Родительское собрание "Подготовка детей к школе"
классный час (подготовительная группа)
Основные компоненты подготовки дошкольников к школьному обучению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Родительское собрание "Подготовка детей к школе" | 22.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.
Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.
Готовность к школе – это не умение считать, писать и читать.
Учёные выделяют разные виды готовности к школе. Основная из них – это психологическая готовность.
Психологическая готовность - это достаточный уровень его волевого развития.
Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты.
Психологическая готовность определяется наличием таких качеств как:
- самостоятельность и организованность,
- умение управлять своим поведением,
- готовность к новым формам сотрудничества со взрослыми.
Психологи выделяют 4 вида психологической готовности к школе.
- Личностно-социальная готовность.
Ребенок готов общаться с людьми. Он не боится общества.
Необходимо научить ребенка уважать других, дружить, делиться, слушаться старших. При этом формулировать свое мнение и не стесняться его высказывать без оскорбления собеседника.
Нужно научить ребенка адаптироваться к школе. Не бояться школу, принимать правила поведения, разъяснить, как ребенок должен вести себя с учителем и одноклассниками.
Формировать у него желание учиться, получать знания, понимание важности и необходимости учения; умение слушать взрослого, выполнять задания;
умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступать в общение, не быть агрессивным, уметь находить выход из проблемной ситуации, признавать авторитет взрослого)
Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он.
Социализация пройдет более успешно, если ребенок будет посещать массовые мероприятия, будет играть в игры «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа» и др., отражающие жизнь взрослых. Главное, чтобы ребенок не играл один.
Взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно от своих родителей ребенок берет пример общения и поведения с другими людьми.
Для оценки социальной готовности рекомендуем проверить:
- легко ли ребенок включается в компанию играющих детей,
- умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая,
- соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо,
- умеет ли участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.
- Эмоционально-волевая готовность.
Это умение, которое позволяет заниматься на уроках и не отвлекаться, быть усидчивым и сконцентрированным на учебном процессе. К школе ребенок должен уметь делать не только то, что он хочет, но и то, что нужно.
Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.
Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка.
Развить такие качества помогут настольные игры: шахматы, домино и др.
- Интеллектуальная готовность.
Количество знаний и умений не является показателем умственного развития. Интеллектуальная готовность подразумевает умение ребенка думать, анализировать, сравнивать; строить рассуждения, делать выводы, используя такие фразы как потому, что; если, то; поэтому; использовать свои знания в решении проблем и задач.
Самый важный способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению – это читать ребенку книги.
Для этого необходимо учить ребенка слушать литературные произведения, понимать его смысл; пересказывать, соблюдая последовательность событий.
Проводить с ребенком наблюдения, беседы за различными объектами, явлениями и действиями, не давая готовых ответов, а наводящими вопросами подводить к тому, чтобы ребенок почувствовал себя первооткрывателем.
Учите ребенка задавать вопросы «зачем?», «почему?» и т.п., т.к. мышление всегда начинается с вопроса.
Интеллектуальная готовность к школьному обучению всегда определяется по мышлению, памяти и вниманию.
Для этого можно использовать развивающие игры и упражнения.
Например, задание для развития мышления:
Какие ворота нужно построить, чтобы проехал грузовик? (широкие, высокие), а легковая машина (узкие, низкие) и т.п.
Для развития памяти:
- зрительной: Положить перед ребенком 10 предметов. Дать время для запоминания. Затем закрыть и попросить назвать все предметы.
- слуховой: Взять 6-7 предметов и произвести с ними разные звуки за ширмой. Затем попросить ребенка воспроизвести все услышанные звуки по порядку.
- тактильной: Дать ребенку закрытыми глазами на ощупь потрогать предметы разной фактуры. Затем предложить выложить их в том порядке, в котором он их осязал.
Для развития внимания:
Прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если ребенок будет переспрашивать, значит внимание развито плохо.
- Мотивационная готовность.
Это позитивный настрой ребенка к школе, учителю, одноклассникам и к самой учебе.
Правильная мотивация – это ключ к будущему успеху.
Мотивационная готовность ребенка сформирована, если ребенок:
- хочет посещать занятия,
- стремиться узнать новую и интересную информацию,
- хочет получать новые знания.
Обычно, готовый к обучению ребенок «хочет учиться».
Немаловажная роль принадлежит и физической готовности к школе.
Здоровый ребенок намного быстрее приспосабливается к новым школьным условиям.
Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому школьному этапу можно следующим образом:
- проверить его слух,
- проверить зрение,
- оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно,
- проверить, развита ли у него координация движений (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы),
- оценить внешний вид (выглядит ли он бодрым, отдохнувшим, здоровым)
Важно подготовить ребенка к письму, развивая мелкую моторику пальцев рук.
Для этого используют пальчиковые игры, игры с мелкими игрушками, задания на штриховку, рисование двумя руками одновременно, занятия лепкой, аппликацией, рисованием и т.п.
Физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта и речи.
Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?
Очень важно развитие у ребенка нравственно-волевых качеств: настойчивости, трудолюбия, прилежания, усидчивости, терпения, ответственности, организованности, дисциплинированности, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя.
Дети, не овладевшие этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.
Родители таких детей часто говорят, что в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.
Помните, каждое новое умение и навык развивают новые мозговые центры ребенка. Занимайтесь и играйте с ребенком как можно чаще во всех направлениях. Игры должны проходить с позитивным настроем. В такой обстановке лучше усваивается материал и ребенок снова захочет с вами заниматься.
И самое главное – ребенок должен знать, что при любых трудностях, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь любящих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "подготовка детей к школе"
Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе по подготовке ребенка к школе. проводится в форме круглого стола в присутствии учителей, набирающих первые классы...
Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".
Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...
Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».
-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе "О подготовке детей к школе"
Помощь родителям в подготовке детей в школу....
Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей
Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе перед поступлением детей в школу.
Материал полезен воспитателям , выпускающим детей в школу и родителям будущих первоклассников, содержит рекомендации для родителей будущих школьников,анкету готовности ребенка к школе глазами родителе...
Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик» «Роль игры при подготовке детей к школе»
Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик»«Роль игры при подготовке детей к школе»...