Картотека игр и игровых упражнений по образовательным областям
картотека
Предварительный просмотр:
Картотека игр и игровых упражнений
для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточностью)
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Ладушки
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры (проводится индивидуально или с небольшой группой детей). Взрослый сажает ребенка перед собой, ласково берет его руки в свои и, ритмично похлопывая его ладошками, говорит потешку: «Ладушки, ладушки, где были, у бабушки», повторяя 2–3 раза.
Иди ко мне
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший». Когда ребенок подходит, взрослый его обнимает: «Ах, какой ко мне хороший Коля пришел». Игра повторяется.
Возьми шарик
Цель. Формирование эмоционального контакта со взрослым.
Оборудование. Три воздушных шара.
Ход игры. Взрослый надувает шар, завязывает его и протягивает ребенку: «На возьми». Когда ребенок немного подержит шар, педагог просит: «Дай мне». Показывает, как шар летает, и снова отдает его ребенку. При этом выражает радость, удовольствие от игры: «Какой красивый!», «Как летает!», оживленно хлопает в ладоши.
Упражнение «Делаем вместе»
Цель. Формирование представлений о частях тела, формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры:
Читаем стихи, сопровождая их движениями (рука в руку с ребенком):
Вова (имя ребенка) хлопать как умеет,
Своих ручек не жалеет:
Хлоп - хлоп, хлоп - хлоп!
Вова топать как умеет,
Своих ножек не жалеет:
Топ - топ, топ - топ!
Ручками захлопали:
Хлоп - хлоп - хлоп!
Ножками затопали:
ТОП — ТОП — ТОП.
При многократном проговаривании текста побуждаем ребенка к совершению самостоятельных движений руками и ногами в комфортном для него темпе.
Упражнение «Водичка, водичка»
Цель. Формирование представлений о частях тела, формирование эмоционального контакта со взрослым.
Ход игры: Рассказываем сокращенный вариант потешки:
Водичка, водичка! Умой мое личико,
Умой глазки, Умой ротик, Умой носик,
Умой ушки!
(совершаем воображаемые действия руками по лицу).
Образовательная область «Познавательное развитие»
Игра «Большие и маленькие»
Цель. Учить различать предметы по цвету, по величине.
Оборудование: большие и маленькие бусинки разного цвета.
Ход игры: Взрослый говорит, что к ним в гости пришла кукла Маша и просит сделать для неё бусы. Нанизываем на нить большую бусину, потом маленькую. Таким образом собираем бусы, надеваем их на куклу. От лица куклы обязательно благодарим малыша. Эта игра может быть предложена на различение по цвету, например, взять только синие бусинки, а жёлтые пусть останутся в коробочке. Взрослый должен использовать в своей речи слова: «разные», «такой же», «одинаковые».
Игра «Какой мячик больше?»
Цель. Учить различать предметы по величине.
Оборудование: мячи разного размера.
Ход игры: Необходимы несколько мячей разной величины. Взрослый просит ребёнка принести сначала самый большой мяч, потом поменьше, потом самый маленький. Обязательно использовать слова «самый большой», «поменьше», «больше», «самый маленький» и тому подобные, обозначающие величину.
Игра «Построим башню»
Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, учить строить по подражанию.
Оборудование: кубики.
Ход игры: Взрослый и ребёнок строят башню из кубиков. Взрослый даёт возможность ребёнку убеждаться во всём на собственном опыте, например, чтобы башня была устойчивой, внизу должен быть самый большой кубик, выше — поменьше, а ещё выше — совсем маленькие. Для сравнения кубики надо прикладывать друг к другу.
Прокати шарики
Цель. Развивать зрительно-двигательную координацию, закреплять хватание щепотью, развивать соотносящие действия.
Оборудование. Желоб для скатывания, цветные шарики в коробке, корзина.
Ход игры. Педагог показывает, как брать шарики щепотью и класть их на верхний конец желоба. Обращает внимание, что шарик катится по желобу в корзину. Затем по подражанию дети по одному повторяют действия педагога. Остальные следят, как катится шарик. Каждый ребенок прокатывает 2–3 шарика.
Упражнение «Найди и покажи»
Цель. Формирование представлений о частях тела, развитие внимания, зрительного восприятия.
Оборудование: предметная картинка с изображением куклы.
Ход игры: Ребенку предъявляется предметная картинка с изображением человека или куклы. Попросите малыша показать свою ножку и найти ножку у куклы на картинке.
Образовательная область «Речевое развитие»
Упражнение «Кто там»
Цель. Учить ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки).
Оборудование: предметные картинки с изображением животных.
Ход игры: Перед ребенком последовательно выкладываются предметные картинки с изображением животных. Вопросы к малышу: "Кто это? Как кричит?" Затем взрослый, скрывая губы за экраном, последовательно воспроизводит звукоподражания, а ребенок показывает соответствующую картинку («мяу» - кошка, «му» — корова, «ква» - лягушка и др.)
Упражнение «Кто молчал»
Цель. Учить ребенка различать звукоподражания с опорой на зрительное восприятие (предметные картинки). Развивать фонематический слух.
Оборудование: предметные картинки с изображением животных.
Ход игры: В гости к малышу по очереди приходят животные и здороваются с ним: сначала собака - «ав-ав», потом кошка - «мяу-мяу», а лягушка молчит. Взрослый фиксирует внимание ребенка на этом, просит ребенка назвать животное, чей голос он не услышал (игра проводится с использованием картинок).
Игры с сюжетными игрушками
Цель. Понимание обращенной речи, выполнение действий по инструкции взрослого.
Оборудование: сюжетные игрушки.
Ход игры: Ребёнок и взрослый обыгрывают игрушки, малыш повторяет действия за взрослым. Например, взрослый показывает ребёнку: «Как спит Ляля? Покачаем куклу. Бай-бай!», «Мишка едет на машине. Би-би!»
Игра «Снежинки»
Цель. Научить ребёнка правильному выдоху.
Оборудование: кусочек ваты.
Ход игры: Вместе с ребёнком взрослый сдувает кусочки ваты с ладошки и поёт песенку про снежок:
Снег, снег кружится,
Белая вся улица.
Встали, встали мы в кружок,
Завертелись, как снежок.
Игра «Наша Таня громко плачет»
Цель. Активизация речевого подражания .
Оборудование: кукла Таня, мяч.
Ход игры: «Наша Таня громко плачет. А-а-а! Почему это Таня плачет? Уронила в речку мячик? Что уронила? Покажи. Как она плачет? А у тебя есть мяч? А где он?».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Игра «Где звенит?»
Цель. Развитие слухового восприятия, знакомство с музыкальными инструментами
Оборудование: погремушка.
Ход игры: Взрослый сначала звенит погремушкой перед лицом ребёнка, затем перемещает её в стороны. Отходит от ребенка на расстояние. В дальнейшем игрушку можно прятать за ширму.
Игра «Постучи музыкальным молоточком»
Цель. Развитие слухового восприятия, знакомство с музыкальными инструментами.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Ход игры: Взрослый показывает молоточек и называет его, затем стучит им по коробке и даёт возможность сделать это ребёнку (так же и с другими простыми музыкальными инструментами: барабаном, бубном, звучащими игрушками).
Упражнение «Найди такую же»
Цель. Учить ребенка различать немузыкальные шумы.
Оборудование: звуковые коробочки.
Ход игры: Взрослый учит ребенка различать немузыкальные шумы (звуковые коробочки ) и выделять одинаковые по звучанию. Он знакомит ребенка со звучанием коробочки, наполненной горохом.
Упражнение «Сделай гриб»
Цель. Продолжать учить детей воспроизводить образец из двух частей.
Оборудование. Заготовки из картона (отдельно шляпки и ножки) по числу детей.
Ход. Педагог рассаживает детей вокруг маленького стола, на нем зеленый лист бумаги. «Тут лужайка, на ней сейчас вырастет много грибов», говорит педагоги раздает детям заготовки. За экраном складывает из своих заготовок гриб, помешает его на лужайке и предлагает детям сделать такие же.
Упражнение «Заборчик»
Цель. Продолжать учить правильно брать отдельные предметы и группы мелких предметов; развивать координацию обеих рук; формировать целенаправленность действий и эмоциональное отношение к игре; подражать действиям взрослого.
Оборудование. Готовые маленькие домики из конструкторов «Построй поселок» и «Конус», маленькие игрушечные котята.
