Консультация для родителей "Развитие речи дошкольника в игровой деятельности"
консультация
Консультация по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_doshkolnika_v_igrovoy_deyateotnosti_vasina_o.yu_._fk_.docx | 25.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речи дошкольника в игровой деятельности
Инструктор по физической культуре МАДОУ детский сад № 34 ОСП 2 Васина О.Ю.
Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно, на мой взгляд, уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.
Формы и методы, способствующиеразвитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:
1. Речь инструктора
Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также.
2. Пальчиковые игры
Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.
Примеры пальчиковых игр:
Повстречались два котенка: "Мяу-мяу"
(постучать мизинчиками друг о дружку и соединить кончики пальцев)
- Повстречались два щенка: "Гав-гав" (тоже безымянными пальчиками)
- Повстречались два жеребенка: "И-го-го" (тоже средними пальчиками)
- Повстречались два тигренка: "Р-р-р" (тоже указательными пальчиками)
- Повстречались два теленка: "Му-у!" (тоже большими пальцами)
- Покажи, какие у них рога. ( изобразить рога указательным и мизинчиком)
«Братья-пальчики»
Сложить пальчики в кулачки, указательным и большим пальцем одной руки «будим» пальчики другой руки, начиная с большого пальца, нужный пальчик разгибаем. Хорошо сыграть в игру два раза и «разбудить» пальчики обеих рук.
Спят в избушке пятеро братьев.
Вставай большой,
Вставай указательный,
Вставай средний,
Вставай безымянный,
И ты крошка мизинчик.
Привет, ладошка!
3. Считалочки, девизы.
Считалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества. Считалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.
Примеры считалок:
Шёл утёнок по дорожке,
Видит он – лежат сапожки.
Стал сапожки он носить,
Выходи, тебе водить.
***
Ёжик нёс на именины
Полтора куля рябины
И корзиночку опят.
А тебе водить опять!
Речёвка - небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.
Девиз - короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.
4. Объяснение правил игры
У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому (инструктору) а затем, впоследствии, предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.
5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.
Игры с мячом.
Мы в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, например:
Игра «Брось-добавь!»
Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.
Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.
Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.
Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук».
Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.
Игра «Скачет мячик»
Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка
Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?
Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.
Игра «Мяч в обруч».
Цель: тренировать умение попадать в вертикальную цель с проговариванием ритмического рисунка.
Игра «Играем в звуки» (подготовительная к школе группа).
Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления.
Пояснение: при ловле мяча красного цвета ребёнок называет гласный звук, синего - согласный.
Игра «Брось-назови!»
Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.
Пояснение:
Фрукты: апельсин, киви, манго….
Имена мальчиков: Женя, Максим, Игорь….
Города: Таллин, Москва, Рига…
Звуки животных: кошка - «мяу», ёжик - «фыр-фыр», воробей - «чик-чирик» и др.
Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.
На скакалке я скакала и ни капли не устала,
Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!
6. Подвижные коллективные и интерактивные игры.
«Два мороза»
Цель: Развивать у детей умение действовать по сигналу. Упражнять в беге с увертыванием и в ловле. Способствовать развитию речи.
Описание: На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются на одной стороне площадки. Воспитатель выделяет двух водящих, которые становятся посередине площадки между домами, лицом к детям. Это Мороз Красный Нос и Мороз Синий Нос. По сигналу воспитателя, оба Мороза говорят: «Мы два брата молодые, два мороза удалые.
Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос.
Кто из вас решиться, в путь-дороженьку пуститься?»
Все играющие отвечают:
«Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз»
и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Замороженные останавливаются там, где их захватил мороз, и так стоят до окончания перебежки всех остальных.
Русская народная подвижная игра: «Гуси - лебеди»
Цель: Учить детей чётко проговаривать слова. Упражнять в ловкости, быстроте реакции.
Правила: Пока дети все слова не скажут, игра не начинается.
Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Вы летите, как хотите, только крылья берегите!»
Ход игры:
Участники игры выбирают волка и хозяина считалочкой, остальные дети – «гуси – лебеди». На одной стороне зала дом, где живут хозяин и гуси, на другой – живёт волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зелёной травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовёт гусей. Идёт перекличка между хозяином и гусями:
Хозяин: Гуси – гуси!
Гуси: Га – га – га.
Хозяин: Есть хотите?
Гуси: да-да-да.
Хозяин: так летите же домой.
Гуси: Серый волк под горой не пускает нас домой.
Хозяин: Вы летите, как хотите только крылья берегите!
Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать (дети бегают по всему залу). Пойманные гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности"
Предложены игры с мячом, игры с прищепками для развития всех сторон речи....
Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности»
МБДОУ детский сад № 388 г.о. Самара Консультация для воспитателей «Развитие речи дошкольников посредством игровой деятельности» Воспитатель: Б...
Развитие речи дошкольников в игровой деятельности (Консультация)
Консультация на тему: "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности":...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"...
Консультация для родителей " Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Консультация " Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"...
Консультация для родителей "Развитие речи дошкольников в игровой деятельности"
Развитие речи дошкольниковв игровой деятельности Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произволь...