками, обеспечивающий детское развитие в целом и творческих способностей в частности.
Параллельно необходимо решить следующие задачи:
- Воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству
- Воспитывать нравственные качества детей через русскую народную сказку
- Развивать детское творчество посредством драматизации сказок
- Организовать работу с родителями по воспитанию интереса у ребенка к русской сказке
РОЛЬ СКАЗКИ В ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка, его ум, чувства, воображение, волю.
В.А. Сухомлинский
Наверное, многие согласятся, что самые яркие воспоминания из детства – это сказки, рассказанные на ночь тихим мелодичным голосом мамы и веселые персонажи, рожденные, зачастую, озорным сказочным воображением. Эти воспоминания до сих пор дарят нам ощущение родительской заботы и тепла, переносят в волшебный мир детства. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо целиком хорошие, либо целиком плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных чувств. Ребенок чаще всего ставит себя на место положительного героя. Это происходит потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Также можно сказать, что сказка прививает добро, а не только поддерживает его в ребенке. Но чтобы развить определённые качества и способности с помощью сказки, надо уметь преподать материал, чтобы принести наибольшую пользу детям.
Какими же методами, приемами можно способствовать возрождению утраченного интереса к сказке? Как построить свою работу, чтобы в душе ребенка зажегся огонек пытливости, любознательности к художественному произведению, чтобы желание обратиться к сказке, к книге, сопутствовало ему всю жизнь.
Вначале своей работы собрала коллекцию сказок в группе. В этом большую помощь оказали родители. С этой целью провела с ними ряд консультаций и бесед: «Роль сказки в жизни малыша», «О чем рассказывает сказка», «Как надо читать сказки». В дальнейшем составила картотеку по народному фольклору с использованием практического материала : художественное слово, прибаутки, потешки, загадки и др. Большое значение придаю обыгрыванию сказок с помощью различных театров: пальчиковый, кукольный, фланелеграф, теневой театр.
В своей работе с детьми дошкольного возраста пользуюсь рекомендациями Сухомлинского из книги «Сердце отдаю детям» о том, как следует читать детям. Знакомство ребенка со сказкой начинаю с выразительного чтения ее содержания Стараюсь, чтобы дети слушали сказки в обстановке, которая помогала бы более глубокому восприятию сказочных образов, например, в тихий вечер в уютной обстановке, на улице летом, перед сном. Сказки беру яркие, образные, небольшие. Считаю, что нельзя давать детям множество впечатлений, так как может притупиться чуткость к рассказанному. Не следует много говорить. Ребёнок должен уметь не только слушать мои слова, но и молчать. Потому, что в эти мгновения он думает, осмысливает новое. Поэтому стараюсь дать ребёнку подумать. По мнению Сухомлинского, это одно из самых тонких качеств педагога. Например, при чтении рассказов о «докторе Айболите» К.И .Чуковского, детям предлагаю подумать, чем важен труд Айболита, представить себе его работу, место жительства .
Детям надо пережить борьбу зла и добра, понять, что в сказке отражены представления человека о правде, чести, красоте. Без сказок мир стал бы неинтересным. Из сказки «Заюшкина избушка» дети сделали вывод: с помощью добрых друзей зайчишке удалось вернуть свою избушку. Дети смогли ярко охарактеризовать поступки лисы, наделяя ее различными эпитетами.
В сказках много юмора. Это их чудесное свойство развивает у детей чувство реального и просто веселит, развлекает, радует, приводит в движение душевные силы. Детям очень полюбился славный толстячок Вини Пух. Они радуются и смеются вместе с ним, разделяя все его проделки и веселые истории.
Однако сказки знают и печаль. Как резко контрастны здесь переходы от печали к веселью! Чувства, о которых говорится в сказках, столь же ярки, как и детские эмоции. Ребенка легко утешить, но легко и огорчить. Плачет заяц у порога своей избушки, его выгнала коза. Ребёнку тоже грустно, ему жаль зайку. Петух прогнал козу — радости зайца нет конца. Весело и слушателю сказки. Малыш с горячим сочувствием следит за всем, о чем говорится в сказке: радуется победам Ивана-царевича, чудесам Василисы Премудрой, огорчается их невзгодам.
Особое внимание следует обратить на то, что сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функции воображения (воссоздающего и творческого). Воображение тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями: восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением, оказывая тем самым влиянием на становление личности в целом. Предлагаю детям подумать и представить продолжения к хорошо знакомым сказкам, например: что сделал дед с репкой, после того, как ее вытянули? (ели всей деревней, наварили варенья, угостили всех животных, про него написали в газете и тд). Почему дед не мог вытянуть репку? Крот держал в земле, с ее обмотался вокруг большого дуба и пр.
Воображение - есть фантазия, открывает новый необычный взгляд на мир, обогащает жизненный опыт, питает творчество. Необходимо развивать воображение и творчество дошкольника: играть со сказкой, рисовать ее, инсценировать, сочинять. После чтения таких сказок, как «Заяц и еж», «Три поросенка», «Теремок» предлагала детям нарисовать эти сказки, вылепить ее героев. Дети объединяли свои работы в единый сюжет, пересказывая сказки, наделяя героев разными эпитетами, придумывая им имена, клички, черты характера.
Существует такая поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.
В сказке «Рукавичка» нравственный урок я предлагаю раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде».
Пробую применять и такой раздел, как «Воспитание добрых чувств». В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют сказки. По многим причинам: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства малышей в нужное русло
Значение сказки огромно. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка помогла мне ввести детей в круг таких отношений, которых ребенок в реальной жизни может не замечать. Слушая сказку, дети моей группы постигают окружающий мир, взаимоотношения людей, учатся преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра и справедливости.
- Сказка информативна. Любая сказка несет в себе какую-то информацию
- Сказка безгранична. Дополняя, изменяя, обогащая сказку, мы с ребенком преодолеваем самоограничения и дополняет, изменяет и обогащает свою жизнь.
- Сказка наглядна. Обращаясь к сказке, использую музыкальные инструменты, художественные продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации, поделки), психологический кукольный и драматический театр.
- Сказка эмоциональна. Через участие в сказке ребенок накапливает положительный эмоциональный заряд, формирует свой социальный навык взаимодействия с людьми.
- Сказка мудра. Через сказку я имею возможность передать ребенку новые способы и алгоритмы выхода из сложившихся ситуаций.
Каждая сказка несет нравственный урок. И на их основе дети учатся отличать добро и зло, сопереживать героям. Первые шаги драматизации сказок сплотили ребят, подружили их, увлекли в мир сказки, объединили нас, воспитателей , родителей и детей в одну большую семью. Дети стали коммуникабельней, охотно вступают в контакт со сверстниками и взрослыми.
Вместе с тем, требуется проводить больше воспитательной работы с детьми, развивая такую добродетель, как чуткость и сострадание, сопереживание. Необходимо больше беседовать на такие темы в свободные минуты. Чтоб ребёнок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сейчас в наше время нужно возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, с воспитания у них любви к сказке, как к народному творчеству.
Хотя, конечно, дети могут сочувствовать, сопереживать. Это видно по проведённым беседам, наблюдениям. Но наша задача – не дать задавить эти ростки реальностью жестокой жизни, а делать всё необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребёнка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребёнка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребёнка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств. И это нужно дать послушать детям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сказка в жизни дошкольника.
Статья о роли сказки в развитии личности маленького человека....
Роль сказки в жизни дошкольника
В дошкольном возрасте у детей бурно развивается воображение, которое ярко обнаруживает себя в игре и при восприятии художественных произведений. Особенно детям дошкольного возраста нравятся сказки. Ск...
Роль сказки в жизни дошкольника
Сказка-ложь,да в ней намёк......
Музыкальная сказка в жизни дошкольника.
Музыкальная сказка в жизни дошкольника. Фото....
Роль сказки в жизни дошкольника.
Сказка для ребенка - не что иное, как особое средство постижения жизни, способ познания, постижение реальной действительности....
«Роль сказки в жизни дошкольника»
консультация для родтетлей...
Статья: «Значение сказки в жизни дошкольника»
Мы живем в интересное и сложное время, когда на многое начинаем смотреть по-иному, многое заново открываем и переоцениваем. Едва ли не в первую очередь это относится к нашему далекому прошлому, которо...