Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
материал (старшая, подготовительная группа)
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Цель: повышение компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.
Задачи:
формировать умения родителей через игровые приемы, развивать у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь).
способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр.
Оборудование: листы бумаги в клетку, цветные карандаши, предметные картинки к игре «Потерянные вещи», игра-конструктор «Колумбово яйцо» на каждого родителя, бланки незаконченных предложений - упражнение «Школьное будущее моего ребенка», памятки для родителей: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу», «Советы родителям будущих первоклассников», буклеты «Сложи квадрат» методика Никитиных.
Компетенции: Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей. Владение теорией и методиками познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста (знание вариативных образовательных программ, технологий, дополнительных средств развития детей, умение интегрировать содержание образовательной работы).
Ход Мастер класса
Вводная часть
В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени.
Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением. К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе.
- Основная часть
Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры.
- Что такое замысел игры?
В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал.
- Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал?
Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый.
Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий - важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника.
Выгодский Л. С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители.
Сейчас мы Вам покажем, какие игры и упражнения используем в ДОУ с Вашими детьми (показ слайдов).
- Какие игры Вы знаете?
- Какие игры у Вас есть дома, в какие игры Вы играете дома совместно с детьми?
Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому.
Сегодня хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат.
Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе.
В конце нашей встречи Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения.
Упражнение на развитие произвольного внимания:
Игра «10 квадратов»
Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка: «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок переспрашивает, пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам.
Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру).
Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.
Дайте ребенку задание вычеркнуть в каком-либо тексте все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть.
Д/игра: Разбери фигуры по признаку.
- Какие геометрические фигуры вы видите, назовите?
- На столе лежат разные геометрические фигуры, возьмите по одной фигуре и разделитесь по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине)
(родители берут по фигуре и делятся произвольно по группам, затем объясняют свои действия. Игра продолжается со сменой фигур 3-4 раза).
Игры с счётными палочками.
- Для чего нужны счётные палочки детям дошкольного и младшего школьного возраста?
- Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек (показ фигур на слайдах).
- Скажите, что развивается у детей при игре со счётными палочками?
Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо»
Предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей.
При этом нужно придерживаться простых правил.
1. Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу.
2. В составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора.
Игра имеет четыре уровня сложности. Предлагаю сложить по одной фигуре с каждого уровня по образцу (фигуры представлены на слайдах).
Игры на операции аналитического мышления. Словесные игры
Игра «Правая - левая»
Цель: совершенствование процесса концентрации и переключения внимания, слухового восприятия, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизация взаимодействия полушарий мозга.
Описание игры.
Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое.
- Давайте поиграем, будьте внимательны!
Игра «Да - нет?»
Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь.
Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями (игра с родителями, отгаданный предмет показываю на картинке).
- Заключительная часть.
Упражнение «Школьное будущее моего ребенка».
Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни.
• В школе мой ребенок будет…
• Меня волнуют предстоящие перемены, потому, что…
• Когда моего ребенка укоряют, я…
• Когда ребенок пойдет в первый класс…
• Когда он получит пятерку, я…
• Я думаю, что школа для моего ребенка…
Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу.
IV. Рефлексия.
- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники игр отвечают на вопросы:
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
• Ваши пожелания организаторам?
Приложение
Бланки обратной связи.
• Полезной ли была сегодняшняя встреча?______________________________
• Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?____________________________________________________________
• Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки
ребенка к школе?___________________________________________________
• Ваши пожелания организаторам?_____________________________________
Памятка
«Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу».
1. Своё имя, отчество и фамилию.
2. Свой возраст (желательно дату рождения).
3. Свой домашний адрес.
4. Свой город, его главные достопримечательности.
5. Страну, в которой живёт.
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).
8. Домашних животных и их детёнышей.
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.
12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки.
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.)
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.
16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов.
17. Различать гласные и согласные звуки.
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.
21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10.
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.
Памятка
«Советы родителям будущих первоклассников».
1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
2. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
6. Приучайте ребёнка к самостоятельности.
7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком.
Тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?»
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1. 2. 3. 4. 5.
1/ 2/ 3/ 4/ 5/
6/ 7/ 8/ 9/ 10/
11/ 12/ 13/ 14/ 15/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»...
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»...
Мастер-класс для родителей подготовительной группы: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Методическая разработка мастер-класса...
Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Родительское собрание...
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Мастер-класс для родителей с детьми подготовительной группы на тему: «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе» Цель: Создать условия для повышения к...
Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо науч...
Мастер-класс для родителей «Игровые методы взаимодействия с ребёнком при подготовке к школе»
Целью мастер-класса является создание условий для повышения компетентности и опыта родителей в подготовке детей к школе.Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником....