Мастер- класс "Нетрадиционные пальчиковые игры"
материал

Гладких Мария Николаевна

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 161»

Мастер- класс для родителей

«Нетрадиционные пальчиковые игры»

https://pic.rutubelist.ru/video/0d/64/0d6482b2f0e56f3bdfba005f16498305.jpg

Оренбург

2023

Цель – построение эмоционально-доверительных взаимоотношений, способствующих полноценному развитию ребенка и позитивной самореализации взрослых. 
Задачи:

1.Пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в ДОУ;

2.Дать родителям теоретические знания о значении развития мелкой моторики рук в общем и речевом развитии ребёнка.

4. Предоставить практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.


Здравствуйте уважаемые родители! Наверное, каждый из вас хорошо помнит своё детство. И, глядя на своих детей, мы часто думаем о том, как хорошо было в нашем детстве…

И конфеты были слаще, и мороженое вкусней… Предлагаю вам ненадолго окунуться в прекрасный и волшебный мир детства…

 «Немного теории…»

«Рука – это вышедший наружу мозг человека» И. Кант.

- На ладони находится множество биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов.

Например,

мизинец – сердце,

безымянный – печень,

средний – кишечник,

указательный – желудок,

большой палец – голова.

Следовательно, воздействуя на определенные точки, можно влиять на соответствующие этой точке орган человека.

Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

- способствует овладению навыками мелкой моторики;

- помогает развивать речь;

- повышает работоспособность головного мозга;

- развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;

- развивает тактильную чувствительность;

- снимает тревожность.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх - потешках. Самый известный вариант такой игры - «Сорока-сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. (совместно с родителями проводится игротренинг).

    Игротренинг

    Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья!

(попеременно массируем пальцы руки, на последней строке сжимаем и разжимаем кулачки)

Игра с бельевыми прищепками  «Уточки и гуси» :

Берутся не тугие бельевые прищепки. Прищепкой прищемите ногтевые фаланги пальцев (кроме большого).

На каждый ударный слог меняйте пальчик.

5-- – 4 –-- 3 ---– 2 Наши уточки с утра

2 –-- 3 –-- 4 – ---5 Кря - кря – кря – кря!

Другая рука:

5--- – 4--- – 3 ---– 2 Наши гуси у пруда

2 ---– 3 ---– 4---5 Га – га – га – га! В совместной деятельности возможно варьирование упражнений и повторение их в различных ситуациях, в результате чего можно заметить большой интерес у детей к выполнению многих игр и упражнений.

«Котенок кусается» Берем бельевые прищепки и прищепляем ногтевые фаланги пальцев на каждый ударный слог (от указательного пальца к мизинцу и обратно). После 1-го двустишия – смена рук. 2 3 4 5 Кусается сильно котенок-глупыш, 5 4 3 2

Он думает: это не палец, а мышь (смена рук) 2 3 4 5 Но я же играю с тобою, малыш, 5 4 3 2 А будешь кусаться – скажу тебе«Кыш!».

Игра с узелками

«Забавные узелки» (веревка с узелками). Берем шнурки разной расцветки, завязываем на них 4-8 узелков. Ребенок пальцами перебирает узелки, называет членов своей семьи. Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья.

Игра с решеткой для раковины, подставкой под горячее. «Зоопарк» Берем решетку для раковины, кладем её на стол. Ребенок ходит указательными пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно и двумя одновременно. В зоопарке мы ходили, К каждой клетке проходили И смотрели всех подряд: Медвежат, волчат, бобрят.

Игры с горохом и фасолью. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке (как при сборе ягод, и так набирает целую горсть. После двустишия - смена рук, каждая горошина берется на ударный слог. Можно заменить горох желтыми и зелеными пульками для детских пистолетов. С блюдца я беру горошки, Словно птица клювом крошки. И полны мои ладошки – Руки держат все горошки.

Игры с клубками- моталочками. Берем клубок и начинаем мотать в руке в рифму стихотворению.

Эта птичка – соловей, Эта птичка – воробей, Эта птичка – совушка, Сонная головушка, Эта птичка свиристель, Эта птичка – коростель, Эта птичка – злой орлан, Птички, птички по домам.

«Катушка ниток». Катаем катушки в ладошках. Наматываем нитку на катушку. Вместо катушки можно использовать клубок ниток. Намотаю ниток много На клубочек я друзья. Чтобы бабушка связала шарфик теплый для меня.

Игры с орехами «Орешки». Берем грецкие орехи и катаем между ладонями (по кругу). Я катаю мой орех, Чтобы стал круглее всех.

Игры с щеткам. Растираем зубной щеткой или маленькой щеткой для одежды сначала подушечку пальчика, затем медленно опускается к его основанию.

Я возьму зубную щетку, Чтоб погладить пальчики. Станьте ловкими скорей, Пальчики – удальчики.

Игра с воздушными шарами «Волшебные шары». Берем воздушные шары, наполненные мелкой солью, и нажимаем пальцами обеих рук на шар на каждый ударный слог. Мягко кошка, посмотри, Разжимает коготки. И легонько их сжимает – Мышку так она пугает. Кошка ходит тихо-тихо, Половиц не слышно скрипа, Только мышка не зевает, Вмиг от кошки удирает.

     

     Игры – шнуровки

Можно использовать как фабричного производства, так и выполненного своими руками. (Многообразные шнуровки представлены на выставке). Такие игры развивают пространственную ориентировку, внимание, формируют навыки шнуровки, развивают творческие способности, способствуют развитию точности глазомера, последовательности действий. Вышивание шнурком является первой ступенькой к вышиванию иглой.

      Игры колючим мячиком:
Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю,
Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)
И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и расжимаем мячик)
Колобок я разожму и другой рукой начну,
Колобок наш отдохнёт и опять играть начнёт. (повторяем тоже самое другой рукой)

     Пальчиковая гимнастика с карандашом
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.


    Пальсчиковая гимнастика с платочками.
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял!
(с силой вытянуть платочек)


    Пальчиковая игра «Башмачки»:
Берём пластмассовые крышки от бутылок (4 штуки) и надеваем их, как обувь, на указательные и средние пальцы. «Идём» пальцами как ножками, не отрывая «обувь» от поверхности стола, как бы шаркая. После каждого двустишия – смена рук.
Катя туфли потеряла,
Долго плакала, искала.
Другая рука:
В крышки пальчики обула
Смело в них вперёд шагнула.
Другая рука:
Пошла Катя на прогулку
По кривому переулку.
Другая рука:
Пальцы, словно ножки,
Обуты в босоножки.
Другая рука:
Каждый пальчик будто ножка
Только шаркает немножко.


     Игра «Математика на спичках»
С помощью этой игры развивается мелкая моторика, речь и математические способности. Спички мы используем ещё в одной игре: «Выложи из спичек». Ребёнок выкладывает (по образцу) из спичек орнамент или узор.

     Пальчиковые игры с природным материалом (шишки, грецкие орехи, желуди).

  1. Я сильнее всех на свете!

Буду шишки я сжимать.

Буду шишки я сжимать,

Буду руки развивать.

Левую и правую,

Правую и левую.

Шишку я в руке держу

То сожму, то разожму

Поиграю с нею –

Ладони разогрею.

  1. В руки я орех возьму,

И немного покручу.

Так, так и вот так.

Я орешек покручу.

Между пальцев положу,

И вот так его держу.

Так, так, и вот так

Между пальцев положу.

Я в ладошку положу,

Крепко я его сожму.

Не разбил орешек сам,

Белке я его отдам.

  Пальчиковая гимнастика «Ладошки»
- Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

    Заключение.

Все перечисленные развивающие игры нужно проводить совместно с детьми, т.к. здесь необходимо участие взрослого и ободряющее внимание к игровой деятельности. Любые упражнения будут эффективнее, если они будут регулярны.

   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс- пальчиковые игры

«Руки дают человеку голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки сноваспособствуют развитию мозга»И.П.ПавловПальчиковые игры активно развивают речь ребенка, поэтому эта тема може...

Мастер-класс "Пальчиковые игры"

Мастер-класс: «Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через пальчиковые игры»...

мастер класс "Пальчиковые игры"

какие бывают пальчиковые игры....

Мастер - класс Пальчиковые игры для дошкольников

В материале представлены различные аспекты использования пальчиковых игр при работе с детьми младшего дошкольного возраста....

Мастер-класс "Пальчиковые игры"

пальчиковые игры без предметов...