Родительское собрание "Подготовка детей к школе"
классный час (подготовительная группа)

КОЛУМБАЕВА ЭЛЬВИРА АЛЕКСЕЕВНА

Основные компоненты подготовки дошкольников к школьному обучению

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Подготовка к школе – процесс многоплановый. Следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует с младшего дошкольного возраста, и не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, труде, общении со взрослыми и сверстниками.

Вся дошкольная жизнь готовит ребенка к школе, а не только последний год перед школой.

Готовность к школе – это не умение считать, писать и читать.

Учёные выделяют разные виды готовности к школе. Основная из них – это психологическая готовность.

Психологическая готовность - это достаточный уровень его волевого развития.

Ученику приходится включать произвольное внимание, произвольную память, поскольку в учении есть и обязательные, «скучные» моменты.

Психологическая готовность определяется наличием таких качеств как:

- самостоятельность и организованность,

- умение управлять своим поведением,

- готовность к новым формам сотрудничества со взрослыми.

Психологи выделяют 4 вида психологической готовности к школе.

  1. Личностно-социальная готовность.

Ребенок готов общаться с людьми. Он не боится общества.

Необходимо научить ребенка уважать других, дружить, делиться, слушаться старших. При этом формулировать свое мнение и не стесняться его высказывать без оскорбления собеседника.

Нужно научить ребенка адаптироваться к школе. Не бояться школу, принимать правила поведения, разъяснить, как ребенок должен вести себя с учителем и одноклассниками.

Формировать у него желание учиться, получать знания, понимание важности и необходимости учения; умение слушать взрослого, выполнять задания;

 умение общаться со сверстниками и взрослыми (легко вступать в общение, не быть агрессивным, уметь находить выход из проблемной ситуации, признавать авторитет взрослого)

Когда ребенок социально не зрел, то у него и доска плохая, и Петя помешал, то есть, виноваты все, только не он. 

Социализация пройдет более успешно, если ребенок будет посещать массовые мероприятия, будет играть в игры «Магазин», «Парикмахерская», «Детский сад», «Школа» и др., отражающие жизнь взрослых. Главное, чтобы ребенок не играл один.

Взаимоотношения ребенка с окружающими являются зеркалом тех отношений, которые царят дома в семье. Именно от своих родителей ребенок берет пример общения и поведения с другими людьми.

Для оценки социальной готовности рекомендуем проверить:

- легко ли ребенок включается в компанию играющих детей,

- умеет ли он выслушивать чужое мнение, не перебивая,

- соблюдает ли он очередь в ситуациях, когда это необходимо,

- умеет ли участвовать в разговоре с несколькими людьми, может ли поддержать беседу.

  1. Эмоционально-волевая готовность.

Это умение, которое позволяет заниматься на уроках и не отвлекаться, быть усидчивым и сконцентрированным на учебном процессе. К школе ребенок должен уметь делать не только то, что он хочет, но и то, что нужно.

Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доделывать до конца.

Родителям нужно уметь поддержать, подсказать, а не выполнять задание за ребенка. 

Развить такие качества помогут настольные игры: шахматы, домино и др.

  1. Интеллектуальная готовность.

Количество знаний и умений не является показателем умственного развития. Интеллектуальная готовность подразумевает умение ребенка думать, анализировать, сравнивать; строить рассуждения, делать выводы, используя такие фразы как потому, что; если, то; поэтому; использовать свои знания в решении проблем и задач.

Самый важный способ развития, относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению – это читать ребенку книги.

Для этого необходимо учить ребенка слушать литературные произведения, понимать его смысл; пересказывать, соблюдая последовательность событий.

Проводить с ребенком наблюдения, беседы за различными объектами, явлениями и действиями, не давая готовых ответов, а наводящими вопросами подводить к тому, чтобы ребенок почувствовал себя первооткрывателем.

 Учите ребенка задавать вопросы «зачем?», «почему?» и т.п., т.к. мышление всегда начинается с вопроса.

Интеллектуальная готовность к школьному обучению всегда определяется по мышлению, памяти и вниманию.

Для этого можно использовать развивающие игры и упражнения.

Например, задание для развития мышления:

Какие ворота нужно построить, чтобы проехал грузовик? (широкие, высокие), а легковая машина (узкие, низкие) и т.п.

Для развития памяти:

- зрительной: Положить перед ребенком 10 предметов. Дать время для запоминания. Затем закрыть и попросить назвать все предметы.

- слуховой: Взять 6-7 предметов и произвести с ними разные звуки за ширмой. Затем попросить ребенка воспроизвести все услышанные звуки по порядку.

- тактильной: Дать ребенку закрытыми глазами на ощупь потрогать предметы разной фактуры.  Затем предложить выложить их в том порядке, в котором он их осязал.

Для развития внимания:

Прочитать вслух несколько пар слов и попросить определить в каждой из них то слово, которое является наиболее длинным. Если ребенок будет переспрашивать, значит внимание развито плохо.

  1. Мотивационная готовность.

Это позитивный настрой ребенка к школе, учителю, одноклассникам и к самой учебе.

Правильная мотивация – это ключ к будущему успеху.

Мотивационная готовность ребенка сформирована, если ребенок:

- хочет посещать занятия,

- стремиться узнать новую и интересную информацию,

- хочет получать новые знания.

Обычно, готовый к обучению ребенок «хочет учиться».

Немаловажная роль принадлежит и физической готовности к школе.

Здоровый ребенок намного быстрее приспосабливается к новым школьным условиям.

Оценить развитие и определить, готов ли ребенок к новому школьному этапу можно следующим образом:

- проверить его слух,

- проверить зрение,

- оценить способность ребенка сидеть некоторое время спокойно,

- проверить, развита ли у него координация движений (умеет ли он играть с мячиком, прыгать, подниматься и спускаться с лестницы),

- оценить внешний вид (выглядит ли он бодрым, отдохнувшим, здоровым)

Важно подготовить ребенка к письму, развивая мелкую моторику пальцев рук.

Для этого используют пальчиковые игры, игры с мелкими игрушками, задания на штриховку, рисование двумя руками одновременно, занятия лепкой, аппликацией, рисованием и т.п.

Физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта и речи.

Какими качествами должен обладать будущий первоклассник?

Очень важно развитие у ребенка нравственно-волевых качеств: настойчивости, трудолюбия, прилежания, усидчивости, терпения, ответственности, организованности, дисциплинированности, от которых зависит, будет ли ребенок учиться с удовольствием или учеба превратится для него в тяжкое бремя.

Дети, не овладевшие этими качествами, не собраны на занятиях, не стремятся добывать знания, схватывают лишь то, что дается им без особых усилий.

Родители таких детей часто говорят, что в начале учебного года ребенок не желает идти в школу. Ему надоело учиться.

Помните, каждое новое умение и навык развивают новые мозговые центры ребенка. Занимайтесь и играйте с ребенком как можно чаще во всех направлениях. Игры должны проходить с позитивным настроем. В такой обстановке лучше усваивается материал и ребенок снова захочет с вами заниматься.

И самое главное – ребенок должен знать, что при любых трудностях, он всегда может рассчитывать на поддержку и помощь любящих родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "подготовка детей к школе"

Методическая разработка родительского собрания в подготовительной группе по подготовке ребенка к школе. проводится в форме круглого стола в присутствии учителей, набирающих первые классы...

Презентация и выступление на родительском собрании по подготовке детей к школе "Интеллектуальная готовность к школе".

Родители не правы, когда думают, что их малыш готов к учебе, так как умеет читать и писать. Ребенку, несмотря на это, может тяжело даваться школьная программа. Причина – это отсутствие интеллектуально...

Нетрадиционная форма проведения родительского собрания в подготовительной к школе группе на тему «Готовность детей к школе».

-Уважаемые родители, вы сегодня все станете членами экспертной комиссии. На днях ваши дети участвовали на дошкольной олимпиаде. Хочу сказать, что это мероприятие очень понравилось вашим детям. Они был...

Протокол родительского собрания - Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей

Протокол № 1от 15 октября 2015 г.Тема: «Совместная работа ДОУ и семьи в подготовке детей к школе. Особенности обучения и воспитания шестилетних детей»...

Родительское собрание в подготовительной к школе группе перед поступлением детей в школу.

Материал полезен воспитателям , выпускающим детей в школу и родителям будущих первоклассников, содержит рекомендации для родителей будущих школьников,анкету готовности ребенка к школе глазами родителе...

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик» «Роль игры при подготовке детей к школе»

Родительское собрание в логопедической подготовительной к школе группе «Речецветик»«Роль игры при подготовке детей  к школе»...