Оборудование: столы, стулья, цветные шестигранные карандаши, спички или палочки, мячи-ежи, грецкие орехи.
Ход мастер-класса.
1. Уважаемые коллеги (родители) сегодня я предлагаю окунуться в волшебный мир пальчиковых игр. М.Монтессори говорила «Таланты детей находятся на кончиках их пальцев». А мы все мечтаем, чтобы наши дети были самыми талантливыми. Пальчиковые игры - это упражнения, укрепляющие мелкие мышцы руки. Они необходимы не только для развития общей и мелкой моторики, но и для развития речи, интеллектуального развития, совершенствования функций коры головного мозга и в дальнейшем формирования навыка письма в школе. Игры эти очень эмоциональные, их можно проводить как в детском саду, так и дома. Пальчиковые игры - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. В наши дни одним из показателей и условий хорошего психологического и физического развития ребёнка является развитие мелкой моторики его пальцев рук. Выполняя пальчиками определённые упражнения (игры), ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики пальцев рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребёнка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений.
2. Большинство детей имеет нарушение или недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Движения рук бывают неловкими, несогласованными, у них часто не выделяется ведущая рука. Дети порой не в состоянии одновременно действовать двумя руками сразу. Например, ребенок не может держать одной рукой основание пирамидки, а другой нанизывать колечко на стержень, или просто держать предмет в одной руке, а другой подхватывать другой предмет и т.п. Недостаточное развитие зрительно-двигательной координации приводит к тому, что ребенок часто промахивается при попытке взять предмет, так как неверно оценивает направление. Коррекция нарушений мелкой моторики проходит в следующих направлениях: •Пальчиковая гимнастика (театр на руке, теневой театр, игры с пальцами). •Использование различных приспособлений (массажные мячики, валики, ёжики, скалочки, семена). •Игры с мелкими предметами (косточки, бусы, камешки, пуговицы, скрепки, спички, мелкие игрушки). •Завязывание бантиков, шнуровка, застёгивание пуговиц, замков. •Игры с нитками (наматывание клубков, выкладывание узоров, вышивание, плетение). •Работа с бумагой (складывание, обрывание, вырезание, выкладывание узоров). •Работа с карандашом (обводка, штриховка, раскрашивание, выполнение графических заданий, графический диктант).
3. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы. В дошкольных учреждениях педагоги (воспитатели) используют накопленный опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. Подборка игр и упражнений, их интенсивность, количественный и качественный состав варьируются в зависимости от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Считается, что для разностороннего гармоничного развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях - на сжатие, на растяжение, на расслабление. Для этого используются приемы: •систематичность проведения игр и упражнений. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам; •последовательность - (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении - на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и перепрыгивать через какие-то виды упражнений, так как это может вызвать негативизм ребенка, который на данный момент физиологически не в состоянии справиться с заданием; •все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно быть утилитарным и оцененным; •если ребенок постоянно требует продолжения игры, необходимо постараться переключить его внимание на выполнение другого задания. Во всем должна быть мера. Недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к негативизму.
4. Существует огромное количество игр и упражнений, развивающих мелкую мускулатуру. Их можно условно разделить на несколько групп. Я вас познакомлю сейчас с некоторыми из них, и вы в них поиграете. Группа игр с предметами. а) - игры с палочками (спичками, веточками) где детям предлагается выполнить рисунок из палочек с постепенным усложнением задания: • выполнить узор после выкладывания его взрослым; • по конечному результату (образцу); • по уменьшенной схеме; • по словесной инструкции; • выкладывание букв и цифр из веточек. Уважаемые коллеги давайте выложим рисунок по словесной инструкции (если мастер-класс для родителей, то по уменьшенной схеме). б) пальчиковые игры с карандашом (желательно, шестигранным, так как он дополнительно массажирует пальцы и ладонь), где детям можно предложить следующие задания (выполнение заданий педагогами и родителями) • катать карандаш между ладонями обеих рук – от кончиков пальцев до основания ладони; • катать карандаш подушечками двух пальцев (большого и указательного, большого и среднего, большого и безымянного), поочерёдно правой и левой рукой; • катать карандаш между соответствующими пальцами обеих рук по очереди (между указательным пальцем правой руки и указательным пальцем левой руки и т.д.); • поочерёдно пальцами обеих рук катать карандаш по столу; поочерёдно пальцами обеих рук катать два карандаша по столу. в) игры и упражнения с использованием мелких предметов и природного материала, где можно использовать такие варианты заданий: • нанизывание на проволоку, шнурок необходимое количество бусин, шариков, пуговиц по демонстрации действия, по образцу, по рисунку узора, по словесной инструкции; составление бус (нанизывание бусин разных цветов в определённой последовательности); • сортировка мелких предметов (бусин, пуговиц, монет, горошин, зёрен и т.д.); ребёнку необходимо разложить предметы на группы, двигая их подушечками пальцев по столу или осуществляя захват предметов двумя пальцами правой (или левой) руки поочерёдно (большим и указательным, большим и средним и т.д.); игра «Золушка»; • сжимание и разжимание мелких резиновых игрушек (мячей-ежей, цилиндров с разнообразными шипами) одной рукой, пальцами одной руки; двумя руками одновременно или поочерёдно; • растирание ладоней грецкими орехами (массаж ладоней, включая тыльную сторону); • перекатывание грецких орехов по столу одной рукой (двумя руками); • перекладывание мелких предметов (бобов, гороха, пуговиц, бусин, мозаики) из одной ёмкости в другую; захват предмета осуществляется попеременно двумя пальцами; усложнение – захват двух-трёх предметов одновременно; • складывание пирамидок, матрёшек, любых сборных игрушек; вкладывание формочек одна в другую; подбирание крышек к разнообразным ёмкостям; • нанизывание колец на тесьму, стержень; • пальчиковый театр; • выкладывание из круп, пуговиц, бусинок букв, цифр, разнообразных рисунков; • «рисование» картин крупой, бусинами, семенами, листьями деревьев. Группа игр с речевым сопровождением. Это игры и упражнения, основанные на использовании различных стихотворений, потешек. В огороде много гряд, тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох, а картофель разве плох? Наш зелёный огород нас прокормит целый год ! У Лариски 2 редиски, у Антошки 2 картошки. У Сережки-сорванца 2 зеленых огурца. А у Вовки 2 морковки, да еще у Петьки 2 хвостатых редьки. ( загибаем пальчики по одному или по два на каждое название овоща)
С веток ягоды снимаю и в лукошко собираю. ("срывают" ягодки и "кладут" в ладошку. Ягод - полное лукошко! Я попробую немножко. (щипотку поднести ко рту) Я поем ещё чуть - чуть - легче будет к дому путь! Я поем ещё малинки. Сколько ягодок в корзинке? Раз, два, три, четыре, пять… (загибаем пальчики) Снова буду собирать!
1, 2, 3, 4, 5 будем пальчики считать. (загибаем пальчики) Вот кулак, а вот ладошка. (Показать кулак и ладошку) На ладошку села кошка и крадется потихоньку, (По ладошке перебирая пальчиками продвигается другая ладошка) Может, мышка там живет? Кошка мышку стережет. Мяу! (Как кошка царапать пальчиками ладошку, а на последнее слово быстро спрятать ручки от кошки) И еще много-много игр. Вы можете сами придумывать, фантазировать, обыгрывать любое стихотворение.
5. Я познакомила вас с некоторыми пальчиковыми играми. Пальчиковые игры мы можем использовать в различных режимных моментах: в непосредственной образовательной деятельности, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности, в самостоятельных играх детей, на музыкальном занятии. |