ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ - КАРТОТЕКА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
картотека (средняя группа)
«КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_dlya_detey_s_ovz.docx | 31.92 КБ |
Предварительный просмотр:
«КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»
1.«Что умеет делать?»
Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Ход: Ведущий называет объект. (Объект можно показать, назвать или загадать с помощью загадки).
Например:
В: Телевизор.
В: Что может мяч?
В: Что может светофор?
В: Что может растение?
В: Что может слон?
В: Что может дождь? И т. д
2.«Игра - дело серьёзное»
Цель: упражнять детей в выборе безопасных предметов для игр по картинкам, закреплять знания о том, какими предметами можно играть.
Оборудование: картинки с изображением различных предметов (опасных и неопасных, два обруча.
Ход: Воспитатель предлагает детям разложить картинки по двум обручам. В один обруч дети отбирают картинки с изображением предметов, с которыми можно играть, во второй – картинки с изображением предметов, с которыми нельзя играть, и объясняют свой выбор.
3.«Назови одним словом»
Цель : упражнять детей в классификации предметов.
Ход: Воспитатель объясняет правила игры:
- Я назову слова, а вы назовите все одним словом:
стол, стул, диван, кровать – мебель,
ложка, кастрюля, тарелка – посуда,
автобус, маршрутное такси, грузовой автомобиль – транспорт,
малина, клубника, черника- ягоды,
роза, ромашка, василек – цветы и т. д.
4. «Раз, два, три… ко мне беги!»
Цель: упражнять детей в классификации предметов
Оборудование: картинки с изображением различных объектов.
Ход: Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. Дети встают на другом конце группы и по определенной установке воспитателя подбегают нему.
Например:
В: "Раз, два, три, все, у кого есть крылья, ко мне беги!"
В: "Раз, два, три, все, кто живет в поле, ко мне беги!
В: "Раз, два, три, те, кто умеет петь, ко мне беги!"
В: "Раз, два, три, все, у кого изображена мебель, посуда… ко мне беги!"
5. «Найди друзей»
Цель: дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.
Оборудование: картинки с изображением различных объектов.
Ход: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят (с помощью набора предметных картинок, кто или что выполняет эту же функцию.
Например:
В: Машина перевозит груз, а кто еще выполняет эту функцию.
В: Птица умеет летать, а кто еще умеет летать?
В: А самолет сам летает?
В: В сказках вы часто встречаете волшебные предметы. Назовите их!
В: Назовите волшебные предметы, которые все могут, назовите из каких они сказок.
В: У меня в руках шар. Он может катиться. А какие еще предметы могут выполнять эту функцию (то есть закрепить у детей понятие о том, что катятся только предметы, у которых нет углов.)
Тема: Игрушки. 1. «Узнай игрушку»
Цель: уточнение и активизация словаря по теме.
Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке,
Например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка.
3. «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: разрезная картинка «Матрешка».
Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.
4. «Что не стало?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
5. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки. Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть
Тема: Осень. Овощи. 1 «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить названия овощей, их цвета.
Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей. Если ребенок затрудняется, взрослый помогает ему.
2. «Загадки Зайца»
Цель: научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме.
Оборудование: игрушка «Заяц», мешочек, натуральные овощи или муляжи.
Ход: Взрослый объясняет ребенку, что зайчик хочет с ним поиграть, загадать загадки: «Зайка нащупает какой-нибудь овощ в мешке и расскажет тебе про него, а ты должен догадаться, что это».Зайкины загадки: «Длинная, красная (морковь). Зеленый, длинный (огурец). Круглый, красный (помидор)» и т. п.
3 «Один - много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет овощ в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.Например: «Огурец - огурцы, помидор - помидоры, репа - репы».
4. «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.
Оборудование: предметные картинки с изображением овощей большого и маленького размера.
Ход. Взрослый показывает ребенку картинку с изображением какого- либо большого овоща, например, помидора и спрашивает, как он называется. Затем объясняет: «Этот помидор большой. А как ты назовешь ласково маленький такой же овощ?» Демонстрирует картинку (помидорчик.) Аналогично рассматриваются другие овощи (огурец - огурчик, репа - репка, морковь - морковка, лук - лучок, картошка - картошечка).Неговорящего ребенка просят: «Покажи помидор. А теперь покажи помидорчик».
5. «Разрезанные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех частей.
Оборудование: разрезные картинки (деревянные)
Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет овощ, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет овощ, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку.
Тема: Осень. Фрукты. 1. «Что в корзинке?»
Цель: познакомить с фруктами, уточнить их названия, цвет, форму, вкусовые качества.
Оборудование: корзинка с натуральными фруктами или муляжами.
Ход.Взрослый по одному достает фрукты из корзинки и описывает их: «Яблоко круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Яблоко можно есть». Ребенок помогает взрослому рассказывать о фрукте, затем пробует его на вкус.
2. «Чудесный мешочек»
Цель: закрепить словарь по теме, учить различать фрукты на ощупь.
Оборудование: натуральные фрукты или муляжи в непрозрачном мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет фрукт на ощупь и называет его.
3. «Вкладыши»
Цель: подбирать форму вкладышей в соответствии с формой рамок и плотно вставлять их.
Оборудование: деревянные вкладыши «фрукты»
Ход игры: Взрослый предлагает детям вставить фрукты, каждый на свое место. Повторить задание несколько раз.
4. «Разрезанные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух, трех, четырех частей.
Оборудование: разрезные картинки (деревянные)
Ход: Ребенку предлагается собрать сначала картинку из двух частей, он складывает ее, называет фрукт, который получился. Затем малыш составляет другую картинку из трех, четырех частей, называет фрукт, который получился. Если это задание не вызывает у ребенка трудностей, можно предложить ему сразу детали двух картинок вперемешку
5. «Какой фрукт пропустили?»
Цель: активизация словаря по теме, развитие внимания и зрительной памяти.
Оборудование: игрушка «Заяц», натуральные фрукты или муляжи.
Ход. Взрослый показывает ребенку зайца и объясняет, что у него сегодня день рождения. Приходили гости и принесли множество подарков. Взрослый раскладывает перед зайцем фрукты-подарки, перечисляя их. Один фрукт не называет. Ребенок должен отгадать какой. Он называет или показывает его в зависимости от уровня речевого развития.
Тема: Ягоды. Грибы. 1. «Почему грибы так называются?»
Цель: познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных грибов; учить детей разным приемам словообразования на примерах грибов.
- Как называется гриб, который растет под березой? (Подберезовик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Как называется гриб, который растет под осиной? (Подосиновик.) Как вы думаете, почему он так назван?
- Гриб, который любит расти в еловом или сосновом бору, как называется? (Боровик.)
- Как называются грибы с рыжими шляпками? (Рыжики, лисички.)
- Как называются грибы, растущие дружными семейками на пеньках? (Опята.)
- Как называется гриб с круглой волнистой шляпкой? (Волнушка.)
- Как называются грибы с маслянистыми шляпками? (Маслята.)
- Какой гриб носит название дикого животного? (Лисичка.) Почему его так назвали?
- Какие грибы названы в честь дождя? (Дождевики.)
- Эти грибы можно есть? Как они называются? (Съедобные.)
- Грибы, которые грибники не любят, поганые грибы как называются? (Поганки.)
- Какие еще грибы не любят встречать грибники? Эти грибы можно есть? Как они называются? (Несъедобные.)
2. «Съедобный – несъедобный»
Цель: закреплять знания детей об осенних дарах природы, о съедобных и несъедобных грибах, выяснить, какие грибы можно есть, а какие нельзя есть; развивать внимание, мышление, речь. Педагог называет грибы, а дети отвечают,можно их есть или нет: опенок, мухомор, сыроежка, поганка, подосиновик, боровик, ложные опята, подберезовик и т. д.
3. «Один – много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей.
Мы волшебники немного,
Был один, а станет много.
(Подосиновик – подосиновики – много подосиновиков и т. д.)
4.«Съедобное – не съедобное»
Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах, развивать память, координацию.
Оборудование: мяч.
Ход: Ведущий называет овощ, фрукт, ягоду или любой предмет, бросает мяч одному из участников, если предмет относится к заданным, то он ловит. Можно играть со всей группой сразу с помощью хлопков (хлопать, в случае если предмет не относится к заданным)
5.«Кто скорее соберет»
Цель: учить детей группировать ягоды и грибы, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Оборудование: предметные картинки с изображением ягод и грибов.
Ход: Взрослый просит детей сгруппировать картинки ягод и грибов, кто справиться быстрее
Тема: Осень. Деревья. 1.«Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года».
Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку. В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»
2.«Какое дерево пропало?»
Цель: развитие памяти; закреплять названия деревьев.
Оборудование: предметные картинки с изображением деревьев.
Ход игры: Перед ребенком раскладывают картинки, ребенок их запоминает. Затем ребенку предлагается закрыть глаза, а взрослый одну картинку переворачивает. Открыв глаза ребенок, должен назвать «пропавшее» дерево.
3.«Деревья и их плоды»
Цель: учить детей подбирать плоды деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Оборудование: иллюстрации деревьев (ель, рябина, каштан, липа, клен) картинки (шишка, рябина, каштан, липовое семян, кленовая крылатка).
Ход: Воспитатель предлагает назвать выставленные дерева, а затем найти их плоды.
4.«Четвёртый лишний»
Цель: развитие умений классифицировать деревья и кустарники по существенным признакам.
Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и кустарников, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход:Детям дается задание: «Рассмотрите картинки, назовите, что на них изображено и определите, какое изображение лишнее. Оставшиеся, изображения назовите одним словом». Каждый участник исключает лишнее изображение по очереди. Если он ошибается или не выполняет задание, его вариант предлагают выполнить следующему игроку. За каждое правильно выполненное задание дают фишку. Выигрывает тот, кто наберёт больше фишек.
Например: 1. Дуб, ольха, ель и берёза. Лишняя ель потому, что это хвойное дерево, а остальные лиственные. 2. Ольха, туя, ель, сосна. Лишняя ольха потому, что это лиственное дерево, а остальные хвойные. 3. Груша, персик, сирень, яблоня. Лишняя сирень потому, что это кустарник, а остальные плодовые деревья. 4. Мимоза, магнолия, сирень, берёза. Лишняя берёза потому, что это дерево, а остальные кустарники.
5.«С какого дерева листок?»
Цель: учить различать и называть листья знакомых деревьев.
Оборудование: карточки с изображением 4 видов деревьев и 4 листьев, соответствующих этим деревьям.
Ход: Предложить ребёнку соединить листочки с деревьями соответствующего вида и назвать их.
Например: 1.Деревья: вишня, персик, яблоня, груша.Листья: вишнёвый, яблоневый, грушевый, персиковый.
2.Деревья: клён, берёза, ива, дуб.Листья: дубовый, кленовый, берёзовый, ивовый.
3.Деревья: каштан, ольха, ель, липа.Листья: ольховый, каштановый, липовый, хвоя ели.
Тема: Осень. Перелетные птицы. 1.«Прилетели птицы»
Цель: уточнить представление о птицах.
Ход: Воспитатель называет только птиц, но если он вдруг ошибается, то дети должны топать или хлопать.
Например: Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи.
Дети топают –
Что не правильно? (мухи)
- А мухи это кто? (насекомые)
- Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Дети топают.
- прилетели птицы: голуби, куницы…
Дети топают. Игра продолжается.
Прилетели птицы:
Голуби синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, стрижи и т. д.
Все вы молодцы.
В конце игры взрослый должен объяснить ребенку понятия перелетных и зимующих птиц
2. «Один - много» (с названиями перелетных птиц)
Цель: научить образовывать существительные множественного числа.
Оборудование: мяч. Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч.Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: ласточка-ласточки, скворец-скворцы, грач-грачи, соловей-соловьи, кукушка-кукушки и т. д.
3.«Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из четырех частей, активизировать речь в ходе работы после ее выполнения.
Оборудование: разрезные картинки (деревянные) «Времена года».
Ход: Ребенку предлагают сложить из четырех половинок целую картинку.В ходе работы и после ее выполнения активизируют речь ребенка вопросами: «Что ты нашел сначала? Что потом? Какое время года у тебя получилось? Как ты это понял, почему?»
4. «Помоги Незнайке»
Цель: активизация глагольной лексики по теме.
Оборудование: игрушечный Незнайка или картинка с его изображением.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку игрушку или картинку и просит помочь Незнайке, так как тот не знает, что умеют делать птицы. Ребенок сам или с помощью взрослого вспоминает слова - действия, которые могут выполнять птицы: ходить, летать, клевать, пить и т. д.
5.«Кто лишний?»
Цель: развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам.
Оборудование: сюжетные картинки с изображением 4 видов птиц, 3 из них относятся к одной тематической группе, а четвёртая к другой группе.
Ход: Взрослый предлагает детям найти лишний предмет и объяснять, почему он лишний.
Например:
Сорока, ворона, воробей, ласточка.
Скворец, соловей, грач, голубь.
Курица, журавль, лебедь, кукушка.
Тема: Человек. Части тела. 1. «Один - много»
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет часть тела в единственном числе и бросает мяч ребенку, ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.
Например: ухо – уши, рука – руки, нога - ноги и т. д.
2. «Назови ласково»
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч. Взрослый называет какую-нибудь часть тела и бросает мяч ребенку, тот называет её ласково и возвращает мяч взрослому.
