Родительский клуб "Заботливые родители"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 112.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
ДС №10 «Белочка»
«Заботливые родители»
Воспитатель:
Калашникова А.В.
г. Нижневартовск, 2021г
Родительский клуб «Заботливые родители»
«Наилучший способ помочь детям –
это помочь их родителям»
Актуальность
Семья – это общественный институт, где осуществляется социализация ребёнка. Им осваиваются общечеловеческие нормы морали, ценности в процессе взаимодействия с близкими людьми, формируются первые устойчивые впечатления об окружающем мире. С семьёй человек неразлучен всю свою жизнь: воспитывается в ней сначала сам, а затем создаёт свою семью и воспитывает своих детей.
Учёные (В.М. Дружинин, С.В. Ковалёв, В.В. Чечет и др.) утверждают, что социализация детей всегда, во все времена и у всех народов была главной специфической функцией семьи. Не вдаваясь в подробности этой и других функций семьи, отметим, что, как раньше, так и сейчас, быть родителем непросто.
Сегодня наш мир совсем не похож на тот, что был вчера. Изменилась система образования, появились новые возможности для проведения свободного времени детей. А новые игрушки, технические средства, продукты питания и т.д. создают новый взгляд на жизнь, как у детей, так и у родителей. Перед родителями встают всё новые и новые вопросы, ответы на которые они не могут найти, что создаёт подчас в семье атмосферу растерянности, а иногда даже отчаяния.
Какой же здесь выход? Как государству, так и всем социальным институтам необходимо повышать авторитет семьи, её стабильность, содействовать гуманизации и демократизации семейных отношений. А что может сама семья, каковы её задачи? Во-первых, она должна существовать и развиваться, а во-вторых, создавать нормальный семейный микроклимат, который имел бы определённый воспитательный эффект для всех членов семьи.
Каждая ли семья может справиться сегодня с поставленными перед ней задачами? Практика свидетельствует, что многие семьи не справляются. В семьях наблюдаются жестокость отношений, отсутствие заботы о ребёнке, что приводит к развитию детской преступности, социального сиротства. Плохо, что многие родители не осознают опасности сложившейся ситуации. И винить их зачастую нельзя – у них просто не хватает знаний, нет элементарной педагогической культуры. Именно поэтому актуальность создания Родительского Клуба «Заботливые родители» очень велика. Не дублируя функции, структуру и задачи таких традиционных форм работы с семьёй, как родительское собрание, родительский лекторий, Клуб должен стимулировать стремление родителей к самопознанию, пробуждать интерес к личности ребёнка, желание оказывать ему помощь и поддержку. Родители и педагоги в этом сложном процессе должны выступать как единомышленники, партнёры, друзья.
Положение о клубе «Заботливые родители»
1. Общие положения.
1. Клуб «Заботливые родители» образован в средней группе МБДОУ ДС № 10 «Белочка» г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА.
1.2. Клуб «Заботливые родители является одной из форм деятельности совместной работы педагога и родителей, объединённых общими интересами, общением друг с другом, сотрудничеством с педагогами школы, специалистами города Отрадный по работе с семьей.
2.Основные цели и задачи Клуба «Заботливые родители».
2.1. Цель создания и функционирования родительского Клуба:
– повышение психолого-педагогической культуры родителей путем приобретения ими психологических и педагогических знаний и умений;
– предоставление возможности общения и обмена опытом в решении проблем;
– создание и поддержание условий для сохранения целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, способствующих формированию равноправных партнёров.
2.2. Задачи:
- оказание психолого-педагогической помощи родителям;
- пропаганда положительного опыта семейного воспитания;
- повышение педагогической культуры родителей в области воспитания детей и способствовать формированию родительских навыков;
- развитие новых форм общественно-семейного взаимодействия и обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
- обогащение семейного досуга культурными мероприятиями.
3. Условия реализации Клуба
Место проведения – в средней группе МБДОУ ДС № 10 «Белочка» г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА.
Сроки реализации – Заседание Клуба«Заботливые родители» проводится 1 раз в два месяц в течение 2021 – 2022 уч. г. Запланировано 5 тематических встреч (по запросу родителей могут быть дополнительные заседания
Время – длительность занятий 40 – 60 минут в зависимости от настроя группы, количества участников и т.д.