Ход игры. Педагог раздает детям домики и говорит, что в них живут маленькие котята, вокруг их дома нужно построить забор, чтобы в дом не забежала собака. Строит забор последовательно, соединяя элементы конструктора. Затем раздает элементы и дети также строят заборы. Взрослый оказывает им необходимую помощь. Когда постройка закончена, педагог берет одного котенка и обыгрывает постройку (вводит котенка во двор, тот как бы осматривает дом и т.п.). После этого раздает детям котят и они играют с игрушками.
Образовательная область «Физическое развитие»
Обезьянка
Цель. Учить детей подражать мелким движениям.
Оборудование. Игрушка обезьянка.
Ход игры. Дети сидят за столами. Педагог говорит, что у него есть обезьянка, показывает игрушку, рассказывает, как обезьянки любят подражать. Одной рукой взрослый делает движения, а другой повторяет их у обезьянки (поднимает руку, опускает, машет кистью, стучит рукой по столу). Потом предлагает детям стать «обезьянками» и повторять за ним движения руками. Игрушечная обезьянка хвалит малышей.
Птички
Цель. Учить детей подражать действиям взрослого, развивать эмоциональный контакт взрослого и ребенка.
Ход игры. Взрослый приглашает всех детей подойти к нему: «Делайте, как я. Полетим, как птички»,– говорит он и поднимает руки в стороны, взмахивает ими, бежит по комнате, увлекая за собой детей. Они повторяют движения. Тем, кто не выполняет нужных движений, взрослый поднимает их руки, помогает ими действовать. Потом говорит: «Птички клюют зернышки». (Присаживаются на корточки.) Делайте так». (Стучит рукой по полу.) Дети подражают. Игра повторяется 2–3 раза.
Прокати мяч
Цель. Учить детей подражать действиям взрослого с предметом.
Оборудование. Мячи, воротца.
Ход игры. Педагог садится у одного края стола, ребенок у другого. Между собой и ребенком взрослый ставит воротца, берет мяч и говорит: «Делай, как я», прокатывает его через воротца к ребенку. Тот должен прокатить мяч обратно. Затем сажает детей парами и они катают мяч друг к другу.
Переложи игрушки
Цель. Учить брать мелкие предметы щепотью, развивать координационные действия обеих рук.
Оборудование. Мелкие предметы (фишки, пуговицы, мозаика), подносики, высокий сосуд, желательно прозрачный.
Ход игры. Дети сидят за столами, перед каждым сосуд, справа от него на небольшом подносе лежат мелкие предметы. Такие же предметы на столе у педагога.
Он показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей, что второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать так же.
Игра «По маленькой дорожке, по большой дороге»
Цель. Двигательное развитие ребенка. Развитие крупной моторики.
Оборудование: дорожки.
Ход игры. Взрослый предлагает ребёнку пройти по доске (по длинной — «большой», по короткой — «маленькой») и приговаривает:
По большой дороге идут наши ноги.
По маленькой дорожке идут наши ножки. Аналогично можно провести игру, взяв клеёнку («гладкая дорожка») и специальный коврик с шипами («шершавая дорожка»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и игровых упражнений на закрепление понятия "Величина" для всех возрастных групп.
Дидактические игры, подвижные игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»Для детей 2-ой младшей, средней, старшей и подготовительной к школе групп....
Картотека игр и игровых упражнений для формирования доброжелательных отношений в группе старших дошкольников
Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений с целью формирования доброжелательных отношений в группе старших дошкольников, сплочения детского коллектива....
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи
Картотека игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи. В картотеке представлены игры и упражнения на формирование речевого дыхания, правильной артикуляции, фонематического слуха дл...
Картотека игр и игровых упражнений по развитию памяти дошкольников
Поборка игр и упражнений по развитию памяти дошкольников будет полезна воспитателям, педагогам-психологам и родителям. В картотеку вошли игры и упражнения с предметами, наглядням материалом, словесные...
КАРТОТЕКА ИГР И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТОНАЦИОННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ РЕЧИ
Речь грамотного человека должна отличаться чёткостью дикции, интонационной и орфоэпической правильностью, логической ясностью, эмоционально-образной выразительностью. Дошкольный возраст оптимален для ...
Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы
Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы...
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшей группы «Путешествие весеннего ручейка». С использованием современных образовательных технологий: игровые, моделирование, здоровьесберегающие. Образовательная Область «Речевое развитие»
Систематизировать и закреплять знания детей о весне, весенних явлениях природы, весенних месяцах....