Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного произношения
консультация
Вы узнаете. что же такое артикуляционная гимнасти. Познакомитесь с правилами выполнения артикуляционной гимнастики. Научитесь выполнять упражнения для язычка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 194.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка – это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается.
В первую очередь такая речь характеризуется правильным произношением звуков. Мы правильно произносим различные звуки как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работе органов артикуляционного аппарата.
Точность, сила и дифференцированность этих движений развивается у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Что же такое артикуляционная гимнастика и зачем она нужна?
Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей артикуляторного аппарата, они возникают в результате деятельности активных органов произношения, к которым относятся: язык, губы, мягкое небо, нижняя челюсть. Все речевые органы состоят из мышц. Если можно тренировать мышцы рук, ног, то это значит, что можно тренировать и мышцы языка и губ. Вот для этого и существует артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика является подготовительным этапом при постановке звуков. Именно артикуляционная гимнастика является приемом выработки правильных, полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного звукопроизношения звуков, и объединение простых движений в сложные – артикуляционные уклады различных фонем.
Ребенок сначала должен научиться правильно произносить изолированный звук, только за тем начинается этап автоматизации звука, т.е. закрепление его в слогах, словах и в предложениях. Поэтому в дошкольном возрасте большую роль играет целенаправленное развитие подвижности речевых органов и умения владеть ими.
Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов;
-улучшить подвижность артикуляционных органов;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щек;
-научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу;
-уменьшить напряженность артикуляционных органов;
-подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.
Правила проведения артикуляционной гимнастики:
- Упражнения проводятся сидя перед зеркалом, чтобы ребенок не только чувствовал свой язычок, а чтобы смотрел и наблюдал за ним.
- Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут.
- Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
- Статические упражнения, направленные на удержание артикуляционной позы в одном положении, выполняются по 10-15 секунд («Блинчик», «Чашечка»).
- Во время выполнения ребенком упражнения, взрослый ведет контроль.
Помните, что выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Не укоряйте ребенка, а хвалите.
Поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным звукопроизношением.
Упражнения для язычка:
Лопаточка
Открыть рот. Положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу.
Накажем непослушный язык
Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлепывая его губами, произносить: пя-пя-пя… Затем остановиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.
Чашечка
Положить широкий плоский язычок на нижнюю губу, затем поднять кончик языка и боковые края вверх в виде чашечки и удерживаем до 4-5 секунд.
Маляр
Улыбнуться, открыть рот, широким кончиком языка гладим нёбо от зубов по направлению к горлышку. Обязательно смотрим, чтобы язычок становился широким.
Качели
Открыть рот, как при произношении звука А. Язычком тянуться попеременно то к носу, то к подбородку.
Вкусное варенье
Улыбнуться, открыть рот, широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу, как-будто слизываем вкуснятину.
Вкусная конфета
Губы сомкнуты. Напряженным язычком упираться то в одну щёку, то в другую.
Часики
Улыбнуться, открыть рот кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой.
Почистим зубки
Улыбнуться, открыть ротик. Кончиком языка водить с внутренней стороны зубов в одну сторону и в другую.
Лошадка
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать (поцокать) кончиком язычка (как лошадка цокает копытцами). Цокать нужно медленно и сильно, тянуть подъязычную связку. Нижняя челюсть остается неподвижной, работает только язык.
Грибок
Улыбнуться, приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.
МБДОУ № 45 «МАЛЫШ»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
ЗНАЧЕНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ
Учитель-логопед: Демидова Е.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения.
Информация для родителей (в прикреплённом файле)...

Консультация «Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения»
«Значение артикуляционной гимнастикидля формирования правильного звукопроизношения» Чтобы ребенок дошкольного возраста правильно произносил все звуки родного языка, ему необходимо научиться...

Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения у дошкольников
Публикация содержит рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики в разных возрастных группах ДОО. Материал будет полезен логопедам, воспитателям, родителям детей с речевыми нарушениями....

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
В статье говорится о важном значении артикуляционной гимнастики для своевременного устранения недостатков звукопроизношения в дошкольном возрасте,...

"Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"
Консультация для родителей "Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения"...

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения
Артикуляционная гимнастика...

Артикуляционная гимнастика в формировании правильного произношения, четкой дикции у детей и взрослых.
Язык – это верхушка огромного айсберга, под названием «Человеческая речь»...