Материалы и инструменты – ИКТ, магнитофон, диски с релаксационной музыкой, авторучки, карандаши, краски, белая бумага А-4, цв. бумага, ножницы, клей ПВА и мн.др.
Содержание программы
Основные принципы работы Клуба: добровольность, компетентность, индивидуальный подход, открытость, постоянство обратной связи, соблюдение этических норм, диалогизация взаимодействия.
Участниками Клуба могут быть: родители учащихся, другие социально ответственные родственники несовершеннолетних.
Формы организации работы Клуба: «круглый стол», психологический практикум, «мастер-классы», обсуждение опыта семейного воспитания, коллективные творческие работы и др.
Структура заседаний Клуба:
1. Теоретическая часть – проводится в форме живого диалога (а не в форме лекции-поучения), родители в доступной форме получают информацию по теме заседания, задают вопросы, формулируют проблемы, активно участвуют в обсуждении.
2. Практическая часть – предполагает реализацию (или хотя бы «репетицию» реализации) приёмов, подходов, методов, способствующих разрешению обозначенных проблем.
3. Коммуникативная, интерактивная часть – подразумевает обязательное взаимодействие всех участников в различных специально созданных ситуациях (игровых).
4. Обратная связь – момент рефлексии, тот этап, на котором все участники Клуба могут проанализировать полученную информацию и впечатления, поделиться своими мыслями и ощущениями. На этапе «обратной связи» родители могут получить небольшое «домашнее задание» по теме заседания, буклеты, распечатки с рекомендациями, заданиями и тому подобные практические материалы, чтобы использовать их в процессе воспитания ребёнка.
Главные принципы при подготовке материалов к каждому этапу заседания:
- позитивный настрой;
- отсутствие назидательности и нравоучений;
- «авансирование» тех положительных качеств и свойств, которые мы хотели бы сформировать.
Содержание заседаний Родительского Клуба «Заботливые родители»
Тема заседания №1 «Наши дети» | |
Цель | Ознакомление участников с целями и задачами Клуба; формирование установки на активную работу и доверительные отношения; предоставить родителям практические рекомендации, которые помогут сформировать позитивное отношение к ребенку; стимулировать родителей к позитивной и продуктивной совместной деятельности с детьми. |
Теоретическая часть | Предоставить информацию об особенностях семейного воспитания; провести экспресс-диагностику родительских установок, подвести родителей к осознанию связи между стилем воспитания семье и особенностями поведения ребенка; создание оптимальных условий для осознания родителями особенностей их взаимоотношений с детьми. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры, направленные на развитие чувства принадлежности к группе, приобретение родителями нового чувственного опыта при взаимодействии с детьми. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: 1) телесно-ориентированные упражнения; 2) ролевые игры; |
Обратная связь | Возможные формы организации: 1) домашнее задание: изготовить с детьми «Тетрадь моих достижений» 2) вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания №2 «Вместе с мамой, вместе с папой» | |
Цель | Активное включение родителей и детей в двигательную активность, привития им навыков здорового образа жизни. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются тезисы, раскрывающие различные грани понятия «здоровье», рассматриваются вопросы, связанные с здоровым образом жизни. |
Практическая часть | В практическую часть включены упражнения и игры, направленные на развитие двигательной активности. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: – «Весёлые эстафеты» |
Обратная связь | Возможные формы организации: 1) буклет «Здоровый образ жизни» 2) 3) вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания №3 «Игры с песком и водой в домашних условиях с малышами» | |
Цель | Создание ситуации и условий для взаимодействия и сотрудничества детей совместно с родителями в игровой ситуации, ролевых играх. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как игры с песком и водой, и др. |
Практическая часть | В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики у детей |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: Игры и упражнения с детьми для развития мелкой моторики |
Обратная связь | Возможные формы организации: – буклет «Мокрые игры» – мастер-класс – вопросы, пожелания родителей. |
Тема заседания №4 «Нетрадиционные техники рисования» | |
Цель | ознакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются определить тезисы, позволяющие проанализировать и выделить преимущества нетрадиционного рисования, особенности развития детей, |
Практическая часть | В практическую часть включены игры и упражнения, направленные на формирование навыков конструктивного поведения через ролевую игру. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: Игры и упражнения с детьми для развития воображения детей |
Обратная связь | Возможные формы организации: – «буклет Виды нетрадиционного рисования»; – «Мастер-класс»; – «совместное рисование под контролем воспитателя». |
Тема заседания №5 «Семейные ценности» | |
Цель | Сделать жизнь детей в семье интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества, формированию семейных традиций. |
Теоретическая часть | Для обсуждения предлагаются варианты, как можно разнообразить и заполнить досуг в семье, проанализировать и выделить преимущества совместных мероприятий в семье. Познакомить одним из путей, таких как музыкотерапия, театральная деятельность и др. |
Практическая часть | В практическую часть включены театральные постановки, с привлечением детей и их родителей, импровизация. |
Коммуникативная, интерактивная часть | Примерные формы организации: – танцевальные и вокальные номера; – совместное пение под караоке и торжественное чаепитие. |
Обратная связь | Возможные формы организации: – анкета о работе Клуба «Семейная гостиная» – пожелания родителей на будущий учебный год (направления, темы заседаний, количество заседаний, приглашённые специалисты и т.д.) |
Прогнозируемый результат:
Участие в работе Клуба поможет родителям снять эмоциональное напряжение – так называемого «конфликта поколений», появившегося и у родителей и у детей. Появится желание идти на контакт друг к другу, пересмотреть устоявшиеся нормы в связи с вновь возникшими обстоятельствами, чутко реагировать на изменение семейного климата и двигаться в направлении его улучшения, родители и дети научаться слышать друг друга и вставать на противоположную сторону.
Повысится психолого-педагогическая культура родителей, которая в свою очередь поспособствует сохранению целостности семьи и полноценного развития детей в семье, гармонизация семейных отношений, формированию равноправных и равноответственных партнёров. К тому же родители и дети смогут обогатить семейный досуг культурными мероприятиями, благодаря которым семья укрепляется и сплачивается.
Литература
- Баркан А.Н. Практическая психология для родителей или как научиться понимать своего ребенка. – М.,1999.
- Газета “Школьный психолог” №5–2002, №10–2006.
- Даринская В.М. Радость семейного общения. – Воронеж, 2000.
- Зажигина М.А. Чего не стоит делать родителям, но что они всё равно делают. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 3-е изд., 2010.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребенком – СПб, 2001.
- Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб, 2000.
- Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на свободную тему. Родительская библиотека. – М.: Генезис, 4-е изд., 2010.
- Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. / Авторы-составители: Москалюк О.В., Погонцева Л.В. – Издательство: Учитель, 2011.
- Сурженко Л. Как вырастить личность. Воспитание без крика и истерик. – Издательство: Питер, 2011.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/20/picture-207760-1361380110.jpg)
Презентация родительского уголка "Родителей за все благодарим"
Для каждого родителя самое главное в жизни - это их дети. А для воспитателя главное, чтобы дети ходили в детский сад с удовольствием и охотой. Многое зависит и от того, как воспитатель умеет общаться ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/03/15/picture-314982-1647352027.jpg)
Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"
Родительское собрание "Родителям о речи ребёнка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/21/picture-728545-1466483125.jpg)
Родительское собрание: Родители – обязаны, педагоги – должны
Родительское собрание, на котором родители создают картину по теме...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/02/picture-763734-1456906703.jpg)
Родительское собрание «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» (лекция-практикум)
Родительское собрание по теме: «Родителям о воспитании мальчиков и девочек» (лекция-практикум)Цель: повышение компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания детей, способствующее ...
Проект родительского собрания «Родители – гиды по пути познания»
Повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности....
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/18/picture-867882-1482058192.jpg)
Информационно-тематическое родительское собрание«Родителям о речи ребенка»
Познакомить родителей с тем, как развивается речь ребенка в норме, патологии, о необходимости устранения отклонений в речевом развитии ребенка до школы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/05/picture-934840-1501928049.jpg)
Родительское собрание "Родителями не рождаются – родителями становятся"
Конспект родительского собрания...