Игры для развития фонематического слуха.
консультация

Громак Любовь Александровна

Каким же образом развивать у ребенка фонематический слух? Лучше всего это делать в игре. Многие игры на развитие фонематических процессов имеют комбинированный характер, что выражается не только в обогащении словаря, но и активизации высших психических функций (памяти, внимания, мышления, моторики). Предлагаем вашему вниманию игры, позволяющие в интересной форме научить ребенка прислушиваться к звукам речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА

Игры для детей до 1 года

«Где звучит?»

Взрослый с погремушкой, колокольчиком или пищащей игрушкой звучит с разных сторон. «Где звенит колокольчик?
Динь-дон. Вот он где звенит. А где сейчас? Ну-ка, посмотри.
Вот он где».

«Гуление»

Обращайтесь к ребенку, произносите звуки, которые он уже
умеет произносить: «агу!». Старайтесь, чтобы он подражал вам,
повторяя звуки и слоги.

«Покажи (скажи), кто это?»

Покажите в семейном альбоме с фотографиями: «это мама,
это папа». После этого спрашивайте: «Где папа? Где мама? Покажи де-
душку».

Аналогично играть с изображениями животных, птиц. На-
учить узнавать (называть, показывать) части тела.

«Кто как кричит?»

Возьмите игрушки (картинки) животных, поиграйте с ма-
лышом: «Мяу, мяу. Кто это к Катюше пришел? Кошечка при-
шла. Давай, Катюша, позовем кошечку, кис-кис-кис. Как мя-
укает киса? Мяу, мяу. А как надо позвать кису? Кис-кис».

«Теремок»

Сделать домик из картона (коробки из-под торта), внутрь
поместить игрушки животных (из киндер-сюрпризов). Приго-
варивать: «Стоит в поле теремок. Смотри, Катюша, какой до-
мик-теремок. Кто-кто в теремочке живет? Ну-ка, выходите,
кто там живет.

Ав-ав. Я собачка. Ав-ав. Какая собачка. Позови, Катюша,
собачку. Ав-ав, иди ко мне».

Когда ребенок запомнит названия животных и сможет звать
их словами, замените игрушки.

Общаясь с ребенком, находите нужную песенку, пригово-
рочку в любой ситуации: сажая на коленки и держа за руч-
ки, подкидывая вверх, уча его ходить, поддерживая за под-
мышки.

Игры для детей 2-х лет

«Похлопай В ладоши, как я»
«Угадай по звуку»

Ребенок сидит спиной или с закрытыми глазами. Взрослый
создает звуки и шумы (ножницы режут бумагу, катится ка-
рандаш по столу), ребенок называет (показывает или воспро-
изводит услышанные звуки).

«Посидим в тишине»

Ребенок перекладывает предметы, которые, соприкасаясь
друг с другом, воспроизводят звон: пищащие игрушки, метал-
лические предметы. Упражнение выполняется 2—3 раза.

«Разведчики»

Перенеси из одного угла комнаты в другой все звонкие пред-
меты очень тихо.

«Угадай, чей голосок»

Взрослый звуками изображает какой-либо предмет (само-
лет, кошку, собаку). Ребенок угадывает.

«Стишки, потешки, чистоговорки
и скороговорки»

Дети не понимают и не могут понять произносимых взрос-
лым слов. Однако различают мелодию, интонацию, сочетание
звуков, чувство ритма.

Игры для детей 3-х лет

«Угадай, кто идет»

Показать ребенку картинки зверей и объяснить: «Вот мед-
ведь, он идет медленно, тяжело, вот так, как звучит бубен»
(постучать медленно в бубен, а ребенок пусть ходит, как мед-
ведь). Аналогично воробей, зайчик.

«Угадай, кто пришел»
«Договори стишок»

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2—4 рифмо-
ванных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договари-
вать последнее слово или последний звук:

Самолет построим сами,
Понесемся над... (лесами).

«Петрушка ошибается»

В гости пришел Петрушка (любая игрушка). Петрушка про-
сит ребенка научить его произносить слова. Петрушка про-
сит произносить слова внятно и громко. Иногда Петрушка
путает звуки. Так вместо «стол» — говорит «стул», вместо
«лампа» — «шкаф». Петрушка удивляется и просит разъяс-
нить ошибки.

Игры для детей 4-х лет

«Какие бывают слова?»

Просим ребенка назвать ласковые слова (солнышко), слова,
звучащие громко (тигр), звонкие слова (звонок), тихие слова
(шепот).

«Верни слово»

Взрослый называет слово (шепотом, негромко), а ребенок
его повторяет, как бы «возвращает» обратно.

«Это слово звонкое или тихое?»

Любимая игрушка «хочет» научиться произносить разные
слова. Какое слово Аленушка (ласковое), рыба (громкое)? Пе-
речисляем вместе с ребенком все тихие, громкие, ласковые
слова.

«Подскажи последнее словечко»,
«Какое слово потерялось?»

Подобрать считалки, потешки, состоящие из 2—4 рифмо-
ванных строчек. Читая их ребенку, умышленно не договари-
вать последнее слово:

Я рубашку сшила мишке,
Я сошью ему... (штанишки).

«Радисты», «Морзянка»

Ребенок повторяет отхлопанный (отстуканный) ритм. По-
степенно ритмический рисунок усложняется.

«Звуковая мозаика»

Рисуем на листе бумаги сетку (3x3,4x4...) Предваритель-
но с ребенком обговариваем задание. Например: если в слове
слышишь звук [а] (или «малыш плачет»), закрашиваешь кле-
точку красным цветом, если нет заданного звука — желтым
(любым другим). Можно дать ребенку выкладывать фишки указанного цвета.


Игры для детей 5-ти лет

«Найди себе пару»

Перед ребенком несколько картинок, он должен подобрать
пару, чтобы слова звучали похоже: песок — носок. Как ус-
ложнение задания — подобрать рифму самостоятельно.

«В слове есть звуки?»

Учим ребенка выбирать слова, в которых не хватает одного

звука, последнего или первого.

«Подскажи Петрушке звук»

Петрушка называет предметы (картинки), но иногда не до-
говаривает последний звук. Ребенок должен подсказать не
произнесенный Петрушкой звук.

«Что здесь не так?»

Письмо от Незнайки: «Посылаю листок со словами. Уга-
дай, какие слова я задумал. Первое слово — ...ОРОВА. Что
это за слово? (Корова.) Какого звука не хватает в моем слове?
Продолжаем искать задуманные мною слова».

«Звуковое домино»

Просим ребенка назвать слово на звук, который был послед-
ним в вашем слове (сначала используем картинки).

«Слова длинные и короткие»

Учим подбирать ребенка слова с малым и большим количе-
ством звуков.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практические занятия и игры на развитие фонематического слуха

Данный материал содержит игры на развитие фонематического слуха у детей....

Игры на развитие фонематического слуха у дошкольников "Слушай, думай, отвечай-слова на нужный звук называй"

   Игра "Слушай, думай, отвечай - слова на нужный звук называй" способствует формированию фонематических процессов, имеет комбинированный характер, что выражается не только в обогащен...

консультация для воспитателей "Игры на развитие фонематического слуха и коррекцию звукопроизношения"

Овладение произношением фонем предполагает сопряжённую деятельность сенсорно-перцептивного и моторного уровней речи. Для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием характерны несформированнос...

Игры для развития фонематического слуха

Игры для развития фонематического слуха ребенка дошкольного и младшего школьного возраста...

Игры на развитие фонематического слуха

Развитие фонематического восприятия у детей....

Игры на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия

Представлены игры и упражнения на развитие фонематического слуха и фонематического восприятия...

Игры для игры для развития фонематического слуха

Речь идет о способности человека различать на слух звуки речи. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного....