Фольклор, как средство развитие речи детей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Консультация для родителей и педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 130
Консультация для родителей
«Развитие речи детей посредством фольклорного слова»
Важнейшее средство человеческого общения - это язык. Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения. Так как возраст от двух до трёх лет имеет особое значение для речевого развития ребёнка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребёнок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др., он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребёнок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно - следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматических форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями. Задача взрослого в области развития речи детей младшего дошкольного возраста - помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства. Неоценимую роль в решении этих задач может оказать русский народный фольклор. Язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые, на первый взгляд, слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказывается необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи, получают особую окраску и значение. Герои оживают, а совершаемые ими действия, даже невозможные, вдруг становятся как бы реально происходящими. Совершенству в использовании изобразительных средств языка фольклорных произведений мы обязаны творческой работе сотен великих людей.
Фольклор способствует познавательному развитию детей. При отборе фольклорных произведений надо опираться на следующие принципы:
• Доступность содержания детям дошкольного возраста.
• Познавательная и нравственная значимость.
• Возможность формирования на их основе умения «чувствовать» окружающий мир.
Народ на протяжении долгового времени копил опыт в установлении связей между объектами природы и миром людей. Этот опыт облекался им в форму примет, поговорок, пословиц, закличек, песен. Приметы позволяли нашим предкам предвидеть, каким будет урожай, угадывать погоду на ближайшее время. В работе с детьми целесообразно использовать приметы, правильность которых, можно проверить, например приметы, связанные с предсказанием погоды на ближайшее время. Например:
1. Если зимой вечером на небе много звёзд, жди на следующий день мороза.
2. Кошка скребёт пол - жди метели.
3. Собака в снегу валяется - не за горами вьюга.
4. Утром нет росы на траве - жди дождя.
5. Воробьи купаются в пыли - к дождю.
6. Ласточки и стрижи летают низко - скоро начнётся дождь. Наблюдения, связанные с приметами можно зарисовать: что ожидалось и что было на самом деле. Может быть, кому-то из детей удастся самому «открыть» приметы погоды.
Заклички и приговорки, их обычно произносят, когда что-то делают (например «Водичка, водичка»). Обращаются к кому-то (например, к мышке, чтобы дала новый зуб вместо выпавшего молочного). Наблюдая с детьми за радугой, можно попросить её напоить землю. Радуга - дуга, Пришли нам дождя. Когда идёт дождь, дети радостно закликают его:
1. Уж дождь - дождём,
Поливай ковшом,
Поливай весь день
Наш ячмень.
На бабью рожь,
На мужиков овёс,
На девичью гречку,
На маличье просо.
2. Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе я гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Сколько хочешь, поливай.
Дети обращаются с закличками к весне:
Весна - красна, появись,
Солнышком ярким обернись!
Растопи нам снежок,
Зазелени наш лужок.
Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,
С великой милостью,
Со льном высоким,
С конем глубоким,
С хлебами обильными!
Использование в работе с детьми закличек, помогает не только привлечь их внимание к природе, но и развить интерес к народному творчеству, родному языку, самостоятельным наблюдениям.
Потешки, как правило, сопровождают игры с малышом (с его пальцами, руками, ногами).
Ножки, ножки,
Бегите по дорожке, Нарвите горошка
Полное лукошко!
Домой принесите,
Всех угостите!
Ножки, ножки,
Куда вы бежите?
В лесок, во борок.
Грибы, ягоды собирать,
К зиме припасать!
«Идёт коза рогатая», «Сорока, белобока» и так далее.
Работу по ознакомлению с фольклором необходимо проводить одновременно с расширением знаний детей об окружающем мире, с воспитанием потребности общаться с природой и приходить ей на помощь, участвовать в трудовой деятельности (по уходу за растениями). Фольклор помогает развивать у детей речь, мышление, память.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития ....
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста
Раздел детского календарного фольклора – один из самых поэтических страниц детского творчества. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крес...

Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
МБДОУ № 17г. Таганрог КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитател...

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КЛАССИФИКАЦИЯ И ТЕРМИНОЛОГИЯ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.
Фольклор как средство развития речи детей дошкольного возрастаФольклор как средство развития речи детей дошкольного возраста.Классификация и терминология детского музыкального фольклорСобирание и изу...

Народный фольклор как средство развития речи детей
"А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ре...