Консультация для родителей "Зачем нужны пальчиковые игры?"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лысенко Наталья Николаевна

Консультация для родителей "Зачем нужны пальчиковые игры?"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Зачем нужны пальчиковые игры»?

   Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

   Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.

   Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.

   Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)

   Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

   Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

   Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

   Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.

   Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

   Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.

   Этапы разучивания игр:

  • Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
  • Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
  • Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
  • Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
  • Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
  • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
  • Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
  • Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
  • Используйте максимально выразительную мимику.
  • Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
  • Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
  • Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

   Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»

                                                 Движения руки всегда тесно связаны с речью

                                                                             и способствуют ее развитию.

                                                                                                    В. М. Бехтерев

 В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита недостаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная занятость родителей на работе и многое другое.

 Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

 На фоне обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

 Поэтому перед педагогами в детских садах и перед родителями дома стоит задача: научить детей правильной, красивой речи.

 Очень важно чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.

 Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.

 Большое значение для развития речи детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми- вкладышами, мелким конструкторомконструктором типа ЛЕГО, раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами.

 Также большое значение для развития речи детей оказывают подвижные игры с мячами разных диаметров.

 Речь детей становится более развитой при ролевых играх, играх с куклами из кукольного театра, обыгрывании построек из строительного материала, играх - драматизациях.

 Для детей старшего возраста – вышивка, рисование по точкам, обведение по контуру и т. д.

 Рассматривание картин, сюжетных картинок, упражнения для развития артикуляционного аппарата«звуковые дорожки» для развития речевого дыхания, заучивание стихотворений, потешек, песенок, пересказывание коротких рассказов, сказок – все это способствует развитию речи детей.

 Проговаривание своих действий во время умывания, одевания, игр имеет огромное значение для активизации словарного запаса детей. Стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.

 Активные упражнения для пальцев рук подбираются с учетом возрастных особенностей. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2– 3 минут.

 Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.

 В более старшем возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка, пришивание пуговиц и вышивание по трафарету.

 Наиболее приемлемыми для развития речи детей, как в детском саду и дома являются пальчиковые игры, так как не требуют больших затрат, много места для хранения.

  Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой.

ПАЛЬЧИКИ

У тебя есть две руки,                                                                    Сжимать в кулачки и

Есть и десять пальчиков.

Десять ловких и веселых.                                                  разжимать пальцы двух рук.

Быстрых чудо - мальчиков.

Будут – будут наши пальчики

Трудиться,

Не пристало чудо – мальчикам

Лениться!

КОТИК

Гладим котика рукой.                                                   Одной и другой рукой сделать

Выгнул спинку он дугой.                                              расслабляющие упражнения для

Потянулся он, зевнул,                                                    пальцев.

Замурлыкал и заснул.

МАСЛЕНИЦА

Положи блинок в ладошку:                              Первая строчка – прочертить

Угостимурлыку – кошку,                                 пальцем круг на ладошке.

Угости щенка Трезорку,                                   На следующие пять строчек

Потом мальчика Егорку,                                  загибать пальцы с

Дай блиночек мамочке.                                     приговариванием

Дай блиночек папочке.                                      соответствующих слов.

ВСТРЕЧА

На правой ручке – пальчики.             Пальцами правой руки по

На левой ручке – пальчики.               очереди «здороваться» с

Пришла пора им встретиться –            пальцами левой руки, прикасаясь

Готовьте чемоданчики!                         друг к другу кончиками.

ГНОМИКИ

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерить.

 Создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

 Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.

 Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.

 Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стихи:

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я.

 Если упражнения вызывают у детей трудности, то родители могут помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора!

 В этих стихах можно - сгибать пальчики: начиная  с большого,  с мизинца на правой и  на левой руке.

 Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания с предварительным показом.

 «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.

«Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.

«Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.

«Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.

 Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а также подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.

 Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:

- застегивание и расстегивание пуговиц;

- шнурование ботинок;

- шнуровка на специальных рамках;

- нанизывание колец на тесьму;

- игры с мозаикой;

- сортировка мозаики по ячейкам;

- игры с конструкторами;

- перебирание круп, зёрен (фасоль отделить от гороха; поделки из риса).

 При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рукНапример:

 Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изобразить фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).

 Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.

 Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они просто украшают упражнения, делая их для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов можно использовать ненужные перчатки, где на каждом пальце приклеиваются (вышиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и др.)

 Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок(5-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т. д. Выбранный персонаж приклеиваем на картон, вырезаем по контуру, пришиваем круглую резинку по размеру пальчика ребенка (среднего и указательного или среднего и безымянного).

 Можно использовать старые ненужные перчатки, верхушки от перчаток или специально связанные из остатков пряжи колпачки на пальчики.

 Совместно с детьми можно придумать сказку на любую тему с продолжением. Главное, и самое важное, это заинтересованность самих родителей в правильно развитой речи своих детей!

Консультация для родителей «Пальчиковые игры».

                                                            "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"
                                                                                                               В. Сухомлинский.

 Вы прекрасно знаете, что всем  детям нравятся "пальчиковые игры".

  Пальчиковые игры не только развлекают ребенка, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.

 Прежде чем играть с ребенком в "пальчиковые игры", вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр.  У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда Ваш ребенок с удовольствием будет выполнять Ваши задания.


"Встретились двое"

 

действия с пальчиками

Встретились двое котят: "Мяу-мяу!"

(соединяем мизинцы обеих рук)

И двое щенят: "Гав-гав",

(соединяем безымянные пальцы обеих рук)

и две лошадки: "Бру-бру",

(соединяем средние пальцы обеих рук)

и две коровки: "Му-му",

(соединяем указательные и большие пальцы обеих рук)

а рогатые ж, ну и ну!!!

(показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы)

    


"Считалка для пальчиков" №1

 Давай-ка пальчики считать!

