Музыкальные традиции в семье
консультация (подготовительная группа)

Давыдова Ольга Павовна

Плохо это или хорошо, круто или не круто , но самой большой ценностью обладает то , чего нельзя увидеть, то, что мы чувствуем сердцем... Харуки Мураками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Музыкальные традиции163.3 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ В ПРАКТИКЕ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ

          Становление и развитие человека начинается в семье. Семья — это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства детей. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе. Семья выступает важнейшим институтом социализации подрастающих поколений.  От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы выдвигаются у ее старших представителей на первый план, зависит, какими вырастут дети.

           Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются и врожденными музыкальными задатками, и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. Соблюдение музыкальных традиций – это путь к единению семьи. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к музыкальной истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей страны.

         Задача родителей — суметь методически грамотно использовать ту или иную форму организации семейного досуга. Хорошие семейные традиции положительным образом действуют на детей и формируют у них жизненные представления.

         Современные ученые (И.В. Бестужев-Лада, Д.С. Лихачев, А.В. Мудрик) к числу важных субъективных условий, оказывающих заметное влияние на особенности домашнего воспитания, относят семейные традиции, пришедшие к нам из прошлых веков. Семья существует, воспроизводя традиции, следуя определённым образцам деятельности, без которых немыслимо её развитие. Семейные ценности представляют собой порождение культуры, поэтому практически любой образец материальной и духовной деятельности может служить основой для возникновения традиций в семье. Передаваясь из поколения в поколение, традиции, адаптируясь к условиям современной жизни, постоянно меняются.

       Музыкальные традиции нескольких поколений позволяют ребенку осознать свою связь с бабушками, дедушками, общими предками и гордиться своей семьей. Традиции своими корнями уходят в далекую древность, они так или иначе всегда были связаны с укладом семейной жизни народа, с её бытом. Песни сопровождали русского человека всю жизнь, с рождения и до самой смерти. Рождался ребёнок, и его появление встречали родильными песнями – начинался родильный обряд. Потом под песни младенца крестили – устраивался праздничный крестильный стол. Под колыбельные песни малыш засыпал. Взрослые воспитывали и развлекали его, исполняя частушки, потешки, прибаутки.

        Когда ребенок подрастал, он, общаясь со сверстниками, исполнял игровые песенные припевы, заклички дождю, солнцу, радуге, приговорки птицам и насекомым. Подростком он уже участвовал в молодежных играх и хороводах, на вечёрках и беседах запевал вместе с другими новые для себя песни: семейные и любовные, шуточные и плясовые. Песни звучали разные, сопровождая людей во всех делах и заботах. Они помогали жить и работать, заряжали энергией, добавляли душевных сил. Их пели до глубокой старости.

            Существовавшие в русских семьях богатейшие традиции музыкального воспитания, в настоящее время практически отсутствуют в большинстве современных семей. Тем не менее некоторые музыкальные традиции из прошлых веков существуют в  современных семьях.

          1.Одна из первых традиций – исполнение колыбельных песен.

«Баюшки-баю…баю милую, баю, славную, баю дитятку». Сколько ласковых слов находит мать, баюкая малыша. Сколько нежности, любви в ее песне, обращенной к ребенку! Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Колыбельная несет в себе народную мудрость, красоту, она – частица фольклора.

            2. Исполнение песен.

           Исполнение песен занимает особое место в воспитании детей в семье. Ребёнок любит петь песни. Из них он узнаёт о хороших людях, об их делах, о животных и растениях. Исполняя песню, ребёнок не остаётся равнодушным: он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к песне. Если песня нравится, то она становится достоянием ребенка. Жаль, что мало родителей исполняют песни вместе с детьми в кругу семьи.

          

               3. Слушание музыки.

           Слушание музыки имеет свои возможности. Оно обладает большой силой воздействия на детей. Само отношение родителей к музыке передается ребенку. Если ребенок заинтересованно слушает произведение вместе с родителями и высказывает свое отношение, то это не проходит бесследно. Он духовно обогащается, формируются его вкус, привязанности. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, ее общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкусы детей.

             4. К семейным традициям относятся праздники.

             Праздники появились очень давно, и люди всегда сами создавали их. Еще в древние времена праздники были не только развлечением – они воспитывали, пробуждали в людях чувство прекрасного, позволяли расслабляться и чувствовать себя свободными. Как известно из истории, организация праздников относилась к числу любимых занятий наших предков. Сегодня проведение традиционных домашних праздников с использованием музыки и пения не потеряло своей актуальности.

              Семейные праздники по случаю дня рождения взрослых и детей, а также таких знаменательных дат, как день свадьбы родителей, день памятного события в жизни членов семьи (поступление в школу, победа на конкурсе и др.), имеют значительный воспитательный потенциал. К семейным праздникам также относят проведение в доме общественных праздников: День матери, День отца, День семьи, профессиональные праздники взрослых. Подготовка детьми и взрослыми предстоящего праздника (придумывание сценария, подбор музыки, песен, выпуск стенгазеты, приготовление праздничных угощений), вручение подарков при особом эмоциональном подъёме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, сплачивает семью как коллектив.

          Тема возрождения семейных традиций особенно актуальна для России в настоящее время как в духовной и нравственной сфере, так и в сфере воспитания детей, их общего и музыкального образования. Положение в культуре, в частности музыкальной, вызывает тревогу и опасение. Засилье низкопробной поп-музыки в быту практически не оставило возможности, а зачастую и потребности в общении с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Мы, педагоги и родители, часто забываем о том, что музыкальное воспитание является важным средством формирования духовного облика человека. Главная цель такого воспитания – не столько овладение музыкальными знаниями и навыками, сколько нравственное усовершенствование человеческого духа. Как известно, все семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. Такое отношение к музыке в семье порождает музыкальные традиции. Вместе с тем в семье имеются все возможности для применения различных видов музыкальной деятельности. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в музыкальной среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура, складываются определенные традиции. Именно взрослые должны обогатить духовный мир ребенка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, сформировать основы музыкальной культуры; развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности, способствовать общему развитию детей средствами музыки, передать традиции своего народа.

        Формирование семейных традиций в проведении свободного времени является залогом счастливой дружной семьи, в которой не остается места вредным привычкам (увлечение алкоголем, курением, наркотиками) и непониманию, отчужденности, озлобленности, скуке. У малыша, вырастающего на добрых традициях, постепенно формируется «ОБРАЗ СЕМЬИ», который он проносит через свою жизнь и, став взрослым человеком, создает свою семью, основанную на любви, уважении друг к другу и совместных общих делах.

C:\Users\dmird\Desktop\Методичес копилка\IMG_2451.jpg

Любовь к музыке   порождает музыкальные традиции, формирует музыкальную культуру, обогащает духовный мир ребенка.

           Плохо это или хорошо, круто или не круто, но самой большой ценностью обладает то, чего нельзя увидеть, то, что мы чувствуем сердцем…          

                                                                Харуки Мураками


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальный салон "Соприкосновение семьи с традициями воспитания культуры ребенка через русскую классическую музыку П.И. Чайковского"

Сценарий досуга по творчеству П.И.Чайковского с участием детей и родителей подготовительной группы....

Сценарий развлечения для подготовительной группы "Музыкальные традиции моей семьи"

Наш сценарий опирается на музыкальные традиции, которыми поделились с нами семьи наших воспитанников....

Родительское собрание в первой младшей группе на тему «Семья. Семейные ценности. Традиции в семье.»

laquo;Родительское собрание в первой младшей группена тему «Семья. Семейные ценности. Традиции в семье.»Цель: установить доверительные и партнерские отношения с родителями; воспитывать чу...

Приложение №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 год

Приложение  №1 к программе по взаимодействию музыкального руководителя с семьями воспитанников «Музыкальная семья» План работы по взаимодействию с семьями воспитанников на 2022-2023 г...

Народные музыкальные традиции в семье.

Народные музыкальные традиции в семье.МБДОУ детский сад комбинированного вида № 3г. ЛебедяньМузыкальный руководитель Фадеева И.В.и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок  и условий, ...