Мастер-класс для родителей "Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка

Гасюк Нина Николаевна

Во время мастер-класса родители знакомятся с нестандартным оборудованием, с необходимостью его использования в процессе коррекции речевых нарушений в домашних условиях. Родители вместе с детьми практическим путём осваивают способы и приёмы проведения игр и упражнений с использованием разнообразного нестандартного оборудования, получают необходимые рекомендации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

               Гасюк Нина Николаевна, воспитатель МБДОУ № 62, г. Северодвинск

Использование нестандартного оборудования в процессе коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Мастер-класс для родителей и детей

старшей группы компенсирующей направленности

Цель. Коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством использование нестандартного оборудования.

Задачи.

1. Познакомить родителей  с нестандартным оборудованием, с необходимостью его  использования в процессе коррекции речевых нарушений.

2. Помочь родителям практическим путём освоить способы и приёмы проведения игр с использованием нестандартного оборудования, дать необходимые рекомендации.                                                      

3. Побуждать родителей применять предложенные игры и упражнения в домашних условиях.                                              

Оборудование. Массажные мячи, «Человечки не для скуки – мастера на все руки» (шестигранные карандаши, бутылочки), «Шумелки-гремелки», прищепки, картинки, круги, линейка, корзинки.

У дошкольников с общим недоразвитием речи недостаточно сформированы все компоненты речевой системы: фонетика, лексика, грамматика, связная речь.

Кроме этого, у детей наблюдается недоразвитие психических функций (мышления, воображения, восприятия, внимания, памяти). У них слабо развита общая и мелкая моторика, они плохо ориентируются в пространстве. Имеются и другие сопутствующие нарушения.

Дети нуждаются в помощи, направленной на коррекцию их проблем. Если мы совместно с вами будем помогать детям,  то к началу обучения в школе многие трудности будут скомпенсированы – и обучение станет более успешным.

Важно учитывать, что у детей с нарушениями речи снижен познавательный интерес, поэтому простое, без подготовки называние предметов, признаков, действий или выполнение других заданий может оказаться напрасным трудом. Необходимо побудить детей слушать и слышать взрослого.

В этом случае очень хорошо помогает нестандартное оборудование: массажные мячи, «Человечки не для скуки – мастера на все руки» (шестигранные карандаши, бутылочки), «Шумелки-гремелки», прищепки и др.

Карандаш, фломастер, массажный мяч, прищепка во время совместных занятий превращается в игрушку. Это доставляет детям удовольствие.

Нестандартное оборудование находится у нас в центре речевой активности, всегда под рукой, доступно детям в любое время.

С его помощью можно организовать в нестандартном формате игры, направленные на развитие:

•        моторики;

•        ориентировки в пространстве;

•        фонематического восприятия;

•        словарного запаса, грамматического строя;

•        речи.

Перед проведением игр и упражнений надо вспомнить с детьми, где правая, где левая рука. Можно использовать цветную резинку. Резинка используется как ориентир. Тактильные ощущения соприкосновения резинки с рукой способствует запоминанию,  закрепляя понятия «правая рука», «правая сторона».

Далее дети вместе с родителями выполняют упражнения и игры, используя различное нестандартное оборудование.

I.        Игры с использованием массажных мячей

  • Я на мячик нажимаю, (правой рукой нажимать)

Я зарядку делаю.  (левой рукой)

Будет сильной правая, (сжимать)

Будет сильной левая,

Будут ручки у меня (катать взад-вперёд ладошками)

Ловкие, умелые! (катать взад-вперёд ладошками и пальцами)

  • По руке круги катаю,

Из-под руки не выпускаю.

(Положить мячик между ладонями, делать круговые движения.)

Поверну, а ты проверь!

Сверху правая теперь!

Взад-вперёд его качу,

Вправо-влево, как хочу!

(Положить мячик между ладонями, делать движения вперёд-назад,  вправо-влево.)

  • Мячик я держу в руке, (дети кладут мячик на правую ладошку)

Зажимаю в кулаке, (крепко сжимают его)

Разжимаю (раскрывают ладонь)

И ладошками катаю (катают мячик между ладонями)

  • Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол.

          (Перебрасывать мяч из руки в руку.)

  • Мячик мой не отдыхает,                                                                                                   Между пальцами гуляет. И т.д.

II.        Игры с «Человечками не для скуки –   мастерами на все руки» (шестигранные карандаши, бутылочки)

        Карандаши

1. Самомассаж ладоней

2.  Самомассаж пальцев

3. Самомассаж ладоней и пальцев

Взять карандаш подушечками большого и указательного пальцев. Перетирающими движениями кончиками пальцев перекатывать карандаш вперед-назад, слегка нажимая на него. Аналогично сделать самомассаж кончиков среднего и большого пальцев, большого и безымянного, большого пальца и мизинца.  

С шестигранными карандашами можно придумать много других интересных игр и упражнений.

  •  «Команды»

В правую руку «человечка» возьмите,

На него посмотрите.

Теперь его вверх поднимите

И опять на него взгляните.

«Человечка» вправо-влево!

Нарисуйте круг умело.

«Человечек» близко, теперь вдали,

Ты ему в глазки смотри!

Теперь быстро вы моргайте

И команды выполняйте!

(присесть, постучать;  повороты направо, налево; руки вперёд, «человечка» покатать; руки вверх, «человечка» из руки в руку передать)

  • «Раздели на слоги» - дети отстукивают или прокатывают «человечка» столько раз, сколько слогов в слове.

        Бутылочки

  • «Команды»

-Возьми (обхвати) «человечка» большим и указательным (средним, безымянным, мизинцем) правой (левой) руки.

-Прокати «человечка» между ладонями, между пальцами, между ладонями и пальцами.

-Погреми у правого (левого) уха.

-Поставь человечка на правое (левое) колено. И т. п.

•        «Раз, два, три - повтори!»

Вариант 1. Детям предлагается повторить ритмический рисунок или количество ударов.

Вариант 2. Педагог читает стихотворение или называет чистоговорку. Дети прокатывают бутылочки, стучат ими по ладони, поверхности в такт стихотворению или чистоговорке.

  • Цок, цок, цок, цок!

Я лошадка — серый бок!

  • Да – да – да - наступили холода.

•        «1-2-3 - слово на слоги раздели»

Назвать слова-предметы (действия, признаки). При этом ребёнок отстукивает, встряхивает или прокатывает человечка-бутылочку между ладонями на каждый слог в слове.

•        «Звук …  услышишь ты – «человечка» подними»

•        «Человечка передавай и слова (домашних животных, игрушки, мебель…) называй»

III.        Игры с использованием прищепок

•        «Кто больше придумает слов с определённым звуком» 

Дети называют слова с определённым звуком, прикрепляя прищепки одну к другой.

•        «Цепочка»

Конечный звук предыдущего слова – это начальный звук следующего слова.

•        «Разведчики» (полоска или линейка)

Дети должны определить место заданного взрослым звука и соответственно прикрепить прищепку.

•        «Слово называй – прищепку прикрепляй» (круги)

•        «Различай и называй» (картинки)

1 вариант. Надо прикрепить прищепки только к тем картинкам, в названии которых есть заданный звук.

2 вариант. Прикрепить фиолетовую прищепку к картинкам, в названии которых есть, например, звук «с», а оранжевую прищепку – в названии которых есть звук «з».

Подобные игры можно организовать и с использованием «Шумелок - гремелок» (показать образец).

Это лишь небольшое количество игр с нестандартным оборудованием. Мы используем его намного шире. Более подробную информацию вы можете найти в папках «Нестандартное оборудование для коррекции речевых нарушений».

Разнообразие игр будет зависеть от вашей с детьми фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие произвольной моторики как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста".

Вам представлены задания наразвитие графических навыков. Эти упражнения помогут развить у ребят мелкую моторику, произвольное внимание, зрительное восприятие, научат детей ориентироваться налист...

Использование компьютерных технологий при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повыша...

Педагогический Проект "Коррекция речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики"

Педагогический Проект разработан для учителей-логопедов, рекомендован в работе воспитателей групп компенсирующей и комбинированной направленности. Цель Проекта: преодоление речевых нарушений у детей с...

Взаимосвязь работы семьи и логопеда при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Обучение ребенка в дошкольном учреждении проводится по разным направлениям:развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной);исправление звукопроизношения;формирование ритмико-мелодической стороны ре...

Использование куклотерапии для коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста.

Кукла в руках пациента – ширма, за которой можно спрятаться, отделиться от самого себя и раскрыться.Кукла в руках психотерапевта отвлекает пациента от серьезности процесса и дает поговорить по душам. ...

Дополнительная общеразвивающая программа речевой направленности по коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет, не посещающих группы компенсирующей направленности и логопункт «Речевой калейдоскоп»

Цель программы – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительн...

«Повышение эффективности процесса коррекции речевых нарушений у воспитанников старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием авторского мини сборника дидактических пособий «Логопедические помощники»»

Актуальность данного пособия заключается в том, что, работая с детьми, имеющими нарушения речи, очень трудно бывает заинтересовать и удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия и проц...