Например: нос – носик, глаз – глазик, рука – ручка, голова - головка и т. д.
3. «Два и две»
Цель: познакомить ребенка с числительными два и две, научить употреблять их в речи.
Оборудование: зеркало.
Ход: Взрослый объясняет ребенку перед зеркалом, что у него два глаза. Затем он предлагает малышу подумать, чего у него еще два. Ребенок показывает и называет части тела. Взрослый исправляет все допущенные малышом при подборе слов ошибки.
4. «Олины помощники»
Цель: учить образовывать формы множественного числа глаголов, уменьшительно-ласкательные формы существительных.
Оборудование: кукла Оля.
Ход. Взрослый рассказывает ребенку, что к нему в гости пришла кукла Оля со своими помощниками. Отгадайте, как они называются и что они помогают Оле делать. Затем взрослый показывает, как кукла моргает.
Спрашивает: «Что это у Оли? Это глаза, Олины помощники. Что они делают? (смотрят, моргают, открываются, закрываются, жмурятся). А как их назвать ласково?» (глазки). Аналогично рассматриваются ноги, уши, руки, зубы. После этого взрослый читает стихотворение Киргановой Е. Г. «Олины помощники»,побуждая ребенка добавить слово в конце каждого четверостишия: Оля весело бежит К речке по дорожке, А для этого нужны Нашей Оле. (ножки). Оля ягодки берет По две, по три штучки. А для этого нужны Нашей Оле. (ручки). Оля ядрышки грызет, Падают скорлупки, А для этого нужны Нашей Оле. (зубки). Оля смотрит на кота, На картинки - сказки. А для этого нужны Нашей Оле. (глазки).После чтении стихотворении взрослый спрашивает ребенка: - Кто твои помощники? Что они умеют делать?»
5. «Вспомни, что делает»
Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика, девочки, мамы, папы.
Ход. Взрослый покалывает малышу картинку с изображением мальчика и предлагает подумать и сказать, что может делать мальчик (ходить, бегать, прыгать, есть, играть, рисовать и т. д.) . Аналогично происходит подбор действий по другим картинка
Тема: Одежда. Головные уборы. 1. «Нарядим куклу»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.) . Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка,взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?»
2. «Кто во что одет?»
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки.
Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т. д.
Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы
3. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц.
Ход. См. игру из темы «Игрушки»
4. «Назови ласково» (с предметами одежды)
Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Оборудование: мяч. Взрослый называет какой-нибудь предмет одежды и бросает мяч ребенку, тот называет его ласково и возвращает мяч взрослому (платье – платьице, майка- маечка, носки - носочки, сарафан – сарафанчик, рубашка - рубашечка и т. д.) Неговорящему ребенку показывайте картинки и просите: «Покажи платье, А теперь покажи платьице» и т. д.
5. «Один – много» (с предметами одежды)
Цель: научить образовывать множественное число имен существительных.
Оборудование: мяч.
Ход. Взрослый называет предмет одежды в единственном числе и бросает мяч ребенку. Ребенок называет его во множественном числе и возвращает мяч взрослому.Например: «майка – майки, платье – платья, кофта- кофты, рубашка – рубашки, куртка - куртки и т. д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В помощь родителям. Картотека фокусов для детей проводимые дома вместе с родителями.
Цель: Систематизировать работу по развитию экспериментальной деятельности родителей вместе с детьми дома....
Картотека на тему "Авторитет родителей в воспитании детей"
К сожалению, очень часто, родители забывают,что именно они являются для своего чада главным примером. Как же быть,чтоб не потерять авторитет в глазах ребенка? Для родителей нашей группы мы подготовили...
Картотека консультаций для родителей по адаптации детей при поступлении в детский сад
материал имеет ознакомительное и рекомендательное значение для родителей...
Методические рекомендации для родителей «Картотека игр на сенсорное развитие детей»
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....
Методические рекомендации для родителей «Картотека игр на сенсорное развитие детей»
Игры по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста имеют целью развитие мелкой моторики пальцев рук, что в свою очередь ведет к улучшению интеллектуального развития, развития речи....
для педагогов, детей и родителей - картотека произведений русского фольклора
Подбор аудио и видео фольклорных материалов для прослушивания расширит представления детей о разных видах фольклора, расширит словарный запас, обогатит новыми впечатлениями, способствует в...
картотека для детей от 2-3 х лет и консультации для родителей младшей группы
Материал содержит содержание подвижных игр для детей младшей группы...