Важные нюансы при обучении детей чтению
статья (подготовительная группа)
Рекомендации при научении детей чтению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vazhnye_nyuansy_pri_obuchenii_detey_chteniyu.docx | 19.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Важные нюансы при обучении детей чтению
Большинство родителей неоднократно слышали просьбу «Почитай мне сказку». К сожалению, не многие дети имеют возможность каждый вечер послушать сказки. Интернет и телевидение во многом обкрадывают то время, которое родители могли бы потратить на чтение своим детям.
Почему так важно читать ребенку?
Трудности с чтением не только влияют на академические способности ребенка, но и накладывают низкую самооценку на каждый аспект его жизни. Опросы подростков и молодых людей с криминальным прошлым показывают, что около половины из них испытывают трудности при чтении.
Когда вы читаете ребенку на протяжении всего детства, то улучшаете его визуальные навыки, повышаете словарный запас и умение слушать, а также выстраиваете важную основу для развития речи. Кругозор вашего ребенка всегда будет широким и богатым, если вы станете развивать его воображение и любознательность с помощью книг. Исследования показали, что дети, которым читают с самого раннего возраста, более склонны добиваться успехов в школе и жизни. На самом деле, многим детям школьного возраста, которые любят и умеют читать, родители постоянно читали в детстве. Действительно, чтение начинается дома.
Домашняя обстановка
Домашняя обстановка играет важную роль в становлении читателей в раннем возрасте. Были проведены два больших исследования (одно в 1966 г. и одно в 1975 г.) с участием детей, начавших читать рано, и, соответственно, учеников, которым легко дается начальное образование. Результаты исследований показали, что дома почти у всех детей, начавших читать рано, существовали следующие четыре особенности.
- 1. Родители регулярно читали детям. Читали не только книги, но и рекламные щиты, указатели, этикетки, упаковки и многое другое. Родители сами были заядлыми читателями.
- 2. Дома всегда были доступны книги, газеты, журналы и комиксы.
- 3. Бумага и карандаши были повсюду, потому что отправной точкой заинтересованности в письме был интерес к рисованию предметов и букв алфавита.
- 4. Взрослые отвечали на бесконечные вопросы ребенка, хвалили его за усилия, часто посещали местную библиотеку, покупали книги, записывали истории, которые диктовали им дети, и выставляли детские работы на видном месте.
Обеспечив домашнюю обстановку, способствующую чтению, далее вы должны убедиться, что у ребенка хороший слух (включая умение слушать).
Как слух ребенка влияет на его чтение?
Неврологи Йельского университета заглянули внутрь мозга детей во время чтения. С помощью МРТ головного мозга ученые обнаружили, что слуховые/речевые центры мозга детей, умеющих хорошо читать, более хорошо снабжаются кровью. Дети с меньшим кровоснабжением в этих областях испытывали трудности с чтением. Другими словами, дети, у которых развита сильная связь между слухом и мозгом, склонны стать хорошими читателями.
Дополнительные исследования показывают, что дети с различными инфекциями ушей, дефектами речи или слабым слухом зачастую испытывают расстройства чтения.
Слуховой навык – это в первую очередь фонематическое восприятие. Чтение всегда начинается с фонематического восприятия – способности замечать, обдумывать и управлять отдельными звуками в словах или фонемах. Фонемы – это наименьшие единицы звука в нашей речи, обеспечивающие разницу в значении слов (как кран и клан).
Фонематическое восприятие у маленьких детей можно развить разными способами.
- 1. Разговаривайте с ребенком четко и ясно уже с младенческого возраста. Ничто не в состоянии заменить живое человеческое общение.
- 2. Играйте в игры с рифмами. Придумывайте рифмы к имени вашего ребенка или к занятию, которое вы собираетесь делать. Например, «Антошка, пойдем копать картошку». Затем пусть ребенок добавляет рифмующиеся слова сам.
- 3. Придумывайте смешные слова, переставляя буквы.
- 4. Отделяйте определенные звуки в словах. Делайте ударение на первом и последнем звуке в слове. Чрезмерно подчеркивайте гласные звуки. Произносите слово дурашливо, а затем повторяйте его правильно.
- 5. Декламируйте с вашим ребенком детские стишки и песенки, а также используйте их как своего рода инструмент. Например, когда вы одеваете или переодеваете непослушного маленького ребенка и поете песню или рассказываете стишок, он постепенно перестает вырываться и начинает получать удовольствие. Повторяйте одну и ту же песню постоянно, и вскоре вы обнаружите, что ваш ребенок начнет петь ее вместе с вами.
Советы о том, как научить ребенка читать
Вот несколько простых советов, которым могут следовать родители, чтобы научить ребенка читать:
- 1. Учите звуки, соответствующие буквам вместе с их названиями. Звук (или звуки) букв часто отличается от названия букв. В чтении важны звуки. Не судите ребенка строго за то, как он произносит звуки. Особенности диалекта и иногда слабые слуховые навыки не позволяют детям произносить большинство звуков академически правильным способом. Прикладывайте разумные усилия. Признайте, что изучение звуков – это лишь промежуточный этап на пути к обучению чтению.
- 2. Учите детей в первую очередь строчным буквам. Заглавные буквы составляют лишь пять процентов всех букв письменной речи. Поэтому обращайте больше внимания на изучение строчных букв. Строчные буквы гораздо важнее в развитии навыков чтения.
- 3. На этом этапе не переживайте по поводу грамматики. Дошкольники, дети старшего детсадовского возраста и даже первоклассники думают при помощи конкретных категорий, им очень сложно справляться со сложными понятиями. На этом этапе нет необходимости обучать их согласным и гласным буквам, длинным и коротким звукам и другим грамматическим конструкциям. Маленькие дети могут научиться читать и без этих правил.
- 4. Учите ребенка писать и читать одновременно. Дети начинают читать быстрее и проще, если в это же время учатся писать. Моторная память, включающаяся при написании букв, умение слышать их звуки и видеть их в письменном виде закрепляют новые знания.
- 5. Ограничьте начальный словарный запас для чтения. Чтение – очень сложный процесс. Не все слова можно прочитать с помощью простых правил фонетики. Многие важные слова нужно учить по виду. В первую очередь обучайте ребенка только простым и распространенным словам. Триста-четыреста основных слов – это все, что маленький ребенок должен уметь хорошо читать.
Для того чтобы действительно научиться читать, вашему ребенку необходим самый важный инструмент – стол – за которым вы сядете вместе и будете проводить около десяти минут в день, прорабатывая процесс обучения шаг за шагом.
Как выбрать ребенку книгу для чтения
Книги, используемые для обучения чтению детей младшего возраста, должны соответствовать их возрасту и быть «реалистичными», предсказуемыми и иметь следующие характеристики:
- 1. Предсказуемые книги должны иметь повторяющиеся структурные элементы повествования. Дети смогут быстро следовать сюжету и читать книгу после первых нескольких страниц.
- 2. Книги должны содержать идеи, знакомые многим начинающим читателям. Дети смогут легко разобраться с сюжетной линией и персонажами.
- 3. Текст и иллюстрации в книгах должны соответствовать друг другу. Это очень важный элемент читабельности книг. Изображения, которые сопровождают текст, по существу рассказывают ребенку историю после того, как он познакомился с повторяющимся фрагментом сюжета.
- 4. Многие предсказуемые книги используют элементы рифмы и ритма, чтобы повысить общую предсказуемость. Как только ребенок улавливает ритм или рифму, это усиливает его способность предсказывать, что будет дальше.
- 5. Во многих книгах используется повторяющийся сценарий по мере развития сюжета. Известный пример сказки с повторяющимся сценарием – «Колобок», где каждый преследователь Колобка добавляется в повествование по мере того, как история достигает кульминации.
- 6. Рассказы, которые знакомы ребенку, также повышают свою предсказуемость. Большинство детей легко могут предсказать, что будет говорить волк в «Трех поросятах», так как они уже знакомы с историей.
- 7. Для предсказуемых книг характерны знакомые ребенку последовательности. Например, цифры и дни недели: «В понедельник он прогрыз одно яблоко. Но остался голодным. Во вторник он прогрыз две груши, но остался голодным. В среду…».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?». Режим дня. Это важно или нет?
Консультация для родителей «Режим дня. Это важно или нет?».Режим дня. Это важно или нет? Нет большей радости для родителей, чем видеть своего ребенка здоровым, закаленным.Чтобы ребенок рос здоровым, у...
Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для детей среднего возраста)
Выступление на педагогическом совете «Использование игровых технологий в организации работы ранней профориентации дошкольников» (презентация проекта «Все профессии важны, все профессии важны» для ...
Консультация для родителей: "Физическое воспитание детей. Важные ответы на важные вопросы"
в какую секцию отдать ребенка, с чего начать физически развивать своего ребенка....
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру. Еще дре
Дыхательная гимнастика для детей 2-3 лет....
Творческий проект "Открытки разные важны,открытки разные важны"
Представляю Вам творческий проект , который я разработала для воспитанницы старшей группы...
Презентация "Все профессии важны, все профессии важны"
Презентация может использоваться при роведении ООД, бесед, дид. игр для знакомства и закрепления знаний детей о профессиях....
Проект в подготовительной группе «Все профессии нужны, все профессии важны» Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны»
В современное время данный проект особенно актуален и значим, так как воспитание уважения к труду и людям надо прививать с детства, чтобы уже на этом возрастном этапе у детей возникло понимание ...