Произвольное поведение детей
статья

Формирование  произвольного  поведения  детей  с  ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizvolnoe_povedenie.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня посредством подвижной игры

Сегодня главной задачей семьи и детского сада является создание условий наиболее полного общего развития ребёнка с учётом его возрастных потребностей и особенностей, так как в процессе разнообразных видов активной деятельности зарождаются важные новообразования, которые подготавливают ребенка к выполнению новых задач.

В научной психолого-педагогической литературе выделяются два относительно независимых и различных подхода к определению сущности понятия произвольности и тесно связанного с ним понятия воли. Согласно одному подходу произвольность рассматривается в контексте проблемы сознания (А.В. Запорожец, Н.О. Лосский, К.М. Гуревич, В.И. Селиванов, Е.О. Смирнова и др.), согласно другому – в связи с мотивационной сферой человека (В. Вундт, К. Левин, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский и другие). Но, несмотря на разночтения, мы будем считать, что в понятие произвольности заложены следующие аспекты:

1. Упоминаемая практически всеми исследователями способность подчиняться инструкциям, правилам, нормативам, образцам.

2. Нормативы и образцы должны стать внутренними правилами ребёнка. Произвольность характеризуется тем, что ребёнок строит заново или перестраивает свое поведение в соответствии с этими правилами.

3. Ребёнок должен уметь отделить свое поведение или деятельность от самого себя и соотнести с имеющимися инструкциями, знаниями, правилами, – уметь осознать себя в своей деятельности.

Произвольное поведение по праву считается одним из важнейших в дошкольном возрасте. В дошкольном возрасте ребёнку необходимо овладеть способностью контролировать и планировать свои действия, после чего деятельность становится целенаправленной. Неразвитость произвольного поведения у детей дошкольного возраста значительно затрудняет процесс формирования готовности к обучению в школе. В связи с чем развитие произвольного поведения у детей на протяжении всего дошкольного возраста является актуальным направлением работы детского сад.

Из психолого-педагогических исследований в области дошкольной дефектологии известно, что имеет место тенденция роста числа детей с нарушениями речи различной степени тяжести. Наиболее распространенной среди данного вида дизонтогенеза является группа детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Это позволяет сделать вывод о том, что для дошкольников с ОНР будет характерна несформированность действий самоконтроля за собственной деятельностью.

Одной из наиболее распространенных игр в дошкольном возрасте, в которых формируются зачатки произвольного поведения, являются подвижные игры. Подвижная игра – сложная эмоциональная деятельность детей, основанная на наличии правил и движении и направленная на решение двигательных задач.

Особенности произвольного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Одной из основных составляющих в развитии ребенка является формирование произвольной эмоциональной регуляции и произвольных форм поведения. Развитие произвольных действий лежит в основе формирования ВПФ (высших психических функций). Произвольность старшего дошкольника, важной составной частью которой является способность следовать словесной инструкции взрослого и выполнять установленные нормы и правила, вряд ли является реальным достижением развития личности самого ребёнка. Ведь он, по сути, еще не является полноценным субъектом регуляции собственной деятельности, эту роль выполняет взрослый. В старшем дошкольном возрасте организация внимания детей основано на познавательной активности. Дети могут уже сосредотачивать внимание на том, что им интересно, произвольно регулировать свое поведение, но на фоне общей непроизвольности внимания. Старшие дошкольники легко запоминают то, что важно для реализации собственных притязаний (чтение стихов на празднике, успех в игре), но в целом у них непроизвольное запоминание является более продуктивным. Поведение детей в этом возрасте организует их стремление к положительным взаимоотношениям со взрослыми. Таким образом, произвольность как способность контролировать и управлять своими действиями выделяют одним из главных достижений психического развития в дошкольном возрасте. Особенностью волевого и произвольного действия является его осознанность.

Влияние речевых нарушений на развитие произвольного поведения

У дошкольников с нарушением речевого развития по определенным причинам искажены условия и нарушен формирования речевой сферы, что, в свою очередь, искажает нормальный ход становления психических новообразований в старшем дошкольном возрасте.

Произвольное поведение детей с нарушениями речи имеет некоторые следующие отличительные особенности:

  • трудность удержания алгоритма выполнения сложных заданий и инструкций;
  • при выполнении задания неумение определить конкретные цели;
  • для достижения своих целей трудности в поиске средств;
  • на уровне удержания двигательной программы трудности, особенно в тех случаях, когда необходимо выполнить еще какую-либо деятельность, помимо удержания двигательной программы, например, необходимость распределения внимания при повторении числового ряда;
  • более высокий уровень произвольности при низком уровне собственной регуляции;
  • трудности в построении последовательной цепочки выполнения своих действий;
  • трудности в определении способа выполнения своих действий [21].

 

Подвижные игры как средство развития произвольного поведения детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня

Так как формирование произвольных действий и движений является предпосылкой становления волевого поведения, следовательно, развитию целенаправленной двигательной активности у детей необходимо уделять большое внимание. Дети с ОНР научатся управлять своей двигательной сферой при овладении двигательными комплексами в подвижных играх и облегчится переход от элементарных к целенаправленным и осознанным, более сложным действиям.

При обучении детей с ОНР произвольным действиям и движениям сочетают разнообразные способы: косвенными и прямыми, обобщенными или более конкретными словесными инструкциями, а также способом наглядного показа.

Методика проведения подвижных игр для детей с общим недоразвитием речи включает в себя комплексное использование разнообразных приёмов, которые направлены на умелое дидактическое руководство игрой, формирование личности ребёнка. Предвидение и педагогическая наблюдательность, профессиональная подготовка педагога имеют особое значение. Педагог выделяет и замечает существенные факторы в развитии и поведении ребенка, тем самым увлекая его игровой деятельностью, стимулируя интерес к игре; определяет иногда реальные изменения по отдельным штрихам в навыках, умениях и знаниях. Помогает закреплять положительные качества и постепенно преодолевать отрицательные. Любовь к детям и педагогическая наблюдательность позволяют педагогу корректировать свое поведение и поведение ребёнка, вдумчиво выбирать методы руководства деятельностью; создавать доброжелательную, радостную атмосферу в группе. Сопровождающая игру детская радость способствует формированию психических, физических, нравственных, духовных и эстетических качеств ребёнка.

Методика проведения подвижной игры для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня направлена на воспитание сознательно действующего в меру своих возможностей, эмоционального и владеющего разными двигательными навыками ребёнка. Под внимательным, доброжелательным руководством воспитателя формируется человек, мыслящий творчески, который активно преодолевает встречающиеся трудности, умеет ориентироваться в окружающей среде. Правильная организация игры для детей с общим недоразвитием речи заключается в определении очередности выполнения заданий и содержания. Игра может быть проведена с небольшой группой или одновременно со всеми детьми.

Так как формирование произвольных действий и движений является одной из предпосылок становления волевого поведения, уделяют должное внимание развитию целенаправленной двигательной активности у детей. Овладевая двигательными комплексами в подвижных играх, дети научатся управлять своей двигательной сферой, облегчается переход от элементарных ко всё более сложным, целенаправленным и осознанным действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет).

Конспект спортивного праздника ко Дню защиты детей в детском саду для детей младшей - средней группы. Праздник к 1 июня - День защиты детей для детей смешанной дошкольной группы (3 - 5 лет)....