Один, два, три, четыре, пять.

(поочередно загибаем пальчики на одной руке)

Один, два, три, четыре, пять -

(поочередно загибаем пальчики на другой руке)

десять пальцев, две руки,

(покрутить кистями рук, "как фонарики")

все твои помощники!

(покрутить кистями рук "как фонариками")

           


"Считалка для пальчиков" №2

 Раз, два, три, четыре, пять!

Вышли пальчики гулять!

Этот пальчик - гриб нашел,

(загибаем мизинец)

этот пальчик - чистит стол,

(загибаем безымянный палец)

этот резал,

(загибаем средний палец)

этот ел,

(загибаем указательный палец)

ну а этот лишь глядел!

(загибаем большой палец)

 

"Считалка для пальчиков" №3

 Этот пальчик маленький,

(загибаем мизинец)

Этот пальчик слабенький,

(загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный,

(загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный,

(загибаем указательный палец)

Ну а это толстячок,

(загибаем большой палец)

А все вместе - кулачок!

(покрутите кулачком)

 

"Сорока-белобока"

Сорока-сорока

кашку варила,

(водим по ладошке ребенка пальчиком)

деток кормила:

(водим по ладошке ребенка пальчиком)

этому дала,

(загибаем мизинец)

этому дала,

(загибаем безымянный палец)

этому дала,

(загибаем средний палец)

этому дала,

(загибаем указательный палец)

а этому не дала!

(потрясите большой пальчик)

Ты дров не колол? Не колол.

(потрясите большой пальчик)

Воды не носил? Не носил.

(потрясите большой пальчик)

Здесь водичка - холодненькая,

(гладим малыша по запястью)

здесь водичка - тепленькая,

(гладим малыша по плечу)

а здесь - кипяток, кипяток!

(щекочим малыша и смеемся!)

 

"Зайчики-пальчики"

 Раз, два, три, четыре, пять,

(Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.)

Вышли зайчики гулять

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять.

 

"Сорока-белобока"

 Этот пальчик хочет спать,

(загибаем поочередно пальчики)

этот пальчик – прыг в кровать,

этот пальчик прикорнул,

этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

(раскрываем кулачок)

В детский сад идти пора!

 

"Цыпленок"

 Бедный маленький цыпленок

(прижать кулачки друг у другу)

Кушать захотел спросонок,

Пальчиком, как клювом бьёт,

(постучать указательными пальчиками по столу)

Будто бы зерно клюёт.

 

"Замок"

 На двери висит замок,

(Пальчики переплести в замок, раскачивать "замок" при чтении стиха)

Кто его открыть бы мог?

Постучали,

(постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы -не открывая замок)

Покрутили,

(не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну - вперед, другую - назад, так чередовать)).

Потянули

(не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем)

И открыли!

(резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны).

 

"Рыбки"

 Рыбки плавали, ныряли

(имитировать пальчиками плаванье рыбок)

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся,

(сильно сжать пальчики друг к другу,получается плотная ладошка)

Разожмутся,

(растопырить пальчики)

То зароются в песке.

(снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой).


"Вышли пальчики гулять"

Раз, два, три, четыре, пять -

(поочередно разгибаем пальчики из кулачков)

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять -

(поочередно загибаем пальчики в кулачки)

В домик спрятались опять.

   

"Строим дом"

Молотком стучу, стучу,

(постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки)

Сто гвоздей заколочу.

(то же самое, только поменять руки)

Буду строить дом, дом,

(ставить поочередно кулачок на кулачок)

Будем жить в нем, в нем.

(соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу)

                  


"Идет коза рогатая"

 Идет коза рогатая,

(изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец)

Идет коза  бодатая,

Ножками топ-топ,

(кончиками пальцев обеих рук постукивать по столу либо по коленкам)

Глазками хлоп-хлоп.

(хлопаем в ладоши)

Кто каши не ест,

(изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец)

Молока не пьет,

Того коза

Забодает, забодает!

                 

"Дом и ворота"

 На полянке дом стоит,

(соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома)

Только к дому путь закрыт.

(большие пальцы поднять вверх, повернуть ладони внутренней стороной к себе, но кончики пальцев обеих рук остаются соединенными, имитируем ограду)

Мы ворота открываем,

(ладони развести в стороны, параллельно друг другу)

В гости всех вас приглашаем.

(соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома)

 

"Мышка"

 Мышка в норку пробралась,

("шагать" двумя пальчиками по столу)

На замочек заперлась.

(зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку)

В дырочку глядит -

(сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко)

Кошка не бежит?

(ладонь руки поднести ко лбу, как козырек, и посмотреть из-под нее, как будто вглядываемся вдаль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

В нашей группе мы уделяем большое внимание развитию мелкой моторики детей, очень важную роль в этом играет пальчиковая гимнастика. В данной консультации мы хотим показать родителям, насколько важно де...

Консультация "Для чего нужна пальчиковая гимнастика?"

В своей работе собое внимание я уделяю развитию мелкой моторики детей, очень важную роль в этом играет пальчиковая гимнастика. В данной консультации хочу показать родителям, насколько важно делат...

Консультация "Для чего нужны пальчиковые игры"

Консультация  "Для чего нужны пальчиковые игры"...

Консультация "Для чего нужны пальчиковые игры"

Пальчиковые игры  Развивать малыша с пеленок – модно. Но педагоги-психологи, сторонники традиционных методов, считают, что гораздо важнее помочь своим детям легче и комфортнее освоитьс...

Консультация "Для чего нужна пальчиковая гимнастика"

Известному педагогу В.А. Сухомлинскому принадлежит высказывание :" Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"...

Консультация "Для чего нужны пальчиковые игры"

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми....