Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи детей с ОВЗ»
методическая разработка (подготовительная группа)
Развитие связной речи детей с ТНР – одна из главных задач программы группы компенсирующей направленности в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech_roditelyam_praktikum_mart_2023.docx | 18.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей на тему:
«Развитие связной речи детей с ОВЗ»
Составила:
учитель-логопед Серкунова К.Р.
Цель:
Ознакомление и обучение родителей приемам формирования связной речи детей с ТНР в домашних условиях
Оборудование: интерактивный экран «Интошка», презентация
Раздаточный материал для родителей:
Цветные, простые карандаши, бумага для рисования, пазлы, салфетки, конфетные фантики, дидактические кубики, мнемотаблицы, пособие «Азбука фантазии».
Ход семинара-практикума:
Теоретическая часть:
Одной из трудностей общения детей с ТНР со взрослыми и сверстниками является недоразвитие всех компонентов устной речи, в том числе связной речи.
Развитие связной речи детей с ТНР – одна из главных задач программы группы компенсирующей направленности в детском саду.
Под связной речью следует понимать смысловое развернутое высказывание, т.е. ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Разговорная речь – наиболее простая форма устной речи. Разговорная речь должна быть связной, понятной, логически выдержанной, иначе она не может служить средством общения. Разговор обычно выражается в форме беседы. В беседе обычно ведущую роль играют вопросы: Почему? Зачем? Из-за чего? Для чего? Где? Сколько? и т.д.
Связная речь делится на диалогическую и монологическую. Диалогическая речь легче монологической речи, так как подразумевает определенные ответы на определенные вопросы. Монологическая речь более сложна, она отличается большей развернутостью, потому что необходимо ввести слушателей в обстоятельства событий, достичь понимания ими рассказа и т. д.
Монолог требует лучшей памяти, более напряженного внимания к содержанию и форме речи. Монологическая речь опирается на мышление, логически более последовательно. Монологическая речь сложнее и в лингвистическом отношении. Для того, чтобы она была понята слушателями, в ней должны использоваться полные, распространенные предложения, точный словарь.
В группе придается большое значение формированию у детей навыков рассказывания. В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами устной монологической речи: пересказом и рассказом.
Пересказ – сравнительно легкая речевая деятельность, но не для детей с ТНР. Пересказ – связное воспроизведение прослушанного художественного произведения.
- Чтение буквенного рассказа (зарисовка существенных деталей рассказа, пересказ с опорой на рисунок)
Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ.
Используются следующие приемы обучения рассказыванию:
- образец рассказа / разбор образца рассказа;
- план рассказа / разбор плана рассказа;
По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными.
Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления.
Сюжетный рассказ – это передача событий, происходящий в определенной временной последовательности с каким-нибудь героем. Умением строить сюжетный рассказ дети овладевают не сразу. Этому детей с ТНР необходимо обучать.
Рассказы делятся на следующие категории:
- рассказы по восприятию (о том, что видит ребенок в момент рассказа);
Описание игрушек, натуральных предметов, людей, животных, рассказы по картинкам и т.д.
Практическая часть (с родителями)
а) Составление описательного рассказа «Мой друг Рома» (Графический диктант, пересказ с опорой на рисунок)
б) Составление описательного рассказа с опорой на мнемотаблицу (загадки на темы «Профессии», «Животные», «Птицы» и т.д.)
- рассказы по памяти (о том, что ребенок воспринимал до момента рассказа);
К ним относятся рассказы из личного/коллективного опыта («Как я провел лето», «Новогодний праздник», «День рождения» и т. д.)
- рассказы по воображению (придуманный, основанный на вымышленном материале, на преобразовании имеющихся представлений).
Процесс становления монологической речи должна совершаться в единстве с развитием мышления. Необходимо помочь детям установить цель и систему связей – пространственных (где происходит действие), временных (когда происходит действие), цели (зачем и для чего действовал герой определенным образом), связи последовательности (как разворачивались события, их последовательность), причинно-следственных и пр.
Существенное значение имеет обучение дошкольников элементам композиции (как начать, как развить, чем закончить) и выразительным средствам раскрытия образа героя (придумать имя, описать лицо, одежду, настроение действующих лиц, воспитывать умение описывать действия, пейзаж, погоду…)
Практическая часть (с родителями):
- Составление рассказа на определенный звук (все слова начинаются на один определенный звук)
- Составление творческого рассказа по дидактическому /пособию «Волшебные кубики»
- Составление творческого рассказа «Старая сказка на новый лад»
Имея дидактический материал для развития связной речи, а так же формирования навыков пересказу, составления творческих рассказов в условиях группы, предлагаю родителям варианты дидактических пособий, которые всегда находятся под рукой и могут быть использованы родителями в домашних условиях:
1. Рассказы по пазлам
2. Рассказы по салфеткам
3. Рассказы по конфетным фантикам
- Рассказы серии «Времена года»
- Разноцветные истории/сказки (желтая, красная, синяя, зеленая.. сказки)
3. Итог. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов: «Эффективные приёмы развития связной речи детей дошкольного возраста»...
Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями».
Семинар – практикум Тема: «Развитие связной речи детей. Помощь родителей детям с речевыми нарушениями». ...
Семинар-практикум для родителей на тему: «Развитие связной речи у детей»
laquo;Развитие связной речи у детей» Очень важно проводя развивающие занятия с детьми , стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словар...
Семинар - практикум для педагогов по теме:«ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
обобщение материала по применению различных методов и приёмов в работе педагогов по...
Семинар - практикум" Эффективное внедрение педагогических технологий развития связной речи как условие развития речевых способностей дошкольников".
Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоки...
Семинар- практикум для родителей. тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома».
Семинар- практикум для родителей.тема:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в детском саду и дома»....
Семинар – практикум для воспитателей На тему: «Развитие образной речи у детей»
Конспект семинара – практикума для воспитателейНа тему: «Развитие образной речи у детей»Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в развитии образной речи детей дошко...