Круглый стол "Ошибки семейного воспитания. Родительские директивы"
материал

Димитрюк Наталья Владимировна

Целью семейного воспитания  является формирование таких качест личности, которые помогут безболезненно адаптироваться к взрослой жизни, достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Наиболее благоприятный вариант взаимоотоношений ребенка с родителями, когда они испытывают взаимную потребность в устойчивом общении, проявляют откровенность,  взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, когда родители умеют понять мир ребенка, его возрастные запросы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruglyy_stol_rod.vnushenie.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол с родителями

 «Ошибки семейного воспитания. Родительские директивы»

Как  Вы думаете, если с раннего детства ребенку внушать определенные словесные формулы, то к тому моменту, как он вырастет и станет самостоятельным, как это отразится на его  самооценке?

Если задуматься, то родители передают своим детям именно те словесные формулы, которые им когда-то были переданы их родителями, добавляя, конечно, что-то и из своего опыта. И это вполне естественно: ведь можно научить другого только тому, что умеешь сам.

 Предложить родителям ответить на предложенные вопросы, подисскутировать:

  • Многие люди пытаются похудеть. Почему, несмотря на эти многочисленные попытки, некоторые так и не смогли этого сделать?
  • Отчего некоторые взрослые люди часто провоцируют вокруг себя массу конфликтов, сами того не желая?
  • Как так происходит, что умные и сообразительные сотрудники не всегда становятся «у руля» компании, а посредственные и недалекие – легко пробиваются в начальство?
  • А бывает ли так, что когда вам необходимо начать важное дело, вы вдруг вспоминаете о невымытой посуде, интересной телепередаче или срочной уборке квартиры?
  • Бывает ли так, что вы без проблем подбираете подарки для своих близких, но вот выбрать что-нибудь в магазине для себя – неразрешимая задача?

Для того чтобы понять причину этих и многих других похожих ситуаций, нужно ответить на важные вопросы.

 Знакомы ли вам такие фразы:

  • Горюшко ты мое…
  • Когда ж ты, наконец, поумнеешь (вырастешь, выздоровеешь)?
  • За что мне такое наказание?
  • Мне не нужен такой плохой ребенок и др.

Часто ли вы в детстве слышали такие слова?

Часто ли вы говорите их своему ребенку?

Эти и подобные выражения психологи называют родительскими директивами и считают их очень опасными. А какую опасность они представляют, нам расскажет психолог.

 Выступление педагога-психолога:

Скрытый смысл такой директивы – облегчить себе управление ребенком путем возбуждения в нем хронического чувства базисной вины. За неисполнение этих скрытых приказаний дошкольник расплачивается обычно косвенно – собственным чувством вины перед родителями. Основные директивы ребенок получает до 6 лет, а звучат эти приказы в его голове на протяжении почти всей жизни. И проблема состоит не в количестве подобных указаний, а в том содержании, которое они передают ребенку.

А как продолжает жить эта директива в душе взрослого человека? Она может давать о себе знать через ощущение никчемности своего существования, стремление постоянно доказывать себе, что я «что-то значу», глубинное неверие в то, что «меня можно полюбить», постоянное подспудное ощущение собственной «плохости», а также через стремление к вредным привычкам.

Что же делать? К сожалению, полностью избежать родительских директив в воспитании детей практически невозможно. Главное, чтобы мы сами освободились от влияния директив, высказанных нам нашими родителями, и по возможности оградили своих детей от собственных подобных указаний.

Именно поэтому нельзя говорить: «Ты мне такой не нужен»; «Я из-за тебя не успела…»; «Ты не дал мне сделать то, что я хотела» и т. п.

Можно говорить, например:

«Я беспокоилась о тебе (бросила работу, не написала диссертацию), но ты в этом нисколько не виноват»; «Я волнуюсь по поводу твоего здоровья, потому что люблю тебя, я твоя мама (папа, бабушка). Когда ты сам будешь взрослым, ты будешь любить своих детей и беспокоиться о них».

Все «правильные» формулировки придут сами собой, если вы примете самого себя как человека, как взрослого, как родителя!

 Упражнение «Делайте и не делайте»:

Педагог-психолог зачитывает фразы из набора «Делайте!» и предлагает показать в парах примеры родительско-детского взаимодействия:

  • Как можно чаще радуйтесь Вашему малышу.
  • Занимаясь уборкой, приготовлением обеда или другими делами, напевайте что-нибудь.
  • Когда малыш может Вас слышать, чаще разговаривайте вслух сами с собой.
  • Если Вы увидели, что ребенок что-то делает, то начните «параллельный разговор», т. е. комментируйте его действия.
  • Разговаривайте с ребенком заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • Когда ребенок разговаривает с Вами, слушайте его внимательно и сочувственно.
  • Говорите с малышом медленно и короткими фразами.
  • В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов.
  • Все Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.
  • Старайтесь читать ребенку каждый день.
  • Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы, поощряйте игры с другими детьми.
  • Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы Вам рассказать.
  • Помогите выучить ребенку его имя и фамилию, имена и отчества воспитателей.
  • Установите четкие требования к ребенку, но помните, что запретов не должно быть слишком много.
  • Будьте терпеливы и не теряйте чувства юмора.

Педагог-психолог показывает мультимедиа презентацию «Не делайте!»

  • НЕ ПЕРЕБИВАЙТЕ ребенка, не говорите ему, что Вы все уже поняли, не отворачивайтесь, пока он не закончит рассказывать, - другими словами, не дайте ребенку заподозрить, что Вас мало интересует то, о чем он говорит.
  • НЕ ЗАДАВАЙТЕ ребенку слишком много вопросов.
  • НЕ ПРИНУЖДАЙТЕ делать его то, к чему он еще не готов.
  • НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ ребенка делать что-либо, если он вертится, устал или расстроен, лучше поиграйте вместе с ним.
  • НЕ ТРЕБУЙТЕ сразу слишком многого: пройдет еще не мало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать свои игрушки, приводить в порядок комнату.
  • НЕЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСТОЯННО ПОПРАВЛЯТЬ ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это!».
  • НЕ КРИТИКУЙТЕ ребенка в присутствии других детей и взрослых.
  • НЕ СРАВНИВАЙТЕ своего ребенка с другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его приятелями или родственниками.
  • НЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ повышенного беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед или, наоборот, некоторого регресса.
  • НЕ УСТАНАВЛИВАЙТЕ для ребенка множество правил: он перестает их замечать.
  • НЕ ОЖИДАЙТЕ от ребенка понимания всех логических связей, всех Ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.
  • НЕ ЛИШАЙТЕ ребенка своего тепла и участия.

Обсуждение итогов работы круглого стола. Обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания в форме круглого стола: "Семейные традиции"

Родительское собрание на тему "Семейные традиции" о значении семейных традиций в воспитании детей....

«Проблемы семейного воспитания» - родительское собрание

Семейное воспитание (воспитание детей в семье) — общее название для процессов взаимодействия родителей с детьми с целью достижения желаемого уровня развития, обучения и воспитания детей. Общ...

Опасные слова или родительские директивы в воспитании детей

Очень полезная информация для родителей в воспитательном процессе...

Родительское собрание в старшей группе на тему: «Родительские директивы»

Родительское собрание в старшей группе "Родительские директивы". Рассказывалось о 12 Родительских директив, описывался каждый, что означает и как воспринимает это ребенок. Иногда простые, ка...

Городское родительское собрание с родителями детей-инвалидов в формате круглого стола "Повышение уровня родительской компетентности в рамках обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов, особенности организации ППк в ДОО".

Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий....