Консультация для родителей "Как развивать звукопроизношение и понимание речи"
консультация (старшая группа)
Этапы автоматизации поставленного звука
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_razvivat_zvukoproiznoshenie_i_ponimanie_rechi.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Как развивать звукопроизношение и понимание речи
Формирование речи у детей с ЗПР — это длинный процесс. Чтобы исправить и поощрить развитие фонематического слуха и звукопроизношения требуется не только ряд упражнений, но и подготовка к ним.
Делается артикуляционная разминка, рекомендуется еще и дыхательная гимнастика, упражнения по мелкой моторике рук (например, пальчиковая гимнастика). Такие игры можно сопровождать сказками, картинками, стихами, музыкой.
В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.
Последовательность автоматизации звуков.
1. Автоматизация изолированного звука.
2. Автоматизация звука в слогах.
3. Автоматизация звука в словах (упражнения).
4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах (упражнения).
5. Автоматизация звука в стихах (упражнения).
6. Автоматизация звука в текстах, рассказах (упражнения).
7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
1. Автоматизация изолированного звука.
Сначала звук необходимо закрепить изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»).
«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.
Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение педагогом этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их». Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.
2. Автоматизация звука в слогах.
После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах. Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.
Автоматизацию в слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный), так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.
Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтому сначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. Кстати, твердые согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных (ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо (в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.
3. Автоматизация звука в словах.
Очень сложный этап в формировании правильного произношения. В каждом произносимом слове ребенок сталкивается с тем, что ему привычнее сказать свой обычный неправильный звук, а мы просим его «Скажи правильно». Сказать правильно нужно во всех словах, назвать правильно картинки и тд. На этом этапе очень необходима помощь родителей. Слова нужно повторять не только на занятиях с логопедом, но и в домашних условиях. Чтобы у ребенка формировался новый стереотип: «Этот звук нужно правильно говорить везде, в любых условиях и не только с логопедом».
Остальные этапы автоматизации звука в речи проходят также сложно для ребенка. И чем чаще ребенку предлагают: «Скажи слово правильно», тем лучше правильный звук автоматизируется в речи. Для более интересного этапа автоматизации звука в словах, в словосочетаниях, в предложениях используют различные игры.
7.Автоматизация звука в самостоятельной речи.
Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.
Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать.
Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» - «МаШШШинку» - «Да, маШШШинку» - «Молодец!». Обычно спустя некоторое время ребенок начинает сам отслеживать, где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.
- звук, слог, слово, стишок сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу – чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук. При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом.
Обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы. Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог - как будто никогда ничему и не учился! То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю хорошо, а в жизни как привык.
Первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» - это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.
На первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять ребенку произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить. Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей Понимание речи. Возрастные ориентиры
Консультация для родителей о возрасных ориентирах в понимании речи у детей до 3 лет....
Консультация для родителей на тему "Развитие понимания речи у дошкольников второй младшей группы для детей с ОНР"
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в развитии понимания и усвоения речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. При этом дошколь...
Консультация для родителей: "Развиваем лексико – грамматический строй речи старших дошкольников"
В настоящее время у большинства детей старшего дошкольного возраста отмечаются недостатки в развитии лексико-грамматического строя речи (под лексико-грамматическим строем речи понимают словарь и грамм...
Консультация для родителей "Развитие понимания речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста "
Консультация для родителей "Развитие понимания речи у детей с ОВЗ дошкольного возраста "...
Консультация "Развитие понимания речи"
Консультация "Развитие понимания речи"...
Консультация для родителей «Формирование понимания речи у детей младшего дошкольного возраста»
Развитие самостоятельной речи ребенка начинается с создания потребности подражать слову взрослого. Первые слова и словосочетания у неговорящего ребенка появляются – как отраженное проговаривание...
Консультация на тему: "Понимание речи как одно из условий речевого развития ребенка"
Понимание речи, или «смысловое восприятие речи», является необходимым условием для речевого развития ребенка. Оно включает восприятие звуков речи (фонем), узнавание слов, понимание значени...