Вы пришли в музей
консультация (старшая, подготовительная группа)
Рекомендации для родителей детей старших и подготовительных групп с целью помочь им сориентироваться на экспозиции Русского музея, выбрать тему и зрительный ряд
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рекомендации для родителей детей старших и подготовительных групп | 392.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Как провести экскурсию с детьми дошкольного возраста
Уважаемые родители, при посещении музея очень важен правильный отбор произведений для занятий с дошкольниками. Показываемые произведения должны быть доступны возрастному пониманию и вызывать у детей эмоциональный отклик, пробуждать их любознательность. Необходимо провести предварительную работу по ознакомлению с искусствоведческой литературой по выбранной теме, чтобы не перенести на детей как завышенный объем информации, так и неадекватные детской психологии установки.
Рекомендуемые темы экскурсий в Русский музей
«Скульптура Летнего сада»
Рекомендуемый зрительный ряд:
- В. Бренна. Фасад Инженерного (Михайловского) замка. 1797 – 1800.
- Карпиев пруд, Главная аллея, решетки Летнего сада.
- Д. Бонацца. Площадка «Круговорот суток»: «Аврора», «Полдень», «Закат», «Ночь»
- П. Клодт. Памятник И.А. Крылову. 1855.
- Д. Трезини. Фасад Летнего дворца Петра I. 1711 – 1712.
В этом возрасте целесообразно проводить прогулки по садам и паркам Петербурга, возможна поездка в Летний сад. Главная задача – любование красотой природы и скульптур, украшающих сад. Постарайтесь помочь детям почувствовать гармонию природы и искусства. Гуляя по осеннему парку, обратите внимание на красоту падающих листьев, на их плавный полет, разноцветный ковер из листьев на земле, на красоту линий веток и стволов деревьев, чистоту осеннего неба в солнечный день, на то, как красиво смотрятся ветки деревьев на фоне неба, на звонкий прозрачный или сырой холодный воздух и т.д. Предложите ребенку послушать шорох листьев под ногами, шелест листьев на деревьях от ветра. Спросите, о чем могли бы рассказать эти листья, дайте ребенку возможность пофантазировать. Потрогайте вместе с ребенком кору деревьев, ощутите ее шероховатость, дайте возможность ребенку выразить словами свои ощущения.
Обратите внимание на скульптуру Летнего сада. Покажите их роль в декоративном убранстве сада. Рассмотрите атрибуты, помогающие понять содержание образа скульптуры. Подведите к пониманию, что скульптура – искусство объемное, ее нужно смотреть с разных сторон. Прогулки по паркам целесообразно проводить в разное время года, чтобы дети могли видеть красоту природы в любом состоянии.
«Народное искусство»
Одним из важных методических приемов этой экскурсии является прием узнавания. Дети особенно активно реагируют на то, что уже видели на слайдах, репродукциях, в какие игрушки играли: дымковские, филимоновские, богородские игрушки, матрешки, гжель, хохлома, жостово. Народное искусство всегда вызывает у детей восхищение. При рассматривании обращайте внимание на особенности росписи изделий, колорит, элементы узоров, материал, сказочные сюжеты и персонажи.
Расскажите, что летом крестьяне обрабатывали землю, хлеб растили, выращивали скот, а зимой занимались ремеслом. Мы знаем очень мало имен народных мастеров. Свое мастерство они передавали из века в век от отца к сыну, от матери к дочери. Украшая свой быт, мастера создавали вещи не только прочные, нужные, удобные, но и красивые, которые вносили в жизнь праздник, красоту, дарили радость, излучали тепло. Из чего народные мастера создавали свои изделия, из каких материалов? Из того, что было под рукой: глина, дерево, железо, кость. А игрушки и изо мха, соломы, шишек.
«Пейзаж»
Зрительный ряд могут составить пейзажи И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, А. Куинджи, И. Айвазовского, Ф. Васильева, В. Поленова. Это материал для нескольких экскурсий.
Для успешной работы по теме «Пейзаж» необходима постоянная работа по накоплению художественного опыта в повседневной жизни – это наблюдения в природе, игры – упражнения, собственно художественная деятельность детей, чтение стихов, художественных произведений, слушание музыки. Очень важно проводить с детьми наблюдения: как в город приходят осень, зима, весна, лето. Обращайте внимание, на то, как изменяется природа (наряд деревьев, цвет неба, прозрачность воздуха, его звонкость). Наблюдая разные состояния природы, обращайте внимание на эмоциональное состояние самих детей во время наблюдения.
Рассматривание картин начинайте с вопроса «Что видите?», определите состояние природы, поговорите о цвете, настроении, перспективе, если она есть. Сравните знакомые детям реальные картины природы и произведения, изображающие ее. Обращайте внимание на красоту русского пейзажа, на то, что каждый художник по – своему изображает его.
«Портрет»
Зрительный ряд могут составить следующие картины:
- И. Вишняков. Портрет С.-Э. Фермор.
- Д. Левицкий. Портреты Воронцовых.
- Д. Левицкий. Портреты девочек – воспитанниц Смольного института.
Для подготовки к данной теме хорошо проводить в повседневной жизни игры – наблюдения за окружающими людьми и их эмоциональным состоянием. Ребенку предлагается мимикой изобразить различные эмоции: плач, горе, усталость, сосредоточенность, злость, любовь, радость, удивление и т.д.
Рассматривая портреты, предложите детям передать, что они видят, кто изображен, во что одет, что делает, о чем думает, какие краски использует художник, о чем нам художник рассказывает в портрете. Помогите детям увидеть в портрете движение, если оно есть, и характер.
«Скульптура»
Рекомендуемый зрительный ряд:
- С. Иванов. Мальчик в бане. Бронза. 1853.
- Н. Либерих. Бегущий северный олень. Бронза.
- Н. Либерих. Густопсовая борзая Славный. Бронза. 1874.
- Ф. Каменский. Первый шаг. Мрамор.
Скульптуру рассмотрите внимательно со всех сторон: что изображено, что происходит, из чего сделана скульптура, как скульптор показал движение, если оно есть, фактуру (как металл под рукой мастера превращается в мягкую шерсть собаки, или в гладкую кожу загорелого мальчика и т.д.). Дайте эмоциональную характеристику образа. Полюбуйтесь красотой линий и форм, дайте понятие «обнаженная натура». Помогите ребенку понять, что скульптура объемная, а картина плоская.
В работе с произведениями искусства называйте имена художников и скульпторов.
«Мой любимый город»
Зрительный ряд могут составить достопримечательности Петербурга:
Памятник Петру I, Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский и Казанский соборы, Зимний и Михайловский дворцы, Дворцовая и Михайловская площади, Арка Главного штаба, Александровская колонна…
В этом возрасте очень важно показать детям красоту и неповторимость родного города. Учитывая отдаленность нашего района от исторического центра города, важно как можно чаще вывозить детей на прогулку по городу. Это может быть просто прогулка по набережной Невы, по Невскому проспекту, по Дворцовой площади и т.д.
При знакомстве с архитектурными памятниками города обращайте внимание на характерные особенности зданий, выделяйте такие отличительные признаки, как колонна, шпиль, купол и т.д., учите детей видеть неповторимость архитектурных сооружений, воспитывайте любовь к родному городу. Зрительный ряд любой экскурсии должен составлять 7 – 9 позиций и по времени занимать не более 40 – 45 минут.
Правила поведения в музее
Сегодня мы с вами отправимся в царство самой «Красоты». Мы поедем в музей! Как же мы будем себя вести в музее?
Что можно делать в музее?
- Внимательно смотреть «во все глаза».
- Внимательно слушать.
- Любоваться красотой.
Что нельзя делать в музее?
- Шуметь, кричать, топать, говорить громко, бегать.
- А самое главное, ничего нельзя трогать руками.
В музее каждый день бывают тысячи посетителей. Если каждый потрогает картину руками, что с ней может случиться? Мы можем её повредить, запачкать. Краски могут от этого осыпаться. И скульптура может пострадать, если её трогать. В музее все очень бережно относятся к произведениям искусства.
А мы будем их беречь? Конечно, мы тоже любим красоту.
В музее каждый день бывает много людей. Поэтому нужно вести себя так, чтобы не мешать другим. Да и сама «Красота» боится шума. Она прекрасная, лучезарная, чарующая, волшебная, нежная, трепетная, таинственная. Давайте постараемся её не испугать.
Перед экскурсией желательно почитать искусствоведческую литературу по выбранной Вами теме. Приведенный ниже список литературы поможет Вам в данной работе. Хорошо предварительно посетить музей без ребенка, чтобы составить зрительный ряд.
Литература для подготовки к экскурсиям.
- Алянский Ю.Н. Рассказы о Русском музее. Л. 1988
- Петров Г.Ф. Идем по Русскому музею. Л. 1988.
- Алексеева В.В. Что такое искусство. М. 1973.
- Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М. 1983.
- Волков Н.Н. Цвет в живописи. М. 1984.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. М. 1977.
- Ермонская В.В. Что такое скульптура. М. 1977.
- Ковтун Е.Ф. Как смотреть картину. Л. 1960.
- Костин В.И., Юматов В.А. Язык изобразительного искусства. М. 1978.
- В. Аристова. История искусства для детей. Икона. М. 2001.
- И. Богуславская. Русская глиняная игрушка. Л. 1975.
- Ю. Овсянников. Великие зодчие Санкт – Петербурга. СПб. 1996.
- И. Храбрый. Три века архитектуры. СПб. 2001.
- Ю. Раков. Эмблемы и символы Петербурга. СПб. 2001.
- Ю. Раков. Скульптурный Олимп Петербурга. СПб. 2000.
- А. Калюжная. Мифы и были в скульптуре Северной Пальмиры. СПб. 2001
- В. Нестеров. Львы стерегут город. СПб. 2001.
- Осокин В.Н. Рассказы о русском пейзаже. М. 1963.
- Попова Т.Ф. Беседы о русской скульптуре. М. 1964.
- Былины. Русские богатыри. В пересказе для детей И. Корнауховой.
- Русские народные сказки.
- Ишимова. А. История России в рассказах для детей.
- М. Казиева. Сказка в русской живописи. М. 2002.
- В. Бялик. Пейзаж. М. 2001.
- С. Попова. Интерьер. М. 2002.
- Г. Ветрова. Портрет. М. 2002. и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музеи Москвы. Палеонтологический музей.
Совместная работа детей и родителей....
Реализация проекта "Дети в музее" в детском саду. Организация образовательной деятельности детей в рамках проекта "Дети в музее". Мини- музей в детском саду
В современном обществе музеи продолжают свою культурную и просветительскую деятельность. Именно в дошкольном возрасте необходимо приучать ребенка к нравственно- культурным ценностям, муз...
Конспект " Занятия" - Мы пришли в музей
Конспект занятия по изобразительному искусству в подготовительной группе.Воспитатель Кочина Ольга ИвановнаГБДОУ №16 Центрального района Санкт-Петербург «МЫ ПРИ...
Если вы пришли в музей... Правила поведения для воспитанных детей
Обучающая презентация для дошкольников о музейной культуре и правилах поведения в музее...
Программа для старшего дошкольного возраста "Мы пришли в музей "
Программа включает календарно-тематическое планирование по ознакомлению детей с историе, культурой, природой коми края срадствами музейной педагогики...
Программа "Мы пришли в музей" на 2015-2016 и 2016-2017 учебные годы
Программа по приобщению к этнокультурному развитию воспитанников средней, старшей и подготовительной к школе групп...
ВИДЕОУРОК Музей-детям. «Если вы пришли в музей….Правила поведения для воспитанных детей».
Мастер-класс Музей-детям. «Если вы пришли в музей….Правила поведения для воспитанных детей». https://drive.google.com/file/d/1KLEdj_AMZijOhYRr5VwXfWv6y8Z84VFL/view?usp=drivesdk...