Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи детей с ОВЗ»
методическая разработка (подготовительная группа)

Серкунова Клара Рауфовна

Развитие связной речи детей с ТНР – одна из главных задач программы группы компенсирующей направленности  в  детском саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaznaya_rech_roditelyam_praktikum_mart_2023.docx18.8 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей  на тему:

«Развитие связной речи детей с ОВЗ»

Составила:

 учитель-логопед Серкунова К.Р.

Цель:

Ознакомление и обучение родителей приемам формирования связной речи детей с ТНР в домашних условиях

Оборудование: интерактивный экран «Интошка», презентация

Раздаточный материал для родителей:

Цветные, простые карандаши, бумага для рисования, пазлы, салфетки, конфетные фантики, дидактические кубики,  мнемотаблицы, пособие «Азбука фантазии».

Ход семинара-практикума:

 Теоретическая часть:

Одной из трудностей общения детей с ТНР со взрослыми  и сверстниками является недоразвитие всех компонентов устной речи, в том числе связной речи.

Развитие связной речи детей с ТНР – одна из главных задач программы группы компенсирующей направленности  в  детском саду.

Под связной  речью следует понимать смысловое развернутое высказывание, т.е. ряд логически сочетающихся предложений,  обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.

Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Разговор обычно выражается в форме беседы. В беседе обычно ведущую роль играют вопросы: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Где? Сколько?  и т.д.

Связная речь делится на диалогическую и монологическую.  Диалогическая речь легче монологической речи, так как подразумевает определенные ответы на определенные вопросы. Монологическая речь более сложна, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д.

Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более  последовательно. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, точный словарь.

В группе придается большое значение формированию у детей  навыков рассказывания. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ – сравнительно легкая речевая деятельность, но не для детей с ТНР. Пересказ – связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.

  1. Чтение буквенного  рассказа (зарисовка существенных деталей рассказа, пересказ с опорой на рисунок)

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ.

Используются следующие приемы обучения  рассказыванию:

- образец рассказа / разбор образца рассказа;

- план рассказа / разбор плана рассказа;

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. 

Описание – это изложение  характерных признаков отдельного предмета или явления.

Сюжетный  рассказ – это передача событий, происходящий в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем.  Умением строить сюжетный рассказ дети овладевают не сразу.  Этому детей с ТНР необходимо обучать.

Рассказы делятся на следующие категории:

- рассказы по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);

Описание игрушек, натуральных предметов, людей, животных, рассказы по картинкам и т.д.

Практическая часть (с родителями)

а) Составление описательного  рассказа  «Мой  друг Рома» (Графический диктант, пересказ с опорой на рисунок)

б) Составление описательного  рассказа с опорой на мнемотаблицу  (загадки на темы  «Профессии», «Животные», «Птицы» и т.д.)

- рассказы по памяти (о том, что ребенок воспринимал до момента рассказа);

К ним относятся рассказы из личного/коллективного опыта («Как я провел лето», «Новогодний праздник»,  «День рождения» и т. д.)

- рассказы по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).

Процесс становления монологической речи должна совершаться в единстве с развитием мышления. Необходимо помочь детям установить цель и  систему связей – пространственных (где происходит действие), временных (когда происходит действие), цели (зачем и для чего действовал герой определенным образом), связи последовательности (как разворачивались события, их последовательность), причинно-следственных и пр.

Существенное значение имеет обучение дошкольников элементам композиции (как начать, как развить, чем  закончить) и выразительным средствам  раскрытия образа героя (придумать имя, описать лицо, одежду, настроение действующих лиц, воспитывать умение описывать действия, пейзаж, погоду…)

Практическая часть (с родителями):

  1. Составление рассказа на определенный звук (все слова начинаются на один определенный звук)
  2. Составление творческого  рассказа по дидактическому /пособию «Волшебные кубики»
  3. Составление творческого  рассказа  «Старая сказка на новый лад»

Имея дидактический материал для развития связной речи, а так же  формирования навыков  пересказу, составления творческих рассказов в условиях группы, предлагаю родителям варианты дидактических пособий, которые всегда находятся под рукой и могут быть использованы родителями в домашних условиях:

1. Рассказы по пазлам

2. Рассказы по салфеткам

3. Рассказы по конфетным фантикам

  1. Рассказы серии  «Времена года»
  2. Разноцветные истории/сказки (желтая, красная, синяя, зеленая.. сказки)

3. Итог. Рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»

Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи  детей дошкольного возраста»...

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».

Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...

Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей»

laquo;Развитие связной речи у детей»     Очень важно проводя развивающие занятия с детьми , стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словар...

Семинар - практикум для педагогов по теме:«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

обобщение материала по применению различных                 методов и приёмов в работе педагогов по...

Семинар - практикум" Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников".

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоки...

Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».

Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....

Семинар – практикум для воспитателей На тему: «Развитие образной речи у детей»

Конспект семинара – практикума для воспитателейНа тему: «Развитие образной речи у детей»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии образной речи детей дошко...