Отчет по предметно пространственной развивающей среде
консультация (средняя группа)

Чебунина Татьяна Васильевна

отчет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pprs_srednyaya_gruppa.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Развивающая предметно-пространственная среда в средней группе «Колобок»

     Организация развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в средней группе построена в соответствии с ФГОС ДО, основываясь на индивидуальных и возрастных особенностях детей. РППС дает возможность наиболее эффективнее развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. «Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» (согласно ФГОС п.1.6. (4)).

      Все пространство РППС группы соответствует санитарно–гигиеническим требованиям. В зависимости от образовательного процесса пространство группы может трансформироваться. Столы, стулья и некоторые модули переставляются от задуманной ситуации.

Для конструирования и сооружения построек используется свободное пространство на полу. Все оборудование расположено по центрам, на открытых полках. Что позволяет детям объединятся детям по общим интересам. РППС организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств для того, чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами в 2-4 человека. «Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной» (согласно ФГОС п.3.3.4.) Вся мебель в группе соответствует росту и возрасту детей.

     В предметно – пространственной развивающей среде чётко прослеживаются все пять образовательных областей: 1) социально-коммуникативное развитие, 2) познавательное развитие, 3) речевое развитие,  4) художественно-эстетическое развитие, 5) физическое развитие.

Социально-коммуникативное развитие.

     В социально-коммуникативную область входит центры: центр ПДД, центр пожарной безопасности, центр труда и уголок дежурства, центр игровой активности (центр сюжетноролевых игр). Центр ПДД Основной целью организации деятельности в центре по правилам дорожного движения с детьми является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах. Центр содержит не только наглядно-демонстрационный материал, но и атрибуты для обыгрывания различных ситуаций. Хорошим дидактическим пособием служит коврик с разметкой улиц, где дети разворачивают свои сюжеты. Дидактический материал: «Советы светофора», «Уроки безопасности», «Дорожные знаки», «Веселые перекрестки», лото «Дорожные знаки», «Транспорт», «Один дома», «Осторожно пожар», «Транспорт». Наборы машинок, знаков, фигурки человечков, малый строительный материал. Подобрана детская художественная литература: рассказы, стихи, загадки, «Дорожная азбука». Центр труда и уголок дежурства Задачи: формировать ответственное отношение за порученное дело; воспитывать заботу друг о друге, желание оказать помощь младшему воспитателю, работать аккуратно и старательно; уметь правильно сервировать стол. По содержанию труда дежурство делится на 3 составляющие: дежурство в столовой, подготовка к занятиям, дежурство в уголке природы. В уголке дежурного оформлен стенд «Мы дежурим», находится всё необходимое для работы: фартуки, шапочки, совки, подносы. Размещен список группы, алгоритм сервировки стола, карточки схемы на каждого ребенка. Вазочки для салфеток и хлебницы находятся в доступном месте, чтобы детям было удобно самостоятельно брать их и убирать после использования. В средней группе каждый дежурный обслуживает один стол. Центр игровой деятельности (центр сюжетно-ролевых игр) Центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. Центр размещается в удобном для детей месте, чтобы дети чувствовали себя владельцами игрушек, имели свободный доступ к художественным материалам, наглядности. Имеются атрибуты для сюжетно-ролевых игр: наборы игрушек и предметов, помогающих отразить социальный быт (мебель, посуда, орудия труда, куклы, фигурки животных – взрослых и детенышей, предметы-заместители). Сюжеты, которые дети могут развернуть в данном центре, разнообразны: «Семья», «Магазин» (продуктовый, игрушек, одежды), «Детский сад», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Салон красоты», «Кухня», «Строители», «Моряки», «Гараж», «Кафе», «Автомастерская», «Цирк», «Почта», «Зоопарк Сафари», «Путешествие на дачу» и т.д... Внесение в РППС атрибутов для сюжетно-ролевой игры: «Магазин» вызвало у детей желание стать продавцами различных товаров. В результате появились сюжетно-ролевые игры: «Супермаркет», «Пиццерия», «Столовая», «Кафе». Внесение в «Парикмахерскую» бус, заколок, шарфов, платков способствовало возникновению сюжетно-ролевой игры «Салон красоты», после чего игра переросла в «Центр красоты и здоровья». Таким образом, развивающая среда группы является вариативной. Центр патриотического воспитания. Задачами работы в центре являются: расширять и накапливать представления о семье, о стране, о крае, об истории родного города, в котором они проживают. В этом возрасте возникает больше возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания детей. Материалы центра пополняются работами детей: рисунки, тематические альбомы «В кругу семьи», «Мой Красноярск», «Мой дом», «Зоопарк флоры и фауны «Роев ручей»», «Заповедник Столбы», «Столица России - Москва», «По страницам Красной книги», «По страницам книги рекордов Гиннеса» созданными совместно со взрослыми. В начале сентября изготавливается стенгазета: «Как я провел лето». Дидактический материал: «Город, улица, дом. Квартира, мебель», «Город Красноярск». В работе использую различные дидактические игры: «Достопримечательности нашего города», «Как я провел свои выходные», «Расскажи, где ты живешь», «Наша страна – Россия». Центр уединения. С целью обеспечения детям психологического комфорта в группах ДОУ создаются специальные уголки уединения, или зоны релаксации. На достижение этого направлено решение ряда задач: Центр предназначен для успокоения и расслабления, где ребенок может удобно устроиться на диване, спокойно посидеть, снять напряжение, почитать книгу, понаблюдать за своими друзьями или просто отдохнуть. Помочь дошкольникам освоить приёмы регуляции своего настроения, способам обрести уверенность в себе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (согласно ФГОС п.2.6).

В познавательное развитие входят следующие центры: центр познавательноисследовательской деятельности, центр конструирования, центр ФЭМП, центр ознакомления с миром природы. Центр познавательно-исследовательской деятельности В центре природы созданы условия для обогащения представлений детей о многообразии природного мира, воспитания любви к природе и бережного отношения к ней, а также приобщения детей к уходу за растениями, формирование экологической культуры. В нём размещены цветы с разной формой и величиной листьев, разнообразными стеблями; календарь погоды; муляжи фруктов и овощей; демонстрационный материал: «Перелётные птицы», «Дикие животные», «Животный мир севера», «У бабушки в деревне», «Рыбы», «Деревья», «Хлеб всему голова», «Времена года», и др.; В центре отображается тема недели. Этот центр сочетает в себе центр экспериментирования и представлен лабораторией с наличием материалов для наблюдений и экспериментирования: весы, микроскопы, емкости с сыпучим, жидким, твердыми веществами, мерными ложечками, сосудами для опытов. Составлена картотека опытов, есть инструкции, алгоритмы, различные схемы, модели, «Научная тетрадь». Оборудование для экспериментов: лупы, магниты, микроскоп, различные ёмкости, природные наполнители и др. Дидактические игры: «Когда это бывает», «Их чего мы сделаны», «Береги живое», «В саду, в поле, в огороде», «Почемучки», «Парочки», «Тайны живой природы», «Где растет огурчик», «Что в моей корзинке», «Времена года», «В саду, на поле, в огороде», «Что где находится», «Кто и что (живое и неживое)», «Земля и солнечная система» и др. энциклопедическая литература. Весь материл доступный, меняется в зависимости от времени года, согласно комплексно-тематического планирования и событийной жизни группы и ДОУ. Центр ФЭМП. Деятельность в центре направлена на развитие логико-математических представлений о математических свойствах и отношениях; развитие инициативности и активности детей. Содержит необходимый материал для формирования элементарных математических представлений. Это и счетный материал, дидактические игры на логику, форму, цвет, величину, временно - пространственные отношения. Подбор игрового материала соответствует возможностям и уровню развития воспитанников группы. Каждый ребёнок выбирает для себя игру по интересам. Мною подобраны и изготовлены следующие пособия: «Геометрическое лото», «Найди фигуру», «Собери урожай», «Сколько не хватает»; игры для развития логического мышления: «Наблюдательность», «Учимся сравнивать», «Найди, каких игрушек не хватает», «Танграм», головоломки, логические задачи, кубики, шашки, развивающие книги, счётные палочки, магнитные доски. Центр конструирования. Задачи: в центре строительно-конструктивных игр дети закрепляют навыки коллективной работы, распределяют обязанности (роли), планируют процесс строительства постройки. В центре находятся разные конструкторы: крупный строительный материал, деревянные конструкторы, пластмассовые конструкторы, конструктор - дупло, конструктор - лего, автодорога, конструктор «Смешарики»; схемы, альбомы моделей построек. Имеются разные наборы строительного материала: конструктора (мелкие, крупные, «Лего», деревянные, пластмассовые и др.); разнообразный настольный конструктор, дополнительные детали конструктора, схемы образцы построек, фотоальбомы (архитектурные сооружения и детские постройки).

В речевое развитие входят следующие центры: центр развития речи, центр художественной литературы и способствует овладением речью как средством общения и культуры; Центр художественной литературы Деятельность детей в этом центре развивает познавательные и творческие способности средствами детской художественной литературы. Здесь представлены книги в соответствии с основной образовательной программой и тематическим планированием: сказки, стихи, юмористические книги с яркими смешными картинками, книги, которые дети приносят из дома. Так же представлены портреты поэтов и писателей. книжки-малышки, альбомы для рассматривания, книги и иллюстрационный материал по краеведению. В наличии любимые книги детей, книги, которые дети приносят из дома, для чтения всему детскому коллективу группы. Центр развития речи Задачи: способствовать развитию речи ребёнка дошкольного возраста, обеспечивать возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка, Центр расположен рядом с центром книги. Оснащен настольно-печатными играми и ребусами, сюжетными картинками для речевого творчества. Дидактический материал: «Когда это бывает», «Назови сказку», «Расскажи о животных», «Расскажи сказку», «Назови игрушку», «Назови звук».

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно смыслового восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; Центр музыки и театра - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театрализованной деятельности дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Насыщенность центра разнообразными театрами: теневой театр, наборы резиновых игрушек по сказкам, пальчиковый театр, театр на прищепках, перчаточный театр, театр Би-ба-бо, деревянный театр и др., помогает детям создавать свои сказки и истории, использовать декорации, сделанные совместно со взрослыми. Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальные инструменты доставляют детям много радостных минут и развивают фонематический слух и чувство ритма. У детей всегда есть возможность самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Для этого в нашей группе создан музыкальный центр, который помогает моим воспитанникам переносить полученный на музыкальных занятиях опыт в другие условия, помогает утвердиться чувству уверенности в себе, активности, инициативе. Группа оснащена аудиотехникой, фонотекой. Центр изобразительного творчества формирует у детей умения творить прекрасное в своей повседневной жизни. Деятельность в центре позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Он способствует развитию творчества, фантазии, закрепляет навыки, полученные на занятии. Расположен материал для изобразительной и творческой деятельности детей (цветная бумага, альбомы, трафареты, кисти, краски, карандаши, восковые мелки, стеки, пластилин, клеёнки, баночки для воды, неоформленный материал: листья, палочки, ватные диски, ватные палочки, и т.д.). Оснащение центра происходит в соответствии с темой недели. Наглядно - иллюстрационный материал: образцы декоративно- прикладного творчества; пооперационные карты по рисованию, лепке, аппликации; альбомы с репродукциями картин; раскраски. Для закрепления цвета и формы центр пополняется дидактическими играми: «Контуры», тренажер «Форма и цвет», «Волшебные шарики».

Физическое развитие. Центр физического развития способствует становлению ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами; представлений о видах спорта. Физическое развитие очень важно для здоровья детей, так как позволяет реализовывать их врожденное стремление к движению. Поэтому в группе сформирован определенный двигательный режим, созданы условия для организации разнообразных подвижных игр, игровых заданий, музыкально - ритмических упражнений. Центр находится в доступной зоне для детей. Чтобы дети могли объединяться небольшими подгруппами для игр. В нашем центре есть все необходимое для физического развития детей: атрибуты для организации подвижных игр; массажные коврики, мешочки с песком, и мячи разных размеров, коврики для профилактики плоскостопия; мягкий безопасный дартц для развития глазомера и меткости; скакалки, канаты для упражнений на равновесие и координацию движений; флажки, ленты, кегли, гантели из пластиковых бутылочек. В группе размещены информационные стенды. В приёмной - для родителей, в группе - «Удивительный мир», для помещения иллюстративного и информационного материала по теме недели. Для улучшения качества работы используется магнитная доска и мольберт. Группа оснащена телевизором, музыкальным центром. Подобрана фонотека: аудиозаписи – мультфильмы, сказки, рассказы, песни, шумы природы, голоса птиц, животных, произведения классической музыки; видео ролики по темам недели. При разработке РППС были максимально учтены требования ФГОС ДО и создана среда для развития индивидуальности каждого ребёнка группы с учётом его возможностей, уровня активности и интересов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации "Организация предметно-пространственной развивающей среды ДОУ"

Данные методические рекомендации разработаны для использования специалистами системы дошкольного образования в практической деятельности...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в группе компенсирующей направленности для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития (из опыта работы)

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи гуманизации процесса воспитания и обучения, охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, их полноценного развити...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Консультация «Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников, отвечающая требованиям ФГОС ДО»

Развивающая предметная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое со...

Предметно – пространственная развивающая среда как аспект образовательной среды для дошкольников.

Как известно, развитие ребёнка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребёнка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворения своих по...

Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной развивающей среды в группе

Перспективный план оптимизации развивающей предметно-пространственной среды начала делать с младшей группы, прекрасно понимая, что без плана в данном деле не обойтись. Здесь было важно учесть много фа...

«Предметно-пространственная развивающая среда как фактор развивающей деятельности дошкольника»

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) остается совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми по средством организации...