Родительский форум во II младшей группе «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
методическая разработка (младшая группа)
Тема родительского форума «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskiy_forum.doc | 693.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад комбинированного вида№7
«Солнышко» г. Ершова Саратовской области»
Родительский форум
во II младшей группе
«Основы нравственно-патриотического воспитания
детей раннего возраста
путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
Провели:
Воспитатели Лагуткина М.А.
Пехота М.В.
2020
Тема родительского форума «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.
Задачи:
-объединение усилий детского сада и семьи в вопросе нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста;
- познакомить родителей с формами патриотического воспитания для использования в семье;
- способствовать формированию, уточнению имеющихся представлений о нравственно-патриотическом воспитании у родителей (нравственное воспитание, нравственные качества, патриотическое воспитание, патриотические качества);
- создать условия для проявления активности родителей во время встречи, а так же побуждать к применению полученных знаний в ходе семейного воспитания.
Форма: родительское собрание в форме круглого стола с элементами игры и продуктивной деятельности.
План проведения:
Запустить анкету во время сбора и ожидания (Приложение 1)
1.Вступительный этап: Блиц – опрос с целью активизации родительского внимания к теме форума
2.Основная часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)
3.Игры с родителями.
4.Практическая часть «Обереги» технологическая карта (Приложение 3)
5.Подведения итогов собрания.
6.Памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»(Приложение 2)
Ход:
1.Блиц-опрос
С целью активизации родительского внимания к теме форума воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы:
- Какие нравственные качества присущи человеку? (доброта, любовь, честность, справедливость, дружелюбие, щедрость, бескорыстие, гуманность и др. )
- Какие нравственные качества вы хотели бы видеть в вашем ребенке?
- Придумайте синонимы к словам «доброта», «взаимопомощь», «дружба».
Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры.
- Хотим попросить Вас быть активными, инициативными.
- Уважаемые родители. Тема нашего форума «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям»
2.Основная часть:
введение в проблему (выступление воспитателя группы по теме, раскрытие темы)
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу – вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми. Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны.
Раннее детство – это очень благоприятный период для развития, формирования и воспитания в целом. Патриотическое воспитание детей начинается даже не с раннего возраста (от года до трёх), а с самого младенчества. Можно сказать, что дети впитывают патриотизм с колыбельными песнями, которые исполняет его мама, с прибаутками, пестушками, потешками. Тогда можно сказать, что патриотическое воспитание начинается с русского устного народного творчества. В младенчестве патриотическое воспитание осуществляется через любовь и заботу близких людей, через положительные взаимоотношения между мамой и папой, через русский фольклор. В раннем детстве дети более развиты, способны понимать многие вещи, поэтому и воспитательные средства будут усложняться. Содержание патриотического воспитания в раннем возрасте включает в себя: знакомство с семьёй, её традициями; если ребёнок уже пошёл в детский сад, то знакомство с детским садом; знакомство с улицей, на которой проживает ребёнок.
Патриотическое воспитание детей раннего возраста начинается с близкого окружения ребёнка. И формирование отношений в своей семье можно считать первым этапом воспитания патриотизма. Средствами воспитания на этом этапе будут выступать, во-первых, совместная деятельность в семейном кругу. Например, настольные игры вечером или организация хозяйственно-бытового труда (распределить обязанности по дому и выделить малышу какую-нибудь функцию, например, поливать цветы или протирать пыль), помощь маме на кухне, хотя бы мелкое поручение. Во-вторых, семейный досуг. Очень важно, чтобы в проведении досуга принимали участие все члены семьи. В современных условиях можно легко придумать, как интересно провести выходной день всем вместе. Важно, не только провести досуг, но и подвести его итоги, побеседовать, о том, что запомнилось больше всего, что понравилось, что не понравилось. Стараться по возможности везде брать ребёнка с собой. В-третьих, оформление семейного фотоальбома. В этом возрасте пока можно просто просматривать фотографии. Очень хорошо просматривать старые фотографии. Маленьким детям всегда интересно как выглядели мама с папой в детстве, а детские фотографии дедушки и бабушки вообще вызывают восторг. Можно рассказать ребёнку о своём детстве, что вы больше всего любили, во что играли, как проводили время и т.д. В-четвёртых, семейные традиции. Необходимо обдумать, какие в вашей семье традиции. Если не получилось, стоит придумать себе традиции и придерживаться их. Традиции могут быть разными, например, ежедневная – совместный семейный ужин (но не всегда получается), поэтому легче завести традиции ежегодные или ежемесячные, например, поездка за город или в какое-нибудь интересное место (зоопарк, цирк, луна-парк, батутный центр и т.д.). Так же это может быть игровой вечер с мамой и папой, или вечер творчества, кому что ближе. Для самых маленьких такие традиции вполне приемлемы, по мере взросления ребёнка семейные традиции тоже будут усложняться. В-пятых, чтение ребёнку рассказов и сказок, в которых отражены семейные отношения.
В-шестых, изготовление подарков своими руками на праздники (День рождения, 23 февраля, 8 марта, Новый год). Это формирует внимательное и заботливое отношение к близким людям, развивает эмоциональную сферу малыша, создаёт мотивы поведения, заданного обществом. Вторым этапом патриотического воспитания ребёнка раннего возраста можно считать поступление его в детский сад и, соответственно, формирование положительного отношения к этому дошкольному учреждению. Здесь основная нагрузка по патриотическому воспитанию ложится на сотрудников детского сада. Одним из главных средств воспитания будут экскурсии по детскому саду, на которых детей знакомят с группой, показывают уголки группы, игрушки, рассказывают истории про игрушки группы, обязательно делая акцент, что их нужно беречь. Ежедневно на прогулке обходить детский сад вокруг, наблюдая за происходящим на соседних участках. Но и родители не должны полностью всё перекладывать на педагогов. Ежедневно нужно проводить с ребёнком беседы о жизни в детском саду, интересоваться, что происходило, чем занимались и т.д. Ещё одно средство патриотического воспитания подходит как для семейного воспитания, так и воспитания в детском саду – народные игры. Чаще это подвижные игры. Так же патриотизм воспитывается благодаря знакомству ребёнка с устным народным творчеством, рассматриванию картин и иллюстраций, организации трудовой деятельности и т. д. Третьим этапом патриотического воспитания, который накладывается на два других, является формирование отношения к собственному двору, бережного отношения к оснащению двора, к игрушкам во дворе и т.д. Здесь хорошим средством воспитания будет являться организация трудовой деятельности. Например, с малышом можно полить цветочки на клумбе, поскрести листья осенью детскими граблями, сгрести песок в горку, повесить кормушки и подкармливать птиц зимой и т.д. Не надо забывать и про игры во дворе. Организатором таких игр будет являться взрослый или старшие дети. С детьми раннего возраста так же можно совершать прогулки по району, наблюдая явления, которые происходят вокруг и замечая изменения. Ни в коем случае не стоит забывать о самом важном средстве любого воспитания – собственный пример поведения. Не следует при ребёнке комментировать новости или ругать правительство, критиковать страну в целом. Дети впитывают всю информацию как губки, не фильтруя её. Поэтому, когда даёте какой-нибудь комментарий, обязательно необходимо задумываться над собственными словами. Кроме того, личным примером нужно показывать образец бережливости, заботы, уважения к старшим и т.д. Не стоит забывать, что всё поведение, которое заложено в вашем ребёнке – это скопированный ваш шаблон.
3.Игры с родителями.
А сейчас мы предлагаем вам вспомнить семейные традиции, немного расслабиться и поиграть.
Сегодня ждет нас игра,
Любит это занятие детвора.
Но на собрании дети наши не играют,
А родителям место уступают.
Воспитатель:
Я задам Вам задачу: попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек:
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка
Сестра, невестка, дочка.
А самая младшая – я.
Какая же у нас семья? (6 человек)
С давних пор о доме и семье говорили с улыбкой и любовью. Из этого далёка до нас дошли легенды, сказки, пословицы и поговорки. Давайте их вспомним. Я начинаю, а вы – заканчивайте.
Задание 1 "Закончи предложение"
1. В гостях хорошо, а … (дома лучше).
2. Не красна изба углами, а … (красна пирогами).
3. В семье разлад, так и дому … (не рад).
4. В семье согласно, так и дело идет … (прекрасно).
5. Когда семья вместе, и … (сердце на месте).
6. Семья – ключ к … (счастью).
7. Не нужен клад ……(когда в семье лад).
8. Хозяйка в дому……(что оладушек в меду).
9. Счастлив тот, …..(кто у себя дома).
10. Вся семья вместе, …..(так и душа на месте).
11. При солнышке – тепло, ….(при матери – добро).
Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые сейчас мы с вами поиграем в игру
«Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором
находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки,
для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и
предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в
воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как
инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
большая красивая книга русских народных сказок;
альбом и краски;
букварь;
банка варенья, шоколад, конфеты;
котенок;
старинные семейные фотографии;
игрушки бабушек и дедушек;
открытки памятников города Ершова;
картинки с изображением орденов и медалей;
кукла, одетая в военную форму;
пилотка;
пряники, ватрушки;
кулинарная книга;
спортивные атрибуты;
перчаточные куклы для кукольного театра;
рыбий жир.
4.Практическая часть «качества ребенка»
5. Подведения итогов собрания.
6. Раздать памятки.
Приложение 1
Анкета для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения форума на тему «Семейное воспитание»
(воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше
мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2 Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
3 Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
4 Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?
5 Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно -
патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
6 Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с
символикой государства, традициями, памятными датами?
7 Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с
родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Спасибо!
Приложение 2
Бутылки с крупой. Мастер-класс.
Хочу поделится с Вами очередным мастер классом по созданию оригинальных украшений на кухню. Уверена, что у Вас есть пустые бутылки из под напитков и крупы! Вот их то мы и украсим.
Делается все легко и просто! Берем крупы разные по цвету и размеру, это может быть гречка, рис, пшено, горох, фасоля разного цвета и размера, кофе, соль, чай, одним словом - все, что Вы захотите. Можно даже взять мелкие макароны, главное чтобы в бутылку залезло! :
Подготовляем крупы.
В бутылку вставляем лейку, и слоями насыпаем крупу, если хотите можете положить бутылку набок, тогда крупа будет красиво сыпаться под углом!
Это отличное занятие для детей! Когда я вчера делала эту бутылку, мой сын был
на девятом небе от счастья! Он с огромным удовольствием делал себе свою бутылку, а я потом полдня крупу
изо всех щелей выгребала, но главное - ребенок счастлив!
Кстати, столкнулась с одной не запланированой проблемой, в крупе со временем завелись червячки! Мне повезло, что заметила я их в зимнюю пору и решила выствить бутылочки с ними на мороз. И, О чудо! Все незваные гости исчезли!
Вот что у нас получилось, пробуйте, экспериментируйте и у Вас все обязательно получится! :)
Приложение 2
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
-Дайте представление о работе общественных учреждений.
-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
-Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к культуре народа, семейным традициям»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо зн...
Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям родного края в рамках региональной программы «Крымский веночек»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения всегда занимала центральное место в социальном заказе общества. Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном ...
Сценарий семинара-практикума для педагогов детского сада "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям"
Уважаемые коллеги - воспитатели и старшие воспитатели!В рамках празднования Дня народного единства в нашем детском саду был проведен муниципальный семинар-практикум для педагогов "Нравственно-пат...
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."
Статья "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через приобщение к культурно-историческим ценностям."...
Родительское собрание «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».
Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.Задачи:-объединение усилий детского са...
«Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям».( 1 мл.гр)
родительское собрание...
Родительское собрание : «Основы нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям»
Цель: Оказать помощь родителям в овладении основ нравственно-патриотического воспитания детей раннего возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям.Задачи:-объединение усилий